«Праздники памятны, а будни забывчивы», или послесловие к «Мастерской детства» Vkontakte@kizhi

Л. В. Шилова«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»«Мастерская детства»

12 июня 2008 года на о. Кижи состоялся XV юбилейный детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства». Он продолжил цикл детских музейных праздников, направленных на постижение подрастающим поколением многогранной культуры народов Севера, на деятельное участие детей в освоении историко-культурного наследия Республики Карелия, на творческое развитие ребенка и семьи на основе этнокультурных традиций.

Народная мудрость гласит: «Праздники памятны, а будни забывчивы». Праздник, как большое и яркое событие в жизни общества и каждого участника, надолго остается в памяти, и мы по прошествии многих дней и лет возвращаемся к нему, чтобы вновь ощутить душевную радость встреч, познания, общего веселья и единения, чтобы подвести итоги и подумать о будущем. Чем притягателен этот праздник, что отличает его от других, что дает он детям и взрослым, каковы его дальнейшие перспективы?

Об этом делятся своими рассуждениями организаторы и гости праздника.

15 лет нашей истории

Подводя итоги 15-ти детских музейных праздников, можно сказать, что праздник «Кижи — мастерская детства» сегодня один их самых ярких, популярных, необычных детских музейных праздников. Отметим специфические черты детского музейного праздника.

Людмила Шилова, автор проекта, заместитель директора музея — заповедника «Кижи, научный руководитель РДМЦ

Уникальное явление в нашей культуре

Детские праздники в Кижах — и сами по себе, и как одна из составных частей сложившейся в Карелии системы патриотического воспитания, приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре — явление в нашей культуре уникальное. У каждого, кому посчастливилось участвовать в этом празднике (именно участвовать, потому что оставаться простым зрителем ни взрослому, ни ребенку невозможно), он запомнится главным — ощущением искренней общей радости.

Счастливые глаза детей и родителей, сказочная красота залитого солнцем острова, которое неизменно ярко светит в день праздника, органично дополняющие эту красоту народные костюмы, красочные детские рисунки, песни, музыка, детский смех… Это праздник в самом прямом смысле слова, предоставляющий свободу импровизации и самовыражения. Праздник не похожий на сотни «мероприятий», именуемых «детскими» или «праздниками семьи», которые проводятся сегодня по любому поводу. Самый распространенный и тиражируемый вариант — концертная программа, составленная из строго отобранных номеров в исполнении детских коллективов. В финале юные участники, порой изрядно измученные предварительными репетициями, старательно имитируя всеобщую радость, исполняют бодрую песенку, выпускают в зал воздушные шары, а растроганные взрослые горячо аплодируют. Разновидность — детский фольклорный праздник — наивная попытка в XXI веке воспроизвести давно ушедшее: детишки, наряженные в народные костюмы, исполняют старинные песни, содержание которых им порой мало понятно, «как встарь» водят хороводы. По сути — это та же демонстрация концертных номеров, но не на сцене, а на поляне.

Авторы и нынешнего, и предыдущих детских праздников в Кижах ломают подобные стереотипы, для чего требуется не просто энтузиазм, но высочайшего уровня профессионализм, глубокое творческое постижение народной педагогики и музейной педагогики, знание истории и культуры русского Севера, детской психологии и т. д. и т. п.

Праздники в Кижах точнее было бы назвать семейными: родители не только сопровождают детей, а на равных с ними демонстрируют результаты участия в конкурсах, путешествуют по острову, играют, выполняют разнообразные задания и — узнают много нового для себя. Так продолжается исконная традиция народного действа, в котором не было деления по возрастам. Но его задача — сугубо современна и злободневна: расширить круг знаний взрослых и детей о прошлом, предоставить возможность проявить свои таланты, смекалку, изобретательность во вполне современных видах деятельности. В выборе этих видов фантазия авторов поистине неисчерпаема. Тут и «строительство» баньки из игрушечных бревен по всем законам традиционных русских технологий, и импровизации на тему ритуальных танцев древних племен, и «разгадывание тайн истории и секретов предков», … и изготовление традиционных оберегов, и разрисовывание бумажных тарелочек, и реклама собственных изделий: соломенных кукол, плетеных корзинок, резьбы по дереву. Практически каждый за участие в том или ином соревновании получает награду, так что обиженных не бывает.

Один из камней преткновения на подобных мероприятиях, в которых участвуют сотни детей,— решение так называемых оргвопросов. В Кижах с этим справляются блестяще. Для погруженных в стихию праздника его участников все идет как бы само собой. Не суетятся ответственные за свои группы, не пересчитывают то и дело своих подопечных, не слышно строгих окриков, никому не понадобилась медицинская помощь, представителям милиции оставалось получать искреннее удовольствие, наблюдая за ходом праздника. Умело чередовались в путешествии активная деятельность и отдых, шла постоянная смена ролей от слушателя до участника, без единой задоринки было организовано питание — его оказалось более чем достаточно. Около пяти часов продолжался праздник, и в результате никто, даже малыши, не устал, не обиделся, не потерялся.

Сколько создается сегодня всевозможных программ патриотического воспитания, сколько денег тратится на дорогостоящие поездки, массовые праздники, роскошные издания. Но все это подчас «для отчета», носит одноразовый характер: не хватает педагогических талантов, умений, понимания проблемы. Убеждена, что достаточно человеку, сколько-нибудь разбирающемуся в педагогике, будь то школьный учитель, работник культуры или просто родитель, побывать на празднике в Кижах, чтобы осознать, как можно воспитывать любовь к Родине, интерес к жизни, развивать детское творчество.

Думается, давно пора создать в Карелии экспериментальную площадку, своего рода учебную базу, учебно-методический центр для тех, кто в других регионах занимается проведением всевозможных смотров, конкурсов, фестивалей, праздников, увлечение которыми со временем не убывает. Но еще важнее опыт Карельского детского музейного центра для всех, кто ведет поиск современных путей спасения духовного здоровья наших детей. Неслучайно весной этого года на конференцию, организованную Карельским детским музейным центром, приехали работники из 55-ти музеев России.

15 детских праздников в Кижах — не самоцель, а наглядный способ подведения итогов, завершающего очередной этап многолетней работы школ, детских садов, музеев — больших, малых, школьных — и — работы в семье, без чего истинного успеха не получить.

Опыт Карелии доказывает, что в самые лихие для дела нравственного воспитания, для российской культуры времена можно выстоять, можно сохранить верность вечным ценностям, истинным идеалам. И успех зависит отнюдь от количества вложенных в это денег. Были бы такие люди, для которых, как писал Чехов, «желание служить обществу — потребность души, условие личного счастья». Карелии с такими людьми явно повезло.
Ирина Горбатова, научный сотрудник журнала «Обсерватория культуры», заслуженный работник культуры РФ.

У праздника есть перспективы

XV юбилейный Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства», как и предыдущие ежегодные праздники, был, на мой взгляд, ярким неординарным событием в жизни детей и взрослых, кому посчастливилось стать его участниками. В ряду региональных детских мероприятий, а их проводится до 20-ти в год, праздник в Кижах выделяется как лучший из них и по масштабу, и по духовно-нравственному наполнению содержания, и по высокому уровню его организации.

Тематика праздников абсолютно точно отвечает задаче повышения интереса подрастающих поколений к истории и культуре страны, ибо незнание истории и потеря интереса к ней — одна из острых проблем в воспитании патриотической позиции юных граждан.

Неоспоримым достоинством праздника на всех этапах его проведения является интерактив, т. е. деятельное, а не пассивное «зрительское» участие детей. В «орбиту» праздника на всех этапах его подготовки и проведения вовлекается достаточно большое число детей, педагогов, родителей, в том числе и из самых отдалённых мест Карелии

Доминирующее психоэмоциональное состояние участников праздника — радость и воодушевление. Награды, полученные детьми за победы на конкурсах, затем много лет предъявляются ими как важнейший жизненный успех.

Все составляющие организационного и информационного сопровождения праздника выполнены на высоком уровне (от организации конкурсов с января по апрель до транспортных перевозок, кураторов групп и «сладкого» стола — всюду чёткая организация; великолепная издательская продукция, хорошо организованная работа с представителями СМИ и т. д.).

Хороший маркетинг: организаторы продемонстрировали не только умение привлечь партнёров и спонсоров, но и уважение к ним и их маркетинговым интересам.

Нерешённой проблемой праздника, как и многих массовых зрелищных мероприятий, проводимых на большом пространстве с перемещениями зрителей по ходу сюжета, осталось отсутствие звукоусилительной аппаратуры в некоторые моменты.

На мой взгляд, детский праздник в Кижах по своей идее и её великолепному осуществлению намного опередил время, поэтому его невозможно «закрыть». Остаётся только найти новые перспективы в осуществлении этого проекта: проводить ежегодно, но, может быть, менять состав участников (по возрасту? территориям?), что, соответственно, повлечёт изменения в содержании и локальных формах.
Нина Винокурова, главный специалист Министерства образования Республики Карелия.

Любовь к Родине — через любовь к семье

Комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации Петрозаводского городского округа благодарит федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“, Республиканский детский музейный центр за многолетнее и плодотворное сотрудничество в деле воспитания подрастающего поколения и приобщения к историческому наследию Республики Карелия и города Петрозаводска.

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Родине, родному краю, родному городу, своей семье.

12 июня на острове Кижи состоялся замечательный юбилейный — XV Республиканский детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства». Символично, что праздник состоялся в День России и посвящен российскому Году семьи и Европейскому году межкультурного диалога.

Идея и содержание праздника — «Тайны истории» — позволили участникам окунуться в историю и культуру Карелии с древних времен и до наших дней. В центре внимания были участники — победители, среди которых — целые семейные команды.

Особый интерес зрителей вызвали ролевые исторические реконструкции «От Руси до России», в которых показали свое мастерство клуб любителей военной истории «Стягъ» (г. Петрозаводск), историко-патриотическое объединение «Витязь» (ГОУ ДОД молодежный творческий форум «Китеж плюс» (г. С.— Петербург), образно и творчески представившие события, костюмы, людей разных эпох.

Сотрудничество, соединение опыта и свежего взгляда делает праздник интересным и полезным, творческое увлечение одного становится близким и дорогим для другого.

Праздник «Кижи — мастерская детства» — хорошая традиция, которая должна быть поддержана на всех уровнях.

Ирина Аникина, заместитель Главы администрации Петрозаводского городского округа

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф