Методический кабинет открыт для всех @kizhi
На заре своего возникновения в кон. 60-х — нач. 70-х гг. весь методический кабинет блока экскурсионного обслуживания посетителей (в те времена — отдела научной пропаганды) умещался в простом двустворчатом шкафу. В этом шкафу хранились серые картонные папки — материалы научно-рукописного фонда.
Еще далеко было до выпуска первых научных сборников, издательский центр музея и его полиграфическая продукция не существовали даже в мечтах, а книги поступали только в научную библиотеку. Несмотря на невзрачность оформления, содержимое папок, безусловно, заслуживало внимания. В 70-80-е годы сотрудники музея заложили ту научную базу, которая актуальна и сегодня. В.А. и Б.А. Гущины, С.В. Воробьева, Л.В. Трифонова, О.А. Набокова, М.А. Витухновская, Р.Б. Калашникова, Е.И. Яскеляйнен — ими были написаны научные справки обо всех памятниках архитектуры, что составляли экспозицию музея, разработаны различные вопросы традиционной культуры заонежан, пудожан, карелов, составлены тематико-экспозиционные планы разнообразных выставок. Эти работы очень ценны, они писались с привлечением многочисленных литературных и архивных источников, дневниковых записей, сделанных во время экспедиций. В них системно представлен обширный материал, при этом он изложен интересно, красивым языком, в лучших традициях российской науки. В принципе каждый желающий мог открыть наш шкаф и взять то, что ему было нужно. Это, конечно же, было демократично, но порой приводило к утрате важных работ.
Однако время шло, и наш методический кабинет старался не отставать от жизни. Девяностые годы изменили его лицо, в то время это уже был настоящий кабинет. Его созданию много сил и времени отдала Наталья Мельникова, которая в те годы была заведующей методическим кабинетом. Составлялись картотеки, появился и «читальный зал», где слушатели курсов получили возможность заниматься, консультироваться с методистами. Значительно расширилась база учебно-наглядных пособий, что для нас особенно важно, поскольку обучение экскурсоводов проходит в зимнее время, в отрыве от музейной экспозиции. Все это, конечно, стало возможным и с развитием материально-технической базы музея, в котором появились компьютеры, множительная техника, и с выделением новых направлений его деятельности, такой, например, как издательская.
Вот только помещения своего, «законного», наш кабинет долго не имел, более десяти лет размещался на площадях Карельского краеведческого музея. И, наконец, в декабре 2009 года состоялся наш переезд в отремонтированное здание по ул. И. Федосовой,15. Сегодня методический кабинет блока экскурсионного обслуживания — это уютный читальный зал, в котором хранится более 450 работ научно-рукописного фонда, научные издания музея, альбомы, путеводители, около ста книг по музейной тематике, учебные фильмы и презентации, фотографии, рисунки, макеты. На видном месте стоят материалы ЮНЕСКО, красочно оформленные отчеты по сохранению памятников Кижского архитектурного ансамбля.
Большое внимание сегодня уделяется развитию справочно-методической базы. В ее основе — традиционные методические разработки экскурсий, справочно-методическое пособие — учебник для экскурсоводов, изданный музеем в 2006 году, иллюстрированная этнографическая картотека, которая охватывает уже восемь тем. Отдельно выделены материалы на иностранных языках — тематические картотеки, тексты экскурсий, аудиозаписи, терминологические словари. Этот комплекс материалов был представлен на всероссийском фестивале «Интермузей-2008» в рамках конкурсного проекта «Традиционная культура русских Заонежья», который стал финалистом конкурса «Музей для туристов» и был отмечен дипломом. Хранятся в кабинете и подшивки музейной газеты «Кижи», на страницах которой регулярно печатаются исторические и этнографические очерки, сведения по реставрации, по сохранению природного наследия. Для того чтобы они всегда оставались «в поле зрения» экскурсоводов, в 2009 г. был подготовлен и издан дайджест материалов газеты — совместная работа сотрудника пресс-службы Татьяны Николюкиной и ведущего методиста блока экскурсионного обслуживания Тины Дудиновой.
Сегодня комплектование фонда методического кабинета идет разными путями: это материалы, утвержденные научно-методическим советом, издания музея-заповедника «Кижи», книги, полученные в дар от авторов. Кроме того, есть ценные издания, подаренные нам из частных коллекций. За два последних года фонд пополнился такими изданиями, как «Живопись Обонежья XIV—XVI вв.» Э.С. Смирновой (подарок М. Сакалаускене, в прошлом — сотрудника НБ РК), «О древнерусском искусстве» И.Э. Грабаря (подарок А. Васьковской, экскурсовода), «Иконы, люди и война» на финском языке (подарок Г. Куокканен, в прошлом — сотрудника музея), «Язычество Древней Руси» В.Б. Рыбакова (подарок Л.Н. Фотеевой, сотрудника музея), ксерокопия известной книги «В часовенной Карелии» Э. Пиройнена (подарок Кари Коткаваара, преподавателя академии Обо в г. Турку). Есть в кабинете книги, которые владельцы передали нам в пользование. Так, настоятель подворья о. Николай Озолин предоставил несколько изданий на русском, английском и французском языках по ряду тем, касающихся церковной жизни, литургического значения русской иконы. Среди них книга М. Кено «Икона». Аудиоколлекция кабинета пополняется дисками, выпущенными Фольклорно-этнографическим театром, в его фонд передаются фильмы, созданные для городских выставок.
С наступлением летнего туристического сезона работа методического кабинета не замирает, напротив, аудитория посетителей расширяется. На острове Кижи нет ни архива, ни научной библиотеки, тем не менее, потребность в литературе остается, и летом к нам обращаются не только экскурсоводы, но и научные сотрудники музея. В последние годы нередко заглядывают музейные смотрители. Это не удивительно, ведь среди них есть и учителя, и инженеры, и студенты. Работая смотрителями памятников, эти люди искренне интересуются их историей. Мы всегда рады помочь, наш методический кабинет открыт для всех! За годы существования музея он стал настоящим учебным центром, через который прошли сотни экскурсоводов. Те ребята, которых мы учим сейчас, конечно, в чем-то похожи на экскурсоводов поколения далеких семидесятых, но во многом и отличаются от них. Сегодня они много путешествуют, активно осваивают иностранные языки, пользуются современными информационными системами, не представляют себе жизни без электронных носителей информации. И если бы мне предложили придумать эмблему методического кабинета, я бы изобразила старую добрую папку для бумаг, рядом с которой — современный компьютер.