Дети плюс огород @kizhi
Есть такая стоматологическая пословица-рекомендация: «Маленькая морковка лучше большой конфеты». Конфет всяческих сейчас действительно очень много, а вот душистую сладкую морковку, выращенную своими руками на своей родной земле, отведать может не каждый...
Конечно, в музее крестьянского быта без показа земледелия не обойтись. К сожалению, музейное хлебопашество и огородничество у нас на Кижах невелико и представлено лишь одной пятисотой (!) частью былых полей и огородами усадьбы Ошевнева в основной экспозиции. Есть там небольшие овощные гряды на берегу, «на припёке» перед домом и картофельный огород за домом, «на задворках». Приходится также с большой грустью заметить, что впервые за многие столетия на острове, «золотом, хлебном острове» с 4 мая 2008 года нет ни одной лошади. Обрабатывать землю приходится вручную или украдкой, трактором, выбирая «окна» в туристическом потоке и часто без соблюдения наилучших сроков работ…
Я не знаю, что такое любовь к земле, как её объяснить — и самому себе, и другим. Но я уверен, что эту любовь, во имя того же будущего, надо сподобиться передать детям, маленьким нашим современникам…
Дети сотрудников музея, маленькие современники, направляемые родителями, приходят к нам на огород и на сенокос — поучиться, под присмотром время провести, перед туристами в сарафанах и рубахах покрасоваться, порезвиться, «помочь дяде Олегу и дяде Боре», и мы пытаемся объяснить им, что работать они будут не на нас, не на музей, не на картинку для гостей острова, а на себя. Не для денег, не за морковку, а для обретения личного душевного и духовного опыта. Мы можем полить и прополоть овощи и без них, высушить и сметать в заколье сено — тем более, но нам кажется важным и радостным, чтобы в неумелых слабых руках появилась сноровка, чтобы ловко забегали грабельки по скошенному лугу, чтобы к земле дети начали относиться не как к грязи, забивающейся под ногти, а как к «матушке сырой». Пока получается не ахти. Слишком далеко от земли выросли детишки, да и мы не дедушки им любимые, а чужие дядьки. Сама атмосфера в экспозиции далеко не домашняя, конечно, а суетная, шумливая, «полиэтническая». Нету нигде у нас ни телёнка, ни ягнёнка, ни жеребёнка, чтоб детское сердце привлечь…
Заколье пришлось вывершать два раза. Первый раз сложили — приходи кума, любуйся : высокое, макушечка ровная, самим понравилось. Но через несколько дней налетела буря и до верхних колов, упёртых с боков, повалила вершину наземь. Перекладываем снова, Соня Гашкова выпросилась наверх, сено топтать. Потопчет, потопчет, да и повалится — сено мягкое, душистое, — а работа приостанавливается. — Дядя Олег, дайте мне в сене поваляться! У вас всё это в жизни было, а у меня — нет…
В компьютерном мире всё делается нажатием кнопок. Чем мощней твой комп — тем быстрее и красивее. Это сейчас знает почти каждый ребёнок. Можно распланировать и возделать свой виртуальный фермерский хутор или ранчо. Рассадить, где хочешь, деревья, посеять и собрать урожай овощей и хлебов. А как выйдешь в семь лет с трёхлитровым чайником грядки поливать — и берег скользкий, и земля неровная, и вода тяжёлая. И сорняки растут, где не надо, и мошки с червяками вершки и корешки у овощей едят. И дядьки приказывают по полчайника носить и носить, да ещё рассказывают, что у морковки зубов нет, ей надо кушанья водичкой размачивать и в себя всасывать…
Кто у нас в музее-заповеднике огород поливал, на сенокосе трудился, в меру сил и способностей? А кто постарше — и на жатве уже? Вот они, наши малолетние герои: Женечка Козлова, Машенька Мартьянова, Игорёк Сподин, Лизанька и Катя Михайловы, Соня Бабушкина, София Гашкова, Наташа Дерябина, Дима Куликов. Честь и хвала родителям, их на обучение направившим. Пока это действительно не работа, а учение, самые азы. Ну и нам спасибо — Борису Москину и автору этих строк. И да не остынут сердца людские к земле, а земля не остудится к людям.