Космозерский Новый год @kizhi
Новый год и Православное Рождество — один из самых любимых праздников Заонежья. Наиболее яркие впечатления я храню со времен своего детства, а родилась я в центре Заонежского полуострова — старинном Космозере. Тогда деревни представляли другое зрелище: все взрослые работали, в каждом населенном пункте были школа, детский сад, ясли, фельдшерские пункты… Это сейчас они представляют собой полную разруху, а тогда было иначе. Самое главное наше состояние было — огромная радость. Может быть, потому это состояние было главным, что мы были детьми и многого еще не понимали.
Все ждали елки! И когда их привозили на огромном грузовике и выгружали около сельского дома культуры (именуемого просто клубом), школы, детского сада, то все деревенские ребятишки сбегались просто посмотреть на нее. Помню, что елки всегда были большие, живые и очень пушистые — настоящие лесные красавицы!
Наступала целая череда праздников — новогодних. Никто в то время не называл их так, а говорили и взрослые и дети просто «пойдем на Елку». Пойти на Елку — это значит пойти на новогодний вечер.
Первая Елка была в детском саду, потом в школе, а 31 декабря — в сельском клубе. Это была самая интересная елка. Попасть на нее девочке-подростку казалось настоящей мечтой. Собиралась вся деревня в полном смысле этого слова. И удивляюсь: пьяных почти не было. Люди умели и радоваться, и веселиться. Добровольцы мужчины-дружинники всегда следили за порядком. За всю историю Нового года я не помню ни одного конфликта в праздничное время.
Нарядная елка стояла в центре зала. Кресла все убирались, зал был свободен для танцев, конкурсов и викторин. Деда Мороза и Снегурочку играли местные жители, как правило, кто-то из сельской интеллигенции — работники сельского клуба или библиотеки. Хорошо помню, что у Мороза был красный длинный тулуп с белой отделкой, большая наклеенная борода, в руках — посох. А Снегурочка была вся в белом и блестящем — словом, красавица. Мы все узнавали односельчан, но наблюдать за этой игрой было очень интересно. Сыпалось огромное количество стихов, поговорок, свободно проводились игры, викторины, конкурсы — в основном, по теме «Зима».
Удивительно, но играли у елки одинаково и взрослые, и дети. Всем хотелось отличиться. Кому удалось — получал приз. Конечно, они были простые — чашка для чая, мячик, ученическая тетрадь или карандаш. А сколько радости было, представить себе не можете!
Хорошо помню, что всегда был конкурс чтецов. Тут в основном участвовали дети. Ставили у елки табурет, на него вставал ребенок и читал стихи. До сих стоит у меня перед глазами эта сцена: «Елку вырублю в лесу, Елку в школу принесу»…
Под многочисленные аплодисменты односельчан чтец получал приз.
Одна из удивительных особенностей того времени, к сожалению, на сегодня утраченная,— наличие карнавальных костюмов. Невозможно было пойти на Елку без костюма. Тут были и мушкетеры, и Снегурочки, и сказочные персонажи, и лесные жители — столько было вокруг творчества! А жили бедно! Апельсин или мандарин были чудом. А такие фрукты как банан или хурму я попробовала, будучи студенткой.
Любой дом был открыт. Можно было прийти в гости в любую семью как к себе домой. Все что есть, выставлялось на стол, начиналась задушевная беседа. Телевизоров тогда еще не было. Еда простая, но очень вкусная — деревенские мясные кулебяки, рыбники, икра, холодец, пироги, соленые огурцы, квашеная капуста, грибы, варенье и обязательно — чай.
Тогда каждый ребенок получал от организации, в которой работают его родители, подарок в простом сереньком пакетике, но разве это важно — главное его содержимое — там были (а я помню до сих пор) маленькая упаковка вафель, много разных конфет, небольшая шоколадка, яблоко или апельсин, печенье.
Безработных не было. Все наши родители работали — или в совхозе «Прогресс», или в Заонежском лесхозе, или в сфере обслуживания. Каждая организация на Новый год выделяла ребенку до 18 лет подарок. И я всегда завидовала ребятам, у которых родители работали в разных организациях: они получали по 2 подарка, а мои мать с отцом — были в Заонежском лесхозе, и мы с братом имели по одному подарку. Я считала это несправедливостью.
Но вернемся в наш клуб. Все собирались часов в 8 вечера. Тут состоялись проводы Нового года. Деда Мороза и Снегурочки еще не было. Присутствовал ведущий. Он, по сценарию, организовывал их встречу. И хотя до Нового года оставалось еще несколько часов, жителей Космозера это не смущало: они все дружно закликали Деда Мороза и кричали потом: «Елочка зажгись!»
И появлялись Дед Мороз и Снегурочка, они пели и плясали, загорались гирлянды на елке, разыгрывались призы, шли конкурсы. Например, конкурс на лучший карнавальный костюм, когда все маски выстраивались и, взявшись за руки, хороводом под музыку шли вокруг елки, конкурс чтецов, конкурс загадок и т. д.
Заранее на почте продавались лотерейные билеты, а потом со сцены разыгрывались призы: бралась шапка, а из нее какой-нибудь малыш под руководством Деда Мороза вытягивал заветные номера, завернутые в бумажку.
Это торжество продолжалось до 11 часов вечера. В 11 часов или чуть позже закрывался клуб, все расходились по домам «встречать Новый год». Ровно в 2 часа ночи клуб открывался, и вся деревня вновь собиралась, и веселье продолжалось до рассвета. Никто не уставал. Хорошо помню, как молодые пары буквально умоляли директора клуба тетю Нину Пахомову «поставить последний танец» (а танцы были под пластинки), а она ни в какую не соглашалась: «Неужто ночи не хватило? Девять часов, а корова не справлена!»
Золотая, прекрасная пора нашей молодости!
Вечером — снова открывается клуб, это уже 1 января Нового года и веселье продолжается. У школьников начинались каникулы. Впереди — две недели отдыха. В пору моего детства и юности в Заонежье зима была зимой, а лето — летом. Стояли морозные, снежные дни, звездные ночи. Все ребята прекрасно катались на санках и лыжах, не боялись уходить далеко в лес.
Приближался еще один праздник — Православное Рождество. Его празднование осуждалось, как и Пасха. Но корни народные сильнее, и люди эти праздники помнили. В ночь на Рождество самые активные переодетые в костюмы жители села ходили по деревне из дома в дом — хухляками. Почему так их называли, не знаю, но название точное. Обычно переворачивали бараньи шубы мехом вверх, нахлобучивали старье-шапки на голову и ходили по домам — колядовали и славили Христа: Коляда, коляда, Открывай ворота! …
Врывались в избу с криком, смехом, песнями, простыми танцами — выпрашивали приз. Денег не давали, а пироги — пожалуйста, сколько хотите.
Вот так было в Космозере — старинной заонежской деревне. Что отличало то время — бедность, но удивительная искренность и доброта народа. Понятия не имели, что бы помочь соседу и взять за это деньги, о воровстве и «слыхом не слыхали», избы не закрывались. А праздники были настолько яркие, теплые, что до сих пор не забываются… Теперь люди в деревне живут по-другому, с другим менталитетом, а жаль… Как будто что-то мы потеряли, вернуть это уже не возможно.