Спецвыпуск «Образование культурой» №3. Музей и школа: драма взаимоотношений или опыт взаимопроникновения? Vkontakte@kizhi

Татьяна Воробьева

Кто такой музейный педагог? Учитель, искусствовед, музейный работник, практический психолог? А может ли школьный учитель завтра стать музееведом? Просто ли музейному работнику стать педагогом?

Эта профессия, а может вид деятельности, возникший на стыке наук (психологии, педагогики, музееведения, и даже философии) интересен и продуктивен. Он дает новый взгляд на предмет, открывает иные «смыслы» уже знакомых слов, событий, явлений. Прелесть этой работы в полутонах и оттенках, во взаимопроникновении и созвучии дисциплин.

Музей — заповедник «Кижи», который ставит целью развитие образовательной деятельности, осуществляя партнерские взаимоотношения со школами, выполняет важнейшую социальную миссию в обществе. Такой музей не боится «школоцентризма», дети давно стали его целевой аудиторией. А для образовательных учреждений музей является прививкой от «социальных холер». Главное делать их вовремя и в соответствии с возрастом.

Иногда в музее мы слышим полушутливые разговоры коллег-музейщиков, работающих с детской аудиторией, которые сравнивают эту работу то с деятельность «пионервожатого», то с работой «коверного в цирке»… Так кто же такой «музейный педагог»? Это человек, готовый к обучению «длиною в целую жизнь», с ним интересно ребенку и взрослому. Он умеет слушать и слышать аудиторию, а не только представлять себя ей. Это человек, хорошо понимающий свое социокультурное предназначение. Он посредник (медиатор) в этой затянувшейся драме школы и музея.

Татьяна Воробьева, к.п.н., директор ГОУ Прогимназия №1768 , Москва, постоянный участник проектов ДМЦ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф