Архитектор и его музей @kizhi
Слово «Кижи» сегодня знакомо очень многим, и оно напрямую ассоциируется с Кижским архитектурным ансамблем и его сердцем — Преображенской церковью. И только попав на остров, люди начинают понимать, что там находится еще немало сохраненных музеем памятников народной деревянной архитектуры.
1 января 2011 года исполнилось 45 лет со дня создания музея-заповедника «Кижи» как государственного учреждения культуры. Его появлению предшествовал длительный период осознания обществом и властью исключительной ценности и значимости находящихся в Кижах памятников. Слава Кижского ансамбля давно облетела мир. Он стал символом русской строительной культуры. А начиналось это очень давно...
* * *
Первое упоминание о церквах Кижского погоста появилось в книге академика Озерецковского в 1792 году. Тогда же появляются первые изображения Кижей.
Официальный статус памятника истории и культуры Кижский ансамбль приобрел в 1920 году. В 1938 году Преображенская церковь была передана в ведение Управления по делам искусств при Сов-наркоме КАССР. Работы по созданию в Кижах архитектурного музея были возобновлены сразу после Великой Отечественной войны.
В 1945 году Постановлением Совнаркома Карело-Финской ССР территория ансамбля Кижского погоста в пределах ограды была объявлена государственным заповедником, как имеющая историческую и художественную ценность мирового значения.
На основании Постановления Совета Министров СССР в 1948 году Кижский архитектурный ансамбль, имеющий выдающееся историческое и художественное значение, был внесен в государственные списки памятников культуры общесоюзного значения. Под руководством Бориса Гнедовского начались реставрационные работы на Преображенской церкви.
В 1949 году Советом Министров Карело-Финской ССР создана проектно-реставрационная мастерская для работы на Кижских церквах. Возглавил работы московский архитектор Александр Викторович Ополовников.
Реставрация в Кижах, названная впоследствии великой, начинается с Преображенской церкви. Металлическая обшивка главок меняется на осиновый лемех, снимается тесовая обшивка сруба. По образцу старых лемехов, найденных под металлической кровлей, было вырублено более 30 тысяч новых. К работе привлекаются лучшие кижские плотники – Борис Федорович Елупов, Константин Петрович Клинов, Михаил Кузьмич Мышев — талантливые и мудрые русские люди, чьи плотницкие традиции живут в музее до сих пор. Спустя два с половиной века они повторили подвиг своих предков.
Через 10 лет, в 1959 году, была закончена реставрация Преображенского храма и утверждено Положение о Государственном архитектурном заповеднике в Кижах. Тогда он находился в ведении Управления по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР. На правах отдела он находился в составе этого управления до 1960 года. Началось формирование будущей архитектурно-ландшафтной экспозиции. Хотя первые памятники архитектуры — дом крестьянина Ошевнева — с Большого Клименецкого острова и церковь Воскрешения Лазаря XIV из Муромского монастыря — самая древняя деревянная культовая постройка Русского Севера — перевезены на остров в 1951 году и в 1958 году соответственно.
Одновременно по личному распоряжению академика И. Грабаря велись работы по реставрации иконописного убранства кижских церквей, возвращенного в Карелию из Финляндии после окончания войны. В 1950 году был восстановлен иконостас Преображенской церкви. Автором проекта реставрации икон Преображенской и Покровской церквей 1945—1956 годов была искусствовед и реставратор В. Брюсова.
В 1955 году Кижский архитектурный заповедник официально принял первых посетителей. Экскурсанты прибывали на остров на пароходе, швартовавшемся к причалу прямо напротив архитектурного ансамбля. Кижский погост становится экскурсионно-туристическим центром.
С1961 по1965 годы архитектурный заповедник «Кижи» был отделом Карельского государственного краеведческого музея. В это время на остров перевозятся дом крестьянина Елизарова из деревни Потаневщина, часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро, часовня Трех Святителей из деревни Кавгора. Проводится работа по экскурсионному обслуживанию посетителей — в течение сезона музей посещали около 20 тысяч человек. Остров Кижи был включен в один из девяти всесоюзных маршрутов для иностранных туристов.
Огромная работа архитекторов, реставраторов, искусствоведов, музейных работников Москвы, Ленинграда, Петрозаводска заложила основы будущего музея как самостоятельного учреждения.
1 января 1966 года был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». В 1969 году он был реорганизован в Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Штат музея тогда насчитывал 25 человек. Первые сотрудники, несмотря на отсутствие каких-либо комфортных условий для жизни, были искренне влюблены в остров и эту любовь пронесли через всю жизнь. Из «первого призыва» до сегодняшнего дня в музее работают Виола и Борис Гущины.
* * *
Именно по рекомендации Александра Викторовича Ополовникова было положено начало создания Кижского музея под открытым небом. Он по сути и является его создателем. Рост общественного сознания и интерес к своей истории у народа и государственных структур стали толчком к созданию музейной формы спасения деревянных памятников от неминуемой гибели.
Александр Викторович, опираясь на уже существовавший тогда зарубежный опыт, пришел к выводу, что музей под открытым небом должен формироваться по географическому и этническому признакам. Именно музей под открытым небом был той единственной формой сохранения архитектурного достояния Карелии и России.
Александр Ополовников стал автором проекта реставрации Кижского архитектурного ансамбля и еще 24 памятников, создавших архитектурно-этнографическую экспозицию музея. Как считают многие специалисты, именно он открыл миру Кижи.
Как впоследствии вспоминала старший архитектор по охране памятников Управления по делам строительства и архитектуры при Совмине КАССР Раиса Каталкина, «все проекты А.В. Ополовникова по реставрации проходили экспертизу в Академии архитектуры СССР и неизменно получали высокую оценку. С его участием определялись первоочередные работы. Впоследствии появилось много критиков, усомнившихся в правильности его подхода к реставрации кижских памятников, и до сих пор есть спорные вопросы, но в главном Александр Викторович был прав – и церкви, и дома надо было срочно спасать от неминуемого разрушения. В том, что сейчас можно увидеть такую красоту, - огромная его заслуга!».
Преображенская церковь — памятник архитектуры, интерес к которому возрастает с его возрастом. Мировое сообщество не осталось в стороне от его будущего. Судьбоносным годом для памятника стал год 1990. Преображенская церковь в составе Кижского архитектурного ансамбля включена в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
И сегодня продолжатели дела Ополовникова вновь ведут сражение за спасение жизни этого архитектурного шедевра. Начавшаяся реставрация Преображенской церкви, но уже на более современном техническом уровне, является неоспоримым доказательством верности выбранного пути — пути создания и развития музея-заповедника как самой действенной формы сохранения деревянных памятников.
В памяти потомков музей-заповедник «Кижи» навсегда останется тесно связан с именем его создателя — архитектора и реставратора Александра Викторовича Ополовникова. В свое время о нем писал великий реставратор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук Савва Ямщиков: «Александр Викторович Ополовников — один из столпов отечественной реставрации. Я счастлив, что наши творческие судьбы пересеклись в одном из заповедных уголков России, на берегу Онежского озера, а точнее Кижской губы его, где А.В. Ополовников совершил подлинный подвиг, сохранив для потомков сокровища деревянного зодчества, созданные местными мастерами».
Его помнят многие — от академиков до плотников. Он умел общаться со всеми. И у многих в памяти он остался великим архитектором и великим человеком.
- Владимир ХАЙТ, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, директор НИИТАГ:
- — Некоторые имена сливаются с делом их носителей, и всегда это одновременно знак масштабности и глубины научного и творческого вклада в решение крупной, общественно значимой проблемы и знак широкого признания этого вклада. Так неразделимы Александр Викторович Ополовников и деревянное зодчество Русского Севера, судьбы его памятников и его реставрация.
- Виола ГУЩИНА, старший научный сотрудник музея «Кижи»:
- — Давно и глубоко убеждена: Кижи — это место, где красота лечит и молодит душу. Александр Викторович сроднился с Кижами навсегда. От него исходило ощущение редко встречаемой, истинно мужской затаенной энергии.
- Елена ОПОЛОВНИКОВА, профессор, доктор архитектуры, дочь:
- — Хорошо, что он был смелым. Робкий человек испугался бы ответственности. Он мог смотреть на факты не предвзято и учиться у мастеров, которые умерли, но оставили свою мудрость тем, кто хочет ее понимать.
- Мюд МЕЧЕВ, народный художник России:
- — Именно он волею судьбы и случая стал тем, кто понял все значение деревянного зодчества, он начал грандиозную работу по сохранению и спасению этих великих памятников культуры, посвятив этому всю жизнь!
Но теперь, когда уже можно подводить итоги, мне становится ясно, что в моей жизни постоянно присутствовало ощущение того, что я живу бок о бок, рядом, в одно время с удивительным художником, понявшим, продумавшим и осуществившим свою мечту о сохранении Кижей и других прекрасных памятников. Исполинский труд Ополовникова сродни тому труду и той дерзости, с которой Кижи были созданы!