«На сем месте братию собрати, обитель соорудити и храм Святыя Троицы соградити». К 520-летию основания Клименецкого монастыря Vkontakte@kizhi

Здание бывшего монастыряКрестКарта-схемаФрагмент фрескиВарнава (1859–1924) архиепископ, последний настоятель Клименецкого монастыря

Первые монастыри появились на Севере Руси вместе с христианством в XII веке. Письменные известия об отдельных монастырях можно встретить с княжения Ярослава. Очагами появления первых монастырей были старейшие общественные центры Руси, «господствовавшие над концами древнего речного пути из варяг в греки». В XIV-XV веках, наряду с «мирскими» монастырями, располагавшимися в городской черте и активно участвующими в общественной жизни, появляются «пустыни».

Это небольшие обители, возникавшие вдали от городов, в глухой, незаселенной местности. Насельниками этих монастырей во главу угла ставилось: «отречение от стяжательства, поиск спасения души в уединении, строгости и молитве». Воспитанники подобных монастырей, пройдя суровую иноческую школу, уходили в леса и создавали новые пустынные обители, своеобразные колонии старых. Так складывалось широкое колонизационное движение.

Исходя из нескольких центров, оно, в течение четырех столетий, проникало в самые неприступные медвежьи углы и усеивало монастырями обширные лесные дебри средней и северной России.

В XIV–XV вв. появились на территории Заонежья самые крупные монастыри — Палеостровский и Клименецкий. В первую очередь, монастыри были основаны в этих землях как форпосты православия в период территориальных угроз со стороны Швеции. Активное проникновение в северные земли православия и христианизация коренного населения Русской Церковью препятствовали распространению католицизма, что дополнительно закрепляло принадлежность этих мест к Московскому государству. Кроме того, монастыри появлялись в Обонежском крае из-за большой заинтересованности в новых землях Новгородской епископской кафедры, делившей Северные земли с Псковской епархией. Место расположения монастырей также было выбрано не случайно, оно позволяло контролировать торговый путь через Онего на Повенец к Белому морю.

Свято-Троицкий Никольский Ионы Климецкого мужской монастырь был основан в первой четверти XVI века на южном побережье Большого Клименецкого острова в озере Онеге. «Олонецкий патерик» датирует это событие 1490 годом.

Имя монастыря менялось с течением времени. «Клименецким» монастырь стал именоваться в первой половине XX в. Писцовая книга Андрея Плещеева (1532-1583 гг.) называет его «монастырь Клименской на Климецком острову среди Онега озера в Ужном наволоке». Документы в.п. XVII века повсеместно именуют его «Климецким», в XIX веке в документах появляется вариативность: «Климецкой», «Климецкий», «Клименский», «Клименицкий». В начале XX века в исходящих из монастыря документах все чаще встречается название монастыря «Клименецкий».

История появления большинства северных монастырей до сего дня сохранилась лишь в легендарных источниках. Cказание о Клименецком монастыре, дошедшее до нас в пересказах, гласит, что основал его Преподобный Иона. Он был сыном Иоанна Климентова, новгородского посадника, заведовавшего Заонежской пятиной. Мать звали Феодорой.

Мирское имя Ионы точно не известно, но предполагают, что при рождении звали его Иоанном, как и отца. Продолжая семейную традицию, Иоанн занимался торговлей. Не раз он переплывал через Онего-озеро к городу Повенцу, где загружал солью свой насад (лодку) и вывозил ее в Новгород и другие места для продажи. В одну из таких поездок он возвращался на тяжело нагруженной ладье и посередине озера был застигнут страшной бурей. Иона, видя неминуемую гибель, от всего сердца воззвал к Богу, Пресвятой Деве и Чудо-творцу Николаю, прося избавить от смерти. И дал обет, всю свою жизнь посвятить служению Богу в иноческом сане. Молитва была услышана.

Волны бросили насад на луду, каменистую отмель вблизи острова, названного впоследствии Клименецким. Когда Иоанн вышел на берег и стал осматривать окрестности, то, по словам сказания, нашел икону Святой Троицы и услышал голос, призвавший его «на сем месте братию собрати, обитель на сожитие иноков соорудити и храм Святыя Троицы соградити». На месте крушения корабля Ионы по традиции до конца XIX века ставили крест под навесом. «Не было случая, чтобы крест этот сбило волной или повалило бурей», — вспоминали старики. В народе эта луда именовалась «Крестовой».

В начале на памятном месте Иоанн поставил крест, а затем и часовню, и внес в нее явившуюся икону. Продав в Новгороде имущество и приняв иноческий сан в одном из монастырей под именем Ионы, он возвратился на Клименецкий остров. На месте явления иконы он построил Свято-Троицкую церковь, потом вблизи — другую, во имя Святителя Николая. Остаток средств был направлен на приобретение утвари, книг и строительство келий. Прожив 14 лет в обители в качестве простого инока, Иона отошел в мир иной 6 июня 1534 года и был погребен 8 июня под алтарем церкви Святого Николая.

Иона Клименецкий не был первым монашествующим здешних мест. В древнем сказании о монастыре есть упоминание о «старой пустыни». Кто были иноки, служившие в ней, долго ли жили «в Нятиной губе, в горе», сведений нет. Известно лишь, что место, где когда-то располагалась старая обитель, было особо чтимо местными жителями, именовавшими его «Красные Кресты». Именно здесь дьякон Сенногубского прихода Федор Дмитриев Климецкой (1807 - ?) ставит по завету часовню в честь Чудотворца Николая, следит и поправляет ее в течение 60 – 80-х годов XIX века. В 1901 году стараниями настоятеля монастыря О. Варнавы на ее месте строится небольшая церковь. Старая пустынь находилась в трех верстах от нового монастыря, на полуострове Широкий Наволок, в его северной части, на участке, омываемом водами Нятинской губы и губы Старый Монастырь. Новый монастырь Ионы Климецкого расположился на месте, более удобном для землепашества, нежели для обороны. Вблизи просторной пустоши Рокса, из-за владения которой у монастыря разгорелся спор с местными крестьянами уже в конце XVI века.

Первый опыт написания истории Клименецкой обители «Краткое сказание о Клименецком монастыре (1846) принадлежал преосвященнейшему Игнатию, епископу Олонецкому и Петрозаводскому. Руке священнослужителя этого же монастыря иеромонаха Феофила принадлежало и жизнеописание основателя монастыря «Сказание о жизни Преподобного и Богоносного отца нашего Ионы Клименецкого Чудотворца ...», изданное в 1885 году. Помимо исторической информации, в монастырских изданиях впервые публикуется тропарь, ирмос Преподобного Ионы, молитва святому и гравюра с изображением обители, со всеми храмами, корпусами и хозяйственными постройками.

Упомянутые в документах имена и даты дают повод считать возможным существование реального исторического лица за фигурой Клименецкого старца.

Имя, полученное Иоанном в схиме, имело свою историю. Вероятнее всего, оно было получено в память о библейском пророке Ионе, спасшемся из морской пучины. Церковное предание гласит, что однажды пророк, путешествуя на корабле в Фарсис, попал в страшную бурю. За грех неповиновения Богу его бросили в морскую пучину, где он был проглочен китом. Во чреве чудовища Иона молился и на исходе третьего дня был помилован Господом и выброшен на берег. Кроме того, достаточно известной личностью для современников Иоанна Клементова был Иона, епископ рязанский. За помощь в конфликте против Великого князя Василия Васильевича он был поставлен на митрополию в 1448 году. С его именем связывалось установление фактической независимости Русской церкви от константинопольских патриархов. Еще при жизни, в 1547 году, он был канонизирован церковным собором и назван «великим чудотворцем».

Жителями Олонецкой губернии Святой Иона Клименецкий считался покровителем плавающих по Онежскому озеру. День памяти святого отмечался 6 июня по ст. стилю. В XVII – XIX веках многие паломники, следующие на Соловки, в том числе и высокопоставленные святейшие особы, заезжали в монастырь, чтобы отслужить молебен о спокойном плавании по бурливым онежским водам. В молитве, читаемой за молебном преподобному, говорилось: «помогаеши плавающим по водам Онежским, указующе им путь и избавляеши от потопления воднаго», «да управит путь наш по водам сим и да поможет нам плавание наше совершити скоро, безопасно и безпреткновенно», «да подаст нам ловитву рыб изобильну»!

Ирина НАБОКОВА, с. н. сотрудник отдела фольклора

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф