Живое и интересное время @kizhi
С музеем-заповедником «Кижи» меня связывает 17 лет из 42 лет профессиональной музейной деятельности. Это были разные этапы моей жизни и истории музея, истории общественной жизни страны. Первое знакомство с музеем «Кижи» состоялось в 1967 году после окончания истфака ПетрГУ. Вообще вторая половина 60-х годов — очень живое и интересное время в истории страны: повсеместно развивалось движение за сохранение памятников, создавался новый тип музеев — музеи-заповедники, которые появлялись на базе монастырских, усадебных и других историко-архитектурных комплексов. Во главе их вставали личности, будущие музейные лидеры, такие как А. Аксенова, С. Гейченко, А. Крейн и пр. Начали создаваться и первые музеи под открытым небом. В 60-е годы считалось, что это единственно возможная и самая эффективная форма сохранения памятников деревянного зодчества. На слуху были имена исследователей, реставраторов, ревнителей древнерусской культуры — В. Солоухин, С. Ямщиков, Б. Гнедовский, А. Ополовников и другие.
Я приехала на несколько дней на остров, где уже работали мои однокурсники по ПетрГУ — Б. Гущин, Л. Гурвич. Помню впечатления чистоты, зелени, отсутствия машин, надраенных добела полов в домах-памятниках и туалетах, вечерних посиделок, романтического и даже героического духа первых музейщиков, некоторый провинциальный уклад при широком столичном интересе к культуре, литературе.
В 1969 году, когда я стала директором Соловецкого музея, я приезжала еще раз в музей «Кижи» за опытом организации музейной жизни на заповедной территории и встречалась с директором В. Ниеми. Дельные лаконичные