Спецвыпуск «Образование культурой» №3. Музейный педагог — профессия XXI века Vkontakte@kizhi

Л.В. Шилова

Принято считать, что музей — это, прежде всего, музейные коллекции, памятники, и это верно, но, как думаю, это неполное определение. Ибо, с одной стороны, у вещей есть своя личная история, биография, раскрывающая нам культуру ушедших владельцев вещей, историю поколений, или, как говорил известный философ Н. Федоров,— «Музей — это не собрание вещей, а собор лиц».

А с другой стороны, трудно назвать настоящим музеем собрание вещей, которые не экспонируются, к которым не прикасаются, с которыми не общается наш современник. Живыми центрами культуры музей делают люди, живущие сегодня, наделенные редкостным даром музейщика, душа и труд которого превращает предметы в трепетное явление культуры, делает их средством сильнейшего эмоционального воздействия, способствуя воспитанию и образованию детей и взрослых. Кто такой музейный работник сегодня? Что это за новая профессия «музейный педагог»? Какова его роль в музее и обществе?

Немного истории вопроса. Музеи и первые музейные профессии (хранители) возникли в России в начале XVIII века. В XIX веке с ростом числа музеев и открытием их для посетителя, развитием новых видов музейной работы формируется специализация в музейной профессии, которая в XX веке, особенно с появлением системы музейного образования в 30-е годы XX века, закрепляет новые специализации музейных работников. Появляются музеевед, экспозиционер, таксидермист, экскурсовод-лектор и пр., в 60–70-е годы — художник-оформитель музея, реставратор музейных коллекций, научный сотрудник, музейный социолог и пр.

На рубеже 80–90-х годов в условиях деидеологизации и возвращения музея к своей первоначальной ценности — музейному предмету, с переходом музеев к концепции социокультурного центра — генератора культурных инициатив, началась системная работа с местным сообществом, использование ресурса музея, наследия в образовательных целях. В эти годы теоретической, методологической основой культурно-образовательной работы музеев становится музейная педагогика — новая научная дисциплина, возникшая на стыке музееведения, педагогики и психологии, задачей которой является наилучшее использование предмета, памятника в педагогических целях. Именно тогда и появляется новая профессия — музейный педагог. Созданнный в 1993–94 годах ДМЦ музея «Кижи» с самого начала положил в основу своей практики музейно-педагогические подходы и технологии, сделав задачу формирования музейного педагога, подготовки и повышения квалификации ведущим направлением работы, своей долгосрочной программой. Подводя итоги, можно сказать, что создание ДМЦ и его деятельность способствовали становлению музейной педагогики в Карелии как новой научно-методической и практической области деятельности, формированию новой профессии в системе образования и культуры РК — профессии музейного педагога, организатора музейной деятельности.

Сегодня музейная педагогика не только освоена как новая научная дисциплина, сфера деятельности, но за 15 лет разработки ее методического арсенала, реализации специальных музейно-образовательных программ она превращается в образовательную технологию. Во многом благодаря работе ДМЦ составные части музейно-образовательной технологии: специальная музейная среда, музейная программа, музееведческие методики — активно используются в детских садах, школах Карелии и России.

Людмила Шилова, зам. директора музея, научный руководитель ДМЦ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф