Сорок пять — ещё все впереди @kizhi
Музей-заповедник «Кижи» — не самый старый, но и не самый молодой музей страны. Ему сорок пять. У него есть своя история, которой можно гордиться. Но сегодня мы говорим с директором Эльвирой Валентиновной АВЕРЬЯНОВОЙ, которая руководит музеем с 1999 года, не о прошлых временах, а о том, чем живет федеральное учреждение культуры сегодня и что ждёт коллектив и его директора завтра.
Разговор с директором о сегодняшнем и завтрашнем дне музея
- — Пять лет назад музей «Кижи» подводил итоги своей деятельности за сорок лет. Что принципиально нового и важного произо-шло в музее за прошедшее пятилетие?
- — Пять лет, конечно, срок совсем небольшой. Но серьезных и важных для будущего развития музея дел за это время произошло достаточно много. Главное, на высоком уровне состоялась подготовка к реставрации нашего главного памятника — объекта ЮНЕСКО — Преображенской церкви. В музее «Кижи» построен единственный в России закрытый реставрационный комплекс, позволяющий под крышей в круглогодичном режиме заниматься реставрацией бревен церкви. Комплекс оснащен всем необходимым современным оборудованием.
Сезон 2010 года был особенно важен для будущей работы по реставрации памятника методом поэтапной переборки. Успешная разборка нижнего пояса церкви подтвердила правильность утвержденного 10 лет назад проекта ее реставрации.
Отрадно, что именно за прошедшие пять лет усилилось внимание государства к проблемам нашего музея и, конкретно, к реставрации памятников Кижского архитектурного ансамбля. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 года музей получает регулярное финансирование всех самых важных реставрационных и строительных проектов.
Большое значение для нас имели визиты миссии ЮНЕСКО на остров в 2007 и 2010 гг. И, безусловно, глубокий след в душах многих оставила встреча с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Музей «Кижи» даже в самые кризисные годы оставался самым посещаемым туристическим объектом Карелии. И в связи с этим нельзя не отметить факт передачи в оперативное управление музею пассажирского причала на о. Кижи в 2009 г. на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Благодаря усилиям службы главного инженера причал был приведен в порядок, а позднее электрифицирован, что значительно улучшило обслуживание пассажирских судов.
Не менее важным для музея стало долгожданное Постановление Правительства Республики Карелия 2009 г., по которому утверждены состав и границы зон охраны объектов культурного наследия музея-заповедника «Кижи», режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон, закрепленных за музеем.
Кроме того, разработан проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения — архитектурного ансамбля Кижского погоста, который получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Не могу не отметить как награды музея, так и отдельных его сотрудников. На фестивале «Интермузей-2009» проект, посвященный Летней музейно-этнографической школе, стал победителем. А его автор Л.В. Шилова в 2010 г. стала лауреатом Государственной премии РК в области культуры за создание Детского музейного центра.
Деятельность С.В. Воробьевой, В.П. Кузнецовой и И.И. Набоковой в области сохранения и изучения памяти о выдающихся русских сказителях Заонежья получила всероссийское признание, они стали лауреатами историко-литературной премии «Александр Невский».
За достижения в области защиты древесины в г. Биарриц (Франция) Маргарита Кистерная была награждена премией Рона Кокрофта.
Одним из важных направлений деятельности музея является организация выставок, презентующих населению материальную культуру Заонежья. О высоком уровне выставок за последние пять лет говорит тот факт, что наши коллекции увидели жители Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Сыктывкара.
Новым для нашего музея за эти годы стали участие и победа в грантовых конкурсах фонда В. Потанина по программе «Меняющийся музей в меняющемся мире», фонда Зимина «Династия» — «Научный музей в XXI веке», «Северстали» по программе «Музеи Русского Севера». - — Последние годы все ведущие музеи страны работают в режиме проектной деятельности. Насколько успешной, по Вашему мнению, является деятельность в этом направлении музея «Кижи»?
- — Музей — развивающаяся организация и должна соответствовать современным потребностям общества. Проект – это возможность качественного изменения текущей деятельности, возможность выйти на новый уровень реализации музейных функций.
Сотрудники музея разных подразделений уже давно активно занимаются разработкой и реализацией проектов. Так, более 15 лет назад под руководством Л.В. Шиловой появились, ставшие известными в России, проекты создания Детского музейного центра, Детского музейного праздника «Кижи — мастерская детства», Летней музейно-этнографической школы на острове Кижи. Позже — появились проекты — Летний Университет и Музейный марафон и детская художественная студия «Кижская палитра».
