Летние усадебные заботы @kizhi
Все понимают, насколько важен в «музее быта», а музей-заповедник «Кижи» это музей традиционного крестьянского быта в широком смысле – не только быта внутридомового, но и усадебного, и деревенского, и волостного, насколько важен «эффект присутствия». Помню из детства пресловутую горящую ленинскую зелёную лампу, открытый «Капитал» Маркса и очки на столе. Как будто Ильич только что вышел... Эффект этот, конечно, важен и вне идеологии – он оживляет предметный ряд экспозиции, даёт тёплое дыхание давно покинутым хозяевами стенам музейных домов.
Заонежскую деревню конца XIX в. должен окружать «обо?д» - деревенская округа ближних самых ухоженных и хорошо обработанных угодий. В усадьбах – мелкая шелковая травка-дубравка, как её здесь называли; стёжки-дорожки соединяющие выходы из дома со всеми надобными постройками; «на припёке», перед домами или «на за'дворках», за домами – чисто выполотые «грянья»-грядки, обычно размером с большой деревенский стол каждая, с вытоптанными «ручьями» - проходами между ними; на гряньях всеобычные брюква, редька, лук. «Небольшенький» огород картошки также. Над овощами торчит пугало в шляпе, раздувает круглое пузо на ветру, машет привешанными к рукавам голиками.
За прямыми изгородями в шесть жердей, обычно окружавшими усадьбы – ближние тучные поля, щедро удобренные «назёмом» (так в Заонежье называли навоз) – серебристая рослая рожь, палевые овсы, золотящиеся усатые ячмени и дочиста расчёсанные бороной-суковаткой пары. По межам – каменные ровницы, улички для скота также часто огораживались высокими каменными «заборьями». На воде, у берега, амбары и бани, поодаль от жилья, на горушках – безоконные глухостенные ригачи. Вид деревни открытый и приветливый, исполинские дома «играют» цветными ставенками, бесшумно скользят по озеру парусные «кижанки», покачиваются сети на вешалах вдоль скодней...
Вот идеальный, документально зафиксированный облик заонежской деревни конца XIX – начала ХХ вв., над приближением к которому работают экспозиционеры на острове Кижи.
Пока что в музее всего одна более – менее обустроенная экспозиционная крестьянская усадьба – усадьба Ошевневых. Четвёртый год возделываются в ней традиционные грянья и картофельный огород, выполняются окашивание, починка изгороди и другие работы. Особенностью этого сезона явилось развитие практической работы на земле в сторону воспитания и образования детей, обучения их простейшим огородным навыкам и азам земледельческого мировоззрения. Речь идёт не о детских группах из ЛМШ, забегающих на часок «послушать про брюкву», а о таком явлении, как дети-добровольцы, подвигаемые своим личным желанием и, отчасти, родителями - музейными сотрудниками, к посильному участию в крестьянском труде. Их можно успеть обучить работать, внушить некоторые простые деревенские истины. Как говорили в Заонежье, «палочку можешь дёржать? – на сенокос!»
Но, конечно, обучение не сводилось только к однообразной работе, а беседовали мы и про ледниковое время, и про историю острова Кижи, и про заонежан – что это были за люди и как они жили, и что теперь с ними происходит. Очень дорого доверие родителей, ведь чада отправлялись на настоящие овощные грянья, поливать, полоть, рыхлить. Там и крапива, и муравьи, и даже, подчас, змеи, или, как здесь говорили – «га'дья». Но оказалось, что главную опасность для детей представляют многочисленные туристы, ведущие себя с одетыми в сарафаны девочками как с милыми зверушками в зоопарке - сюсюканье, конфеты, жвачка, деньги, фотосъёмки, вспышки и т.д. Временами было довольно трудно избавиться от назойливых поклонников и обожательниц. Без ложного пафоса можно сказать, что возможность передать свои знания и отношение к земле новым гражданкам России с лихвой оправдывает ту дополнительную нагрузку, которую испытываешь, обучая и наставляя детей.
Также достижением этого лета стал выход традиционного сенокоса на пока небольшие, но всё же просторы основной экспозиции музея. Перенос девушками кучьев сена к за'колью на жердях-носилках, да ещё с песнями, вызвал бурю эмоций у встречной публики; восклицания разнились от «как здорово!» до «они же сумасшедшие!» Тем не менее, впервые за многие годы в основной экспозиции музея (на безопасном от памятников расстоянии) сложено настоящее за'колье – кладь сена, подвешенная на стожарях и двух рядах кольев, как раз соответствующая нынешнему дождливому лету. Сенокосные работы, выпавшие на редкие погожие деньки, принесли много радости красивого труда их участникам.
Ну а огородные дела шли своим чередом: два раза окучили картошку, по мере надобности пололи, рыхлили, поливали всё на пользу растущее. В заключение хочется поблагодарить за помощь сотрудников отдела Фольклора и экскурсоводов музея. Без их участия многое не удалось бы сделать.