О плотницких традициях русского севера @kizhi
30 апреля в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» по адресу: ул. Федосовой, 19 открылась выставка «Делать бесхитростно добрым мастерством», посвященная одному из выдающихся явлений русской культуры — плотницкому ремеслу. Авторы выставки — Светлана Воробьёва, канд. филол. наук, начальник отдела истории и этнографии; Маргарита Кистерная, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник отдела учета и хранения недвижимых памятников; Андрей Ковальчук, начальник Плотницкого центра.
Выставка показывает особенности архитектурной практики мастеров от выбора материала до завершения строительства. По словам Светланы Воробьевой, чтобы возвести храм, необходимо было сначала получить разрешение у митрополита, а после уже заготовить лес, перевезти его на место строительства и затем провести все последующие этапы строительства. Вплоть до расчета с плотницкой артелью.
Практически каждый русский крестьянин владел плотницкими навыками. Особенно славился своими искусными плотниками Русский Север. Его деревянные храмы, многие из них, к сожалению, безвозвратно утрачены, а те, что сохранились, до сих пор поражают нас своим величием, суровой, сдержанной красотой и требуют пристального внимания реставраторов. Руками безвестных мастеров создан выдающийся шедевр народной деревянной архитектуры — Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста на острове Кижи.
«Хотя выглядит само строение довольно сложно, — говорит Андрей Ковальчук, — на самом деле все просто. Вся гениальность в пропорциях, то есть главное понять и уловить эти пропорции, когда еще нет всего объема. Строили ведь без чертежей и все проекты держали у себя в голове, а потом реализовывали уже на глаз, но несмотря на это, здание получалось крепким, а все потому, что мастера пользовались проверенными плотницкими приемами и традициями».
Посетители познакомятся с набором плотницкого инструмента, представленного на выставке. Инструменты всегда принадлежали плотникам и были личной собственностью каждого из них. Уже в новгородское время сформировался весь плотницкий инструментарий, который не изменялся практически до XX в. Набор плотницкого инструмента состоял из 25 наименований, но основными были топор, тесло, скобель и сверло. У русского плотника не было другого такого универсального инструмента, как топор. В умелых руках он при случае мог заменить и долото, и тесло, и стамеску, и скобель, и рубанок, но топор заменить нельзя было ничем. Пила, которую знали с XII в., не использовалась мастерами вплоть до середины XIX в., поскольку она разрыхляет древесину, вода беспрепятственно проникает в глубь слоев и разрушает строительный материал.
Среди основных экспонатов выставки — подлинные архитектурные детали построек, макеты храмов и домов острова Кижи, фотографии утраченных памятников деревянного зодчества.
Сегодня, в XXI в., знания обо всех особенностях плотницкого искусства — от создания общей композиции постройки до мельчайших подробностей строительной практики — являются важнейшими для сохранения этой ярчайшей культурной традиции русского народа.
Посетители выставки с помощью видеофрагментов знакомятся с традиционными приемами обработки древесины, которые демонстрируют сотрудники Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи»: окоркой, причерчиванием бревен, изготовлением плах, лемеха, причелин.
Как для маленьких посетителей выставки, так и для взрослых интересным будет работа с деревянным конструктором амбара, который был изготовлен сотрудниками Плотницкого центра музея. Выставка будет работать до 12 сентября 2010 г. Справки по тел.: 77-51-16.