Наряд старинный бережём @kizhi
Традиционный костюм Карелии. Опыт этнографической реконструкции.
С 25 июня по 26 сентября 2010 года музей-заповедник «Кижи» приглашает жителей и гостей Петрозаводска в выставочный зал на пл. Кирова, 10а на выставку «Наряд старинный бережём».
Сегодняшний интерес к этнографическому материалу не случаен, традиционный народный костюм все больше востребован. Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме — наиболее массовом виде народного творчества. Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.
Цель выставки — не просто продемонстрировать образцы народной одежды, бытовавшей на территории Карелии, а попытаться приблизить народный костюм к каждому посетителю, показать костюм нашего края во всем его многообразии. На примере экспонируемых комплексов можно проследить историю развития костюма Карелии. Образцы костюмов разработаны на основе этнографических исследований, выполнены с учетом бытовавших тканей и отделки (по волокну, цветовому решению), особенностей народного кроя.
Выставка «Наряд старинный бережём» представляет образцы этнографических реконструкций традиционного женского костюма Олонецкой губернии середины XIX — начала XX вв., выполненные студентами КГПА в течение 6 лет. Комплексы одежды разработаны и изготовлены в результате непосредственного обращения к подлинным предметам-оригиналам, хранящимся в музеях и частных коллекциях. Экспонируется 20 ансамблей повседневной и праздничной одежды, дающих возможность познакомиться с локальными особенностями и проследить общие черты костюма у различных этнических групп населения, проживавших на территории Карелии.
Исследователи отмечают значительное сходство женского костюма у русских, вепсов, карелов в конце XIX — начале XX вв., который сформировался под влиянием северорусского сарафанного комплекса одежды. Он включал в себя рубаху (по покрою они могли быть различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали.
На выставке демонстрируются образцы девичьих и женских сарафанных комплексов с головными уборами русских Заонежья, Каргополья, Пудожья, Поморья, традиционные наряды калевальской и паданской карелок. Выставка приятно удивит почитателей народной одежды разнообразием сарафанов, отражающих как особенности народного кроя разного времени (глухой, косоклинный, прямой с грудкой и без нее), так и признаки, характерные для узколокальных традиций (вышитые орнаментальные мотивы, складки, настрочные оборки). Среди карелов и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой. Изделие Ольги Ремешевской «Костюм Южной Карелии» знакомит посетителя с традицией ливвиков носить полосатые юбки с притачной оборкой, выкроенной по косой.
В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» — одежда, в состав которой входила кофта-«казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала. Традиционная «парочка» представлена на выставке работой Анны Прохоровой.
Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая выполнялась из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник-«борок», шаль с брошками. Поморки любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки. Поморский женский костюм представлен на выставке совместной работой Марии Яковенко, Ирины Богдановой, Нины Титовой.
Костюм — это еще и синтез рукоделий. Для изготовления народного костюма просто необходимо владеть многими женскими ремеслами: ткачеством, вышивкой, бисероплетением, вязанием, золотным шитьем. Посетители выставки сами могут убедиться в этом. Здесь представлены костюмы, детали которых орнаментированы в разных техниках. Вышитая рубаха сама по себе была оберегом, считалось, что орнамент по вороту, по низу рукавов и подолу рубахи защищает от злых сил. Станы представленных рубах вышиты набором, двусторонним швом, тамбуром и крестом. На поморском переднике можно увидеть растительные мотивы, вышитые черным бисером. О статусе женщины свидетельствовал головной убор, он занимает особое место в народном костюме. Девичьи и женские головные уборы (перевязки, коруна, кокошник, повойник, сорока) орнаментированы вышивкой бисером, витым шнуром, золотными нитями. Стоит обратить внимание на многообразие традиционных рубах по крою: поликовые, бесполиковые, на кокетке.
Особое место на выставке занимают куклы в традиционных костюмах. Создание куклы — это первый серьезный этап в изучении народного костюма, он также требует теоретических знаний, хороших технологических навыков по традиционным ремеслам, крою. Вы сможет оценить умение создателей костюмов работать с различными материалами, а также их эстетический вкус и творческий потенциал.
Представленные на выставке образцы народной одежды свидетельствуют не только о серьезном знакомстве студентов с лучшими образцами народного искусства Карелии, но и о глубоком понимании народных традиций. В этом вы можете убедиться, посетив выставку.
Авторы костюмов, экспонирующихся на выставке: Яшкова Татьяна Борисовна, Полякова Татьяна, Петрова Елена, Кренкоева Арина, Иудкина Татьяна, Ремешевская Ольга, Тарасова Анна, Лысковец Елена, Прохорова Анна, Левенец Елена, Яковенко Мария, Богданова Ирина, Титова Нина, Соснина Марина, Васильева Алена, Рокка Анна, Ефимова Эльяна, Бехтерева Арина, Ефремова Ирина, Евдокимова Надежда.