Деятельность Детского музейного центра нашего музея является примером успешной реализации социокультурного инновационного долгосрочного проекта. Хочется отметить в этой связи, что только за 5 последних лет 202 612 человек — жителей всех районов республики и 13 регионов Российской Федерации приняли участие в проектах и программах, мероприятиях Детского музейного центра и его музейно-образовательных комплексов.
Проектный метод охватывает все основные направления работы, становится доминирующим в деятельности ДМЦ и направлен на создание новых востребованных обществом партнерских музейно-образовательных проектов.
Чтобы ещё больше активизировать это направление, в музее в 2007 году был создан сектор проектов и программ.
Успешно руководит этим новым направлением О.Ю. Титова. Каждый год в музее идёт реализация крупных грантовых проектов, которые открывают новые возможности для музейной деятельности на самом высоком уровне и для развития международного направления. Так, в 2008 году музеем был реализован крупный проект «Небеса» Заонежья», который получил финансирование от ОАО «Северсталь» по программе «Музеи Русского Севера». В рамках проекта музей подготовил и представил уникальную коллекцию потолочной живописи Северных храмов. Высокое качество проекта всегда проверяется его продолжением. Так, выставка «Небеса» Заонежья» уже экспонировалась в прошлом году в Санкт-Петербурге в Музее истории религии. В 2010 году музей готовил проектную заявку на участие в Годе Россия — Италия. Проект был поддержан, и в 2011 году планируется презентация «Небес» в Италии в городе Монтепульчано.
В 2009 году был реализован ещё один проект, о котором стоит отдельно сказать — «Иллюзии Старого города». Он был поддержан фондом В. Потанина в рамках грантовой программы «Меняющийся музей в меняющемся мире». Самым значимым мероприятием проекта была акция с элементами музейной анимации и реконструкции культуры кон. XIX — нач. XX вв. «Иллюзии Старого города», которая позволила привлечь внимание к проблемам сохранения квартала исторической застройки Петрозаводска.
Отдельно хочется сказать об информационных проектах музея. Одним из интересных и современных проектов в своё время стал музейный сайт, созданный в 1998 г., который считается и по сей день одним из лучших в России. Пять лет назад в музее появилась своя газета, чья роль в формировании правильного понимания людьми всего происходящего в музее очень важна. - — В этой связи такой вопрос. Сегодня музеи уделяют большое внимание развитию информационных технологий и информационному сопровождению своей деятельности. Какую роль, по-Вашему, играют сайт музея и газета «Кижи» в продвижении современного музея в общество?
- — В сегодняшнем мире современный музей уже немыслим без использования в своей работе современных информационных технологий. Сегодня они помогают в работе всех направлений деятельности музея — хранительской, исследовательской, экспозиционной, образовательной.
Сайт музея-заповедника стал одним из первых музейных сайтов в России. Ежедневно на сайт заходят более тысячи посетителей. Наибольшее количество посетителей приходят на сайт из России, стран СНГ, США, Канады, Германии.
Назначение любого музейного сайта — это предоставление актуальной информации для потенциального посетителя. Общемировой тенденцией современного мира можно считать использование сети Интернет как инструмента для планирования и самостоятельной организации путешествий. Посетитель сайта может узнать полную и актуальную информацию обо всех услугах музея, о событиях, программах и праздниках, как добраться до острова Кижи, график работы музея.
Очень важное назначение сайта музея — всестороннее освещение деятельности музея, информационное сопровождение всех значимых событий в жизни острова Кижи. Так, например, Интернет-проект «На глазах у всего мира» рассказывает посетителям сайта не только обо всех архитектурных памятниках острова Кижи, но и подробно информирует о ходе реставрации Кижского погоста – одном из важнейших проектов музея на сегодняшний день. Здесь же посетители могут ознакомиться с историей строительства этого памятника, предшествующих реставраций и исследований, увидеть экстерьер и внутреннее убранство, а также иконостас Преображенской церкви, собранный пока только в виртуальном пространстве. Специалисты, эксперты в области реставрации имеют возможность подписаться на новостную ленту по теме сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, а также обсудить профессиональные вопросы в специальном разделе сайта. Для начинающих плотников постепенно формируется Виртуальная школа плотника реставратора.
Деятельность музея по освещению процесса реставрации в сети Интернет была оценена экспертами миссии ЮНЕСКО–ИКОМОС, которые работали на острове в апреле 2010 года. Музею было рекомендовано и дальше развивать это направление работы.
Что касается нашей музейной газеты «Кижи», хочется отметить ее высокий профессиональный уровень и востребованность как в музейном сообществе, так и среди широкого круга читателей. Газета все годы дает подробную объективную информацию о жизни и деятельности всех подразделений музея. По отзывам многих директоров музеев газета интересно и достойно представляет наш музей широкой общественности. Сегодня уже трудно представить наш музей без собственного периодического издания, являющегося первой и единственной музейной газетой Карелии.
Реальным подтверждением моих слов является то, что газета «Кижи» удостоена диплома I степени в номинации «СМИ года-2008» III Открытого конкурса «Музей года. Евразия-2008».
Далеко не все, даже самые крупные музеи, имеют свои газеты. То, что мы выпускаем свою газету, — свидетельство того, что «Кижи» — современный и динамично развивающийся музей. - — Как Вы оцениваете роль музея, являющегося федеральным учреждением культуры, в городе Петрозаводске?
- — Музей «Кижи» создавался и существует как островной музей. В том, что он островной, — его уникальность и притягательность. Но, к сожалению, весь коллектив жить на острове круглый год не имеет возможности. Поэтому нужно было иметь место для работы в городе. Сначала музей реставрировал городские здания для размещения своих сотрудников. Но все имеет свое развитие. И с того времени, как музей в 2000 г. стал федеральным учреждением, стали по-другому решаться вопросы финансирования. В том числе появилась возможность финансирования и реставрационных работ на нескольких городских домах-памятниках. Сегодня музей практически вернул городу уже шесть исторических домов, седьмое здание находится в стадии реставрации. Благодаря работе музея в квартале исторической застройки сегодня началась активная жизнь. Работают научная библиотека, выставочный зал, детская художественная студия, Детский музейный центр, сектор ремесел.
О том, что квартал исторической застройки живет настоящей жизнью, говорит и то, что в отреставрированной музеем церкви Святого духа еженедельно ведутся службы.
Горожанам полюбился проходящий в квартале праздник «Иллюзии Старого города», который возвращает современных петрозаводчан в историческое прошлое и стал ярким ежегодным событием культурной жизни столицы.
На этом, конечно, музей не останавливается. Музеефикация квартала будет продолжаться. В одном из домов в ближайшем будущем планируется организация постоянно действующей экспозиции городского быта XIX века. В бывших ремесленных мастерских на пл. Кирова откроется новое современное фондохранилище с открытым доступом для посетителей.
Нам очень хочется, чтобы не только остров Кижи, но и столица Карелии стала одним из любимых туристических объектов России. - — Как Вы считаете, что значит музей-заповедник «Кижи» для России?
- Вы помните, что два года назад в нашей стране проходил Интернет-конкурс «Семь чудес России», организованный журналом «Всемирный следопыт». Несколько месяцев все неравнодушные к нашему национальному наследию люди могли проголосовать за тот или иной памятник страны. То, что музей-заповедник «Кижи» стал одним из победителей конкурса и вошел в число Семи главных памятников России, и говорит о его значении для нашей культуры и для нашей страны.
Являясь визитной карточкой Карелии, Кижи не менее значимы и для всей страны, так как олицетворяют собой народную культуру ушедших веков во всех её проявлениях. Попадая из суеты XXI века в век XIX на намоленный остров, люди остро ощущают редкую в наше время гармонию души и умиротворение.
Наш музей очень ценят в России как простые туристы, которые приезжают к нам на несколько часов, так и профессионалы-музейщики, историки, архитекторы и представители власти. Все это немаловажно для дальнейшего развития музея. На этом фоне поражает отношение к Кижам республиканской и местной власти и особенно карельских средств массовой информации. Почему-то считается, что общественное мнение хорошо только тогда, когда надо развертывать информационные войны, громить и уничтожать. Мягко говоря, удивляет позиция некоторых карельских журналистов, видящих свою цель не в защите музея и его всемирно известного памятника от оголтелых критиканов, а в нагнетании ситуации и освещении только одной точки зрения людей, не имеющих ровным счетом никакого отношения к музею. Но пусть это остается на совести тех, кто вместо того, чтобы гордиться уникальным музеем и уникальным памятником, делают все, чтобы формировать негативное мнение о наследии своей родной земли.
Но к счастью, людей, верящих в правоту профессионалов-музейщиков и будущее музея «Кижи», гораздо больше. И мы об этом знаем. И верим, что музей «Кижи» всегда был и будет достоянием России.