Детское творчество в музейном пространстве @kizhi
Под таким названием 27 октября в музее «Кижи» состоялся семинар, посвященный 5-летию его детской студии материально-художественного творчества «Кижская палитра». Семинар был организован Детским музейным центром в рамках программы повышения квалификации музейных педагогов. Тема семинара привлекла не только постоянных партнеров ДМЦ: руководителей школьных, ведомственных, музеев, педагогов системы общего и дополнительного образования, но и тех, кто интересуется проблемами художественного образования в музейном пространстве. В его работе также приняли участие сотрудники Музея изобразительных искусств РК, преподаватели Карельской государственной педагогической академии, педагоги дошкольных образовательных учреждений №11, 12, 108, средних школ №2, 3, 7, 29, 36, 43, Университетского и Державинского лицеев — всего 33 человека.
Семинар проходил в выставочном зале музея в пространстве детской интерактивной выставки студийцев «Мир музея глазами детей», которая представила посетителям и участникам семинара творческие итоги пяти лет работы Детской студии материально-художественного творчества музея-заповедника «Кижи». Более 70 детских работ в различной технике, демонстрирующие взаимоотношения, взгляд детей на мир природы, архитектуры, предметный мир музея. Яркий художественный образ выставки наглядным образом раскрыл участникам семинара содержание программы и специфику работы студии в пространстве музея-заповедника «Кижи». Особенность методик музейной студии заключается в постоянном общении учащихся с музейными коллекциями, памятниками архитектуры, духовным наследием, в «погружении» детей в красочный мир народной культуры через художественное творчество и рисунок. Именно подлинный предметный мир становится источником познания и объектом для рисования, формирует культуру ребенка особым образом, помогая развивать, обучать, воспитывать детей в творческой, познавательной, игровой, коммуникативной и в самой важной для студии — изобразительной деятельности.
Идея проведения семинара по теме детского творчества в музейном пространстве была предложена сотрудниками Карельского института повышения квалификации, членами Межведомственного музейно-педагогического совета при ДМЦ, на заседании которого в 2009 году руководителем студии были представлены программа и опыт работы «Кижской палитры». На заседании была дана высокая оценка программы и итогов ее реализации, отмечены интересные методики и формы работы с детьми в музейной среде, новые возможности, ресурсы художественного образования в музее-заповеднике «Кижи». Раскрытие темы семинара началось с освещения истории, значения и перспектив создания коллекций и музеев детского творчества в российских музеях. Основная часть семинара знакомила ее участников с программой деятельности детской студии материально-художественного творчества музея-заповедника «Кижи», с методиками работы, с различными специфическими формами работы в студии с детьми. Это — и занятия в музейно-образовательном пространстве (выставочные залы), и реализация проектов с комплексными формами работы (пленэрные занятия, экскурсии, занятия в фондах). Инновационные методы и приемы во время занятий с музейным предметом, предметом из коллекций, основанные на художественном творчестве, стали главной информацией семинара.
Участники семинара имели возможность познакомиться с тем, как широко используются предметы из музейных коллекций на примере цикла занятий «Азбука изобразительного языка». Простые и легко исполняемые силуэты предметов понятны для детского восприятия и дают навыки понимания формы предметов, их величины, цвета, света и тени, фактуры материала, ритма. Для участников семинара были представлены примеры художественно-дидактических упражнений на основе предметов, благодаря которым ребенок способен научиться видеть его эстетические качества, а в дальнейшем - складывать предметы в натюрморт, который является для детей своеобразной лабораторией живописного поиска, выходом на различные художественные техники.
Таким образом, опыт студийной работы показал, что детям предоставляется творческая свобода в работе с предметом, которая, базируясь на эстетических народных традициях, в результате становится сильной и плодотворной. В итоге, в детских рисунках сохраняется самобытность, детская логика, свой взгляд и впечатления о предметно-вещном мире музея, который в свою очередь оказывает существенную помощь в творческом процессе. Через предмет, вещь народного искусства можно не только воссоздавать реальное представление у детей о мире в традиционной крестьянской культуре, но и на примере несложной формы, идеальной пропорции, цветового содержания предмета обучать законам и правилам композиции, цветового видения, понимания декоративной живописи.
Завершением программы семинара стал мастер-класс руководителя музейной студии по дизайн-творчеству по теме: «Изготовление посуды из нетрадиционных материалов». Такое практическое занятие представило участникам мастер-класса совершенно новый взгляд на использование традиционных материалов в мире современных вещей, вызвало творческую заинтересованность в предложенной технологии изготовления и ее дальнейшем использовании в своей профессиональной практике.