Выпущено Издательским центром @kizhi
Уже более трёх лет в музее развивается внутримузейная издательская деятельность — одно из основных направлений работы отдела маркетинга и туризма. Издательский центр музея-заповедника «Кижи» обеспечивает редакционную, художественную и полиграфическую подготовку рекламной и информационной продукции для всех музейных мероприятий, праздников, выставок. Наиболее интересной задачей является создание научно-популярных брошюр, которые пользуются неизменным успехом у гостей музея. Некоторые издания, выпущенные Издательским центром в уходящем году, хочется особенно отметить.
В самом начале этого года увидела свет тетрадь творческих заданий к передвижной выставке музея «Кижи. Первобытная археология», окончательный вариант которой сформировался в 2009 г. под редакцией Л. Шиловой. Издание представляет собой и самостоятельный интерес, помогая школьникам в увлекательной форме исследовать вопросы истории и краеведения. Итогом конкурса «Кижи — сокровище Карелии», объявленного пресс-службой музея к 90-летию Республики Карелия и официального статуса Кижского погоста как памятника истории и культуры, стал одноимённый сборник детских работ, выпущенный под редакцией Е. Добрыниной. Над сборником трудился большой коллектив — Т. Николюкина, Н. Пюльзю, И. Панкова, С. Лобанов. В альбоме представлено изобразительное и литературное творчество победителей и участников конкурса из разных уголков России.
Издание, составленное Борисом Москиным и Юрием Шлейкиным, посвящено важным памятным датам — 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию республики, — «Карелия глазами фотографов Роскиных. 1904—1941» — основано на материалах одноименной выставки музея. В нем представлены советские довоенные фотографии Я. М. и М.М. Роскиных из жизни Петрозаводска и Карелии, а также дореволюционные снимки М. Я. Роскина, хранящиеся во многих архивах, музеях Карелии и частных коллекциях.
Традиционным для нашего музея является обращение к историческим, этнографическим и архитектурным темам. Издания, посвященные народной культуре, авторами которых являются научные сотрудники музея, вызывают неизменно большой интерес у посетителей. Текст брошюры «Деревянные колокольни Русского Севера. К 20-летию возобновления колокольного звона на острове Кижи. 1989—2009 гг.» составлен В. Гущиной на основе уникальной книги М.В. Красовского «Деревянное зодчество», вышедшей в Петрограде в 1916 г. и переизданной лишь в 2002 г. в Санкт-Петербурге. В ней прослеживаются основные этапы эволюции сооружений для размещения инструментов, призывающих к богослужению, а в приложении, на материалах различных источников, рассказывается об истории бил — древнейших сигнальных средств.
Традиционным хозяйственным занятиям и ремеслам, восстановленным в музее, посвящены брошюры А. Яскеляйнен «Жемчужные и бисерные украшения в крестьянской культуре Олонецкого края» и Е. Воробьёвой «Выращивание и обработка льна в Олонецкой губернии». Тему традиционной городской культуры, особенно важной для музея в последнее время в связи с реализацией проекта « Иллюзии Старого города», развивает историческая повесть Б. Гущина «Чародейка». Она продолжает серию изданий, уже выпущенных в рамках этого проекта, и открывает нам малоизвестные страницы театральной жизни Петрозаводска конца XIX в.
Совместно с отделом сохранения и мониторинга природного наследия выпущены очередной «Бюллетень экологических исследований на территории музея-заповедника «Кижи». 2009 год» составителей Р. Мартьянова, Е. Иешко (КарНЦ РАН) и иллюстрированное справочное пособие «Дневные бабочки островов Кижского архипелага», составленное Р. Мартьяновым и В. Горбач (ПетрГУ).
В помощь гостям острова выпущен путеводитель Г. Михайловской «По Верхней дороге острова Кижи». Он предлагает совершить прогулку в центральную часть острова, где вдали от оживленных туристических троп сохранились старинные деревни и первозданные ландшафты. Это издание ещё интересно тем, что может использоваться как вместе с аудиогидом, так и самостоятельно.
Еще одно направление в работе Издательского центра музея — это подготовка сувенирной печатной продукции, которая призвана оставить у посетителя хорошую память о музее, его выставках и мероприятиях.
К выставкам «Гармония контраста» и «Наряд старинный бережём» выпущены серии открыток с репродукциями работ Бадри Топурия и Анны Грязновой и с изображениями традиционных карельских женских костюмов, реконструкции которых были выполнены лабораторией народного костюма КГПА под руководством Т.Б. Яшковой.
Копии открыток с фотографиями Я. Роскина, выпущенных Карельским государственным краеведческим музеем в 1930-х гг., представлены в наборе «Виды Петрозаводска», которые были изданы музеем в рамках работы выставки «Карелия глазами фотографов Роскиных. 1904—1941».
Популярностью у туристов пользовались открытки, подготовленные вместе с Фольклорно-этнографическим театром музея по фотографиям Б. Москина, О. Семененко, О. Варёнова.
Большой популярностью у гостей острова пользуется карта-путеводитель (автор текста Н. Мельникова, художник Д. Василенко, дизайнер П. Лобанов), которая помогает туристам ориентироваться в его пространстве и обеспечивает комфортное пребывание на территории музея. Теперь она вышла на русском, английском, финском, немецком и французском языках.
Заметным событием стало издание подарочного перекидного музейного календаря на 2011 г. «Деревянная сказка» с прекрасными фотографиями О. Семененко.
«Календарь праздников музея-заповедника «Кижи» и «Каталог услуг» обращены к партнерам музея в сфере туризма. В этом году впервые увидел свет каталог «Печатные, электронные издания и сувенирная продукция музея-заповедника «Кижи», который востребован для презентации различных сфер музейной деятельности и необходим для развития торгового направления. Планируется, что каталог будет выходить ежегодно, пополняясь сведениями о новой музейной продукции.
Почти все перечисленные издания находятся не только в музейной библиотеке, но и в Национальной библиотеке Республики Карелия. Они интересны по содержанию, оформлению и соответствуют редакционно-издательским ГОСТам.
Чтобы удовлетворить спрос туристов на такого рода музейные издания, был организован выпуск некоторых из них большим тиражом на базе типографий Санкт-Петербурга. Этот результат оказался возможным благодаря конструктивному сотрудничеству многих подразделений нашего музея с коллективом отдела маркетинга и туризма.