Миссия ЮНЕСКО — музей «Кижи»: мы вместе спасем памятник @kizhi
Эксперты ЮНЕСКО-ИКОМОС проинспектировали ход реставрационных работ на памятниках Всемирного наследия.
Судьба Кижского архитектурного ансамбля и вопросы его сохранения уже более 20 лет будоражат умы архитектурной, реставрационной общественности, да и просто неравнодушных людей как в России, так и за рубежом. Не хочется углубляться в историю борьбы за принятие проекта реставрации великого памятника. Но не будь у музея «Кижи» все годы принципиальной позиции в отношении самых диких и сумасшедших предложений и, особенно в отношении полной раскатки церкви, возможно, сегодня мы видели бы новодел вместо шедевра деревянной архитектуры начала XVIII века.
Миссия ЮНЕСКО на острове. История вопроса
Непростыми для музея «Кижи» были 1986-1988 годы и могли печально кончиться для Преображенской церкви и ансамбля Кижского погоста в целом. Московский институт «Спецпроектреставрация» неожиданно расписался в несостоятельности своего проекта переборки Преображенской церкви при помощи установленного в ней металлического каркаса и предложил «восстановление памятника в новом материале», с демонстрацией разобранного подлинного материала на полигоне за деревней Васильево. Но, к счастью, проект был остановлен музеем. Пришлось обратиться к общественности, и тогда в «Литературной газете» за 9 апреля 1986 г. появилась статья Геннадия Сорокина «Гроза над Кижами».
Следом последовало предложение архитектора Александра Попова раскатать церковь дедовским способом «до основанья». «А затем?!»… — тут возникало много вопросов — в частности, о подлинности памятника, т.к. предполагалось начать работы немедленно, даже без должной подготовки обмерной и проектной документации. Что мы получили бы в результате, было совсем не ясно. Об этом очень подробно рассказал журнал «Огонек» №17 за апрель 1988 г. Музей снова выступил «против». И обратился за советом к экспертам Международных комитетов дерева и народной архитектуры ИКОМОС во время совместного совещания комитетов в Петрозаводске в сентябре 1988 года.
Таким образом, уже начиная с 1988 г. ИКОМОС был вовлечен в решение проблем сохранения ансамбля Кижского погоста. Его первыми рекомендациями было воздержаться от полной разборки сруба и ускорить включение ансамбля Кижского погоста в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, чтобы иметь возможность официально направлять своих экспертов для изучения проблем сохранности и оказания помощи в проведении работ в соответствии с международными принципами сохранения памятников и общепринятой практикой реставрации.
После включения ансамбля Кижского погоста в Список Всемирного наследия участник петрозаводского совещания ИКОМОС канадец Хэрб Стовел, ставший Генеральным секретарем ИКОМОС в 1990, инициировал организацию международной миссии экспертов ИКОМОС на остров Кижи.
- О первом посещении острова международными экспертами вспоминает главный архитектор музея Сергей Куликов, который занимался тогда организацией работы миссии от музея.
- — Первый приезд миссии в большом составе состоялся летом 1993 года. Основной целью миссии было помочь России, как государству-участнику Конвенции всемирного наследия, должным образом организовать работы по сохранению Кижского погоста. В задачи миссии входило определение состояния сохранности объекта, начиная от законодательной базы, обеспечивающей эту сохранность, и правовых механизмов и кончая техническими вопросами реставрации и защиты объектов от возгорания, от проникновения.
Эксперты впервые детально знакомились не только с состоянием памятника и российским законодательством, но и встречались с проектировщиками, в частности с Ю.В. Пискуновым, руководителем КБ по инженерному укреплению церкви, а также с химиками, тогда работавшими в музее.
По результатам миссии в ЮНЕСКО был представлен обширный доклад почти на 200 страницах. Он получил высокую оценку (на тот момент даже афинский Акрополь не имел подобного аналитического документа по состоянию сохранности объекта и работ по сохранению в целом). Многие положения доклада не потеряли свою актуальность и по сей день. В нем отмечалось, что «философские разногласия, фрагментарные координация и принятие решений, а также отсутствие ресурсов по-прежнему влияют на управление ансамблем; материал и конструкции памятника продолжают разрушаться, пока ведутся бесконечные исследования», и поэтому необходимо как можно быстрее прийти к консенсусу и начать реставрационные работы.
Работа первой миссии практически продлилась 2,5 года. В ней приняли участие руководитель миссии Эндрю Поутер из Канады (в приезд 1993 года он провел без малого полтора месяца на острове), специалист по противопожарной защите Шур Хельсет, инженер Петер Аун и миколог Йохан Маттссон из Норвегии, плотник-реставратор Паси Каарто и реставратор иконописи Пентти Пиетарила из Финляндии, а также 15 российских специалистов различных направлений в области охраны памятников. В завершение в работе миссии также приняли участие Джо Лоферски и Стив Келли из США. Федеральные органы представляла федеральный архитектор Татьяна Вахрамеева. - В 2007 году миссия ЮНЕСКО, обеспокоенная отношением государства-участника Конвенции к реставрации уникального памятника, вновь посетила остров Кижи. О том, что увидели эксперты, какие рекомендации получил музей, а также государство на федеральном и республиканском уровнях, рассказывает руководитель реставрационных работ на памятнике Всемирного наследия зам. директора музея Николай Попов.
- — До 2007 г. представители ЮНЕСКО неоднократно посещали остров. В апреле 2007 г. на острове побывала миссия ЮНЕСКО, которая знакомилась с состоянием подготовительного этапа комплексной реставрации Преображенской церкви. Группа в составе иностранных специалистов-реставраторов работала на острове 3 дня в очень плотном режиме, знакомясь со всеми сторонами будущей реставрации. Эксперты ЮНЕСКО познакомились с тем, как организованы мероприятия по безопасности объектов Кижского погоста — противопожарной охраной, системой комплексного профилактического обслуживания памятников. Эксперты дотошно знакомились с состоянием памятника, проектом его реставрации по технологии лифтинга. Большое впечатление у гостей оставил открывшийся новый реставрационный комплекс, аналогов которому нет в Европе. Он позволит вести реставрационные работы круглый год.
Подготовительные работы по реставрации получили очень высокую оценку. Отмечено, как положительный факт, создание специальной службы реставрации Преображенской церкви и Плотницкого центра музея.
Познакомившись с объемом работ, проведенных музеем, и оценив его роль в реставрации, миссия сделала заключение, что на тот момент вопрос о включении объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, не имеет места. Но настоятельно рекомендовала государству-участнику разработать комплексный план управления архитектурным ансамблем Кижского погоста, включая стратегию туризма с акцентом на все возможные угрозы для объекта, меры по обеспечению готовности к рискам.
Заключение выездной комиссии ЮНЕСКО в апреле 2007 года на остров Кижи является и сегодня основой для последующей работы музея. Экспертами высказано одобрение проделанной музеем работы и предложено правительствам Карелии и России безотлагательно вести реставрационные работы на памятнике. Практически все рекомендации ЮНЕСКО 2007 года музеем выполнены: начато финансирование работ на федеральном уровне, начаты собственно реставрационные работы, так как музей получил от Росохранкультуры разрешение на их первый этап.
По итогам работы группы экспертов в решении 33 Сессии Комитета Всемирного наследия, которая состоялась 22-30 июня 2009 г. в Севилье, касательно архитектурного ансамбля Кижского погоста говорится: «Высоко оценивая продолжающиеся усилия со стороны музея-заповедника «Кижи» по улучшению обслуживания, контроля и популяризации объекта Всемирного наследия, настоятельно призывает государство-участник создать специальную правительственную группу по координации выполнения всех решений Комитета Всемирного наследия, касающихся этого объекта». - Третья миссия ЮНЕСКО на острове Кижи работала 5—7 апреля 2010 г. Задача, которая стояла перед экспертами Международного комитета, – познакомиться с результатами работы музея по реставрации Преображенской церкви за три года, прошедших со времени предыдущего посещения миссией острова, и увидеть, как выполняются музеем и государством-участником Конвенции рекомендации ЮНЕСКО по сохранению уникального памятника.
- Программа работы была насыщенной. За два неполных дня миссия ЮНЕСКО в составе: А. Сидоренко-Дулом (Франция), С. Хельсет (Норвегия), Э. Паутэр (Канада) познакомились с работами, проводимыми музеем по реставрации памятников деревянного зодчества.
Правительство РФ представляла советник ответственного секретаря Комиссии по делам ЮНЕСКО МИДа РФ В.И. Сидорова, правительство РК представлял зам. министра культуры и по связям с общественностью Е.Г. Шишков. Миссии были представлены отчеты по всему объему работ на Преображенской церкви; по энергоснабжению острова Кижи; по противопожарной системе; по решению проблемы границ музея и буферных зон вокруг памятников; по участию государства на федеральном и местном уровнях в управлении памятником Всемирного наследия, которым является Кижский Погост.
Большое удовлетворение группы экспертов вызвал факт целевого федерального финансирования работ по реставрации памятников Кижского Погоста и по созданию современной инфраструктуры острова Кижи, в соответствии с Распоряжением Председателя правительства РФ В.В. Путина.
Международные эксперты высказали положительное мнение о результатах работы музея и его подрядных организаций по внедрению в жизнь утвержденного в 2001 г. научно-методическим советом Минкультуры РФ проекта реставрации Преображенской церкви методом лифтинга. Исчерпывающая информация о проекте была дана главным архитектором проекта В.С. Рахмановым (ОАО «НИИ Спецпроектреставрация», Санкт-Петербург). Существующая сегодня система металлических стоек вывешивания церкви и внутренних домкратов получила высокую экспертную оценку. И хотя метод лифтинга ими признается как один из самых сложных в реставрации, но уровень работ в музее «Кижи» у них вызвал уважение и доверие. Главная рекомендация миссии – начатые работы на памятнике ни в коем случае не останавливать, так как состояние памятника очень тяжелое.
Также положительную оценку получил и проект укрепления фундамента церкви, разработанный ООО «Стройреконструкция» (Санкт-Петербург), который на встрече представлял главный инженер проекта И.К. Раша. Эксперты познакомились с работами в Производственном комплексе, где сегодня идет реставрация бревен трапезной Преображенской церкви. Хорошую оценку получили плотницкие работы на бревнах большой толщины. Одобрен способ реставрации отдельных бревен методом деревянных вставок, накладок, протезирования с использованием шпонок и нагилей. Рекомендовано при этом избегать эффекта «печворка», когда бревна имеют множество заплаток.
Дискуссия по поводу применения как твердых, так и мягких клеев при реставрации бревен закончилась рекомендацией, основываясь на многолетнем европейском опыте, стараться избегать этого метода, особенно там, где можно без него обойтись.
Эксперты также познакомились с профилактическими работами, проводимыми музеем на Покровской церкви: системой укрепления сруба, работами по реставрации главок церкви. После чего была дана высокая оценка уровню профилактического ухода за памятником и качеству плотницкого мастерства сотрудников Плотницкого центра музея.
Главный вывод, который сделан официальными представителями ЮНЕСКО-ИКОМОС: проект реставрации Преображенской церкви, являющийся на сегодняшний день самым сложным в мире для памятников деревянного зодчества и поддержанный на федеральном уровне, находится в надежных руках сотрудников музея «Кижи».
По итогам работы миссии ЮНЕСКО будет подготовлен отчет, который после его утверждения будет выслан в музей «Кижи», московское бюро ЮНЕСКО и размещен на сайте для знакомства с ним общественности.
Кого не устраивают успехи музея?
Уже несколько десятилетий Александр Попов, считающий свое мнение в отношении Преображенской церкви и методов работы музея «Кижи» истиной в последней инстанции, не оставляет бредовую идею раскатать памятник ЮНЕСКО. И какие только для этого доводы не приводит, при этом скромно замалчивая действительные факты. Видимо, затаилась обида за то, что в том далеком 1988 году коллектив музея не позволил ему работать на острове. И теперь, называя себя членом непонятно на каком основании появившейся рабочей группы, которую может утверждать только Правительство России, вновь пытается завести общественность в теоретические споры в отношении давно утвержденного способа реставрации Преображенской церкви. При этом, не брезгуя откровенной ложью. Ведь прекрасно понимая, что без утвержденного проекта реставрации музей не получил бы ни копейки, не говоря уж о тех 800 миллионах рублей, которые, видимо, и разжигают воспаленное воображение г-на А. Попова. Иначе, как объяснить его обвинение в том, что музей не имеет проекта реставрации, а в Преображенскую церковь «вбуханы огромные деньги, а ее состояние только ухудшилось». Что пытается доказать архитектор и реставратор А. Попов, привлекая к своим нечистоплотным играм академика В. Орфинского и руководителя КарНЦ РАН А. Титова? Для чего уважаемым и авторитетным людям Карелии «вестись» на провокации не живущего здесь г-на А. Попова? Нет, пожалуй, в России больше территории, где ученые своими руками пытаются уничтожить свое достояние. Ведь пришлому А. Попову все равно, что будет с музеем «Кижи». Ему безразлично, что при его методе сотни тысяч туристов лишились бы на много лет возможности видеть мировой архитектурный шедевр. А ведь мы так гордимся, что в Карелию, в Кижи едут со всего света посмотреть на наше чудо. Но если ему все равно, как это не может не беспокоить карельских ученых?
И на этом фоне борьбы с музеем и местечкового безразличия музей имеет серьезную международную поддержку. Когда коллективу музея международные эксперты уверенно говорят: «Музей и ЮНЕСКО вместе спасут этот великий памятник», то понимаешь, что музей «Кижи» идет правильным путем и у него есть будущее.
А пришлые ученые могут сколько угодно лгать, собирать провокационные пресс-конференции, заполнять сайты «трудами» журналистов-приспешников, проект никто не остановит, работы шли, идут и будут идти по утвержденному плану. В общем, караван как шел, так и идти будет …