Музейные коллекции продолжают расти. О поступлениях в фонды музея в 2009 году @kizhi
В 2009 году в фонды музея был принят 2081 предмет, из них 2028 предметов пополнили основной фонд и 53 предмета — научно-вспомогательный фонд.
Для сравнения — в 2008 году основной фонд пополнился 531 предметом, научно-вспомогательный фонд — 52 предметами. Однако этот количественный рост достигнут благодаря приему в фонды музея предметов археологии (83,9 % всех поступлений 2009 года). В целом, по отношению ко всему фондовому собранию, на 1 января 2010 года предметы археологии составляют 19,9%, предметы быта и этнографии — 25,7 %, редкие книги, документы — 4,5 %, коллекция древнерусской живописи — 1,8%. Самая многочисленная коллекция в «движимом» собрании фондов — фотографии (в основном материалы по фиксации памятников деревянного зодчества Карелии) — 39,6 %.
- Коллекция первоисточников по памятникам деревянного зодчества Карелии пополнилась тридцатью фотографиями Успенского собора в Кеми, сделанными в конце 1940-х — первой половине 1950-х годов А. В. Ополовниковым и А. Н. Буйновым; сотней подлинных обмерных чертежей (кроков) и шаблонов Успенской церкви в Кондопоге, выполненных в 1948 году А.В. Ополовниковым.
- Художественный образ реалий острова Кижи 1951 года отражён на приобретённой в основной фонд музея картине Г.В. Жаренкова «У Кижской пристани». Пасмурный ветреный день, деревянный причал с перилами. На причале — две невысокие деревянные хозяйственные постройки (амбары), у причала пришвартован буксир с дымящейся трубой. Преобладание серых тонов придает картине холодный северный колорит. Картина имеет и мемориальное значение, поскольку жизнь и работа известного отечественного художника-реставратора Геннадия Васильевича Жаренкова всегда была тесно связана с Кижами, Карелией, Русским Севером. В 1950-1953 гг., работая в научно-реставрационной мастерской при Управлении по делам архитектуры КФССР, он под руководством В.Г. Брюсовой участвовал в реставрации кижских икон. Будучи первым художником-реставратором Музея изобразительных искусств РК, участвовал в экспедициях по Карелии, раскрыл много произведений древнерусской живописи из фондов этого музея. Как художник, Геннадий Васильевич работал в различных жанрах, центральное место в его творчестве — природа и архитектура. Среди работ — карельские пейзажи, Кижский архитектурный ансамбль, часовни Заонежья. В 1985-2002 гг. Г.В. Жаренков передал музею «Кижи» свыше 780 предметов, в т.ч. свыше 300 предметов в дар. Среди этих предметов свыше 540 фотографий, выполненных им в 1950/60-х гг. в деревнях Карелии (в основном по деревянному зодчеству), авторские акварели, 8 книг кириллической печати, другие письменные источники, предметы традиционного крестьянского быта. В 2008 году Геннадию Васильевичу исполнилось 80 лет. В настоящее время он живёт в г. Армавире. С теплотой вспоминает Кижи и ветеранов музея-заповедника.
- Редким первоисточником информации о паломничестве в Палестину (Святую Землю) как неотъемлемой части русской православной традиции является тематическая фотография, подаренная музею петрозаводчанкой Галиной Васильевной Даншиной. На этой фотографии, датируемой концом XIX — началом ХХ в., изображены русские паломники на реке Иордан. В кадре — неширокая и мутная река с грязным берегом. На берегу реки стоят более 100 человек — мужчины (миряне, церковнослужители) и женщины. Пожилая женщина с пальмовой ветвью в руке — родственница сдатчицы Наталья Васильевна Абросимова. Путь к сакральной реке в то время организовывался Императорским Православным Палестинским Обществом и осуществлялся в составе особого пешего каравана. Этот путь был нелёгким по климатическим причинам, особенно для пожилых и нездоровых паломников. Палестинское Общество учитывало трудности пути. На фотографии виден фрагмент палатки, расстановка которых на берегу реки была обычным делом. Караваны паломников проходили через населённые пункты, жители которых недружелюбно относились к паломникам. Поэтому для охраны каравана Общество через генерал-губернатора Иерусалима нанимало турецких жандармов, а также приглашало шейхов-проводников (кавасов). Видимо, этим объясняется наличие в толпе паломников мужчины в феске и вооружённых мужчин в арабских головных уборах.
- Коллекцию столовых приборов (вилки, ножи) XIX в. передала в дар музею петрозаводчанка Зоя Фёдоровна Вальтер по инициативе своей внучки — реставратора древнерусской живописи Н. С. Куусела. Изначально эти предметы принадлежали семье Ивана Карловича Мейера (умер в 1916 г.), ученика выдающегося русского психиатра и невропатолога В. М. Бехтерева. И. К. Мейер — первый профессиональный психиатр Карелии, первый заведующий психиатрическим отделением Петрозаводской губернской земской больницы, один из учредителей губернского общества врачей (1904 г.), преподаватель в фельдшерской школе, талантливый медик, внесший крупный вклад в развитие здравоохранения Карелии.
Еще 8 вилок XIX в. поступило в фонды музея от петрозаводчанки Ксении Евгеньевны Яковлевой. Эти вилки были частью приданого Марии Андреевны Квашниной-Самариной (1882-1958), дочери швейцарского подданного Штейнмана, приехавшего в Россию для создания сыроваренного завода и женившегося по любви на крестьянке. Их дочь Мария вышла замуж за потомственного дворянина Дмитрия Николаевича Квашнина-Самарина. Кроме вилок, К. Е. Яковлева передала музею еще 6 предметов, принадлежавших семье М.А. Квашниной-Самариной: серебряное ситечко (1870 г.), фарфоровые чашку чайную и блюдце (завод А. Г. Попова, 1850-е гг.), западноевропейский кувшин в китайском стиле (вторая половина XIX — начало ХХ в.), подсвечник (1880-1910-е гг.), каменную статуэтку второй половины XIX в. - Редкую ныне грифельную (аспидную) доску подарил музею петрозаводчанин Николай Иванович Макаров. Ранее доска принадлежала семье Кошелевых из д. Горка современного Кондопожского района. Известная с IX века аспидная доска — это пластина, изготовленная из твердого чёрного сланца — аспида и вставленная в деревянную раму. В прошлом на таких досках учащиеся писали грифелем (аспидной палочкой), из-за чего в обиходе аспидные доски чаще называли грифельными. А грифелем теперь называют пишущие стержни для карандашей. С одной стороны доска из д. Горка разлинована в «косую линейку», с другой стороны — в клетку. Судя по легенде, этой доской по прямому назначению пользовались школьники ещё в 1930-1940-х годах.
- 7 традиционных бытовых предметов из окружения семейства заонежских (с. Космозеро) иконописцев Абрамовых через О.А. Скобелева передала музею жительница Великой Губы Наталья Васильевна Подгорная: замок амбарный, 2 сундука, прялку, стул, стол обеденный, буфет. Замечательный буфет был куплен музеем у Александра Николаевича Пономарёва из с. Деревянное.
- Предметами основного фонда музея стали гребные лодки, купленные у Андрея Викторовича Коросова из Петрозаводска и Тайто Тойвовича Малинена из д. Юшкозеро. Иван Петрович Костин из д. Щепино передал музею лодку-кижанку, изготовленную в 1965 году известным заонежским мастером И. Ф. Вересовым. Все три лодки поступили в фонды музея благодаря планомерной работе старшего научного сотрудника отдела истории и этнографии Ю.М. Наумова. Он же выявил и передал в фонды музея два рисунка художника Ю.П. Высоковских, на которых в июле 1982 года запечатлён за изготовлением лодки-кижанки Иван Фёдорович Вересов.
- В результате собирательской работы сотрудников музея Е.А. Воробьёвой, И.И. Набоковой в прошлом году была пополнена коллекция текстиля. 16 предметов собрала и подготовила для приёма в фонды музея старший научный сотрудник Л.В. Трифонова, 52 предмета — хранитель В.А. Тере, 143 предмета — хранитель Л.С. Харебова. 1703 предмета передали в фонды музея археологи И.В. Мельников и К.Э. Герман.
Мы благодарны всем лицам, передавшим музею принадлежащие им предметы и сообщившим информацию об этих предметах. Особой благодарности заслуживают люди, подарившие музею предметы музейного значения. - Музей-заповедник «Кижи» благодарит всех, безвозмездно передавших музею предметы в 2009 году: В.П. Абросимова (г. Сегежа), Т.В. Арестых (д. Юркостров), Т.Г. Кондратьеву (с. Толвуя), В.Б. Полиновского (д. Великая Нива), М.Г. Сидоркова (д. Палтега), а также жителей Петрозаводска: В.Л. Аверина, Т.В. Баранцову, З.Ф. Вальтер, Р.А. Воронина, Г.В. Даншину, Н.И. Макарова, Л.Н. Фотеева, В.А. Халитову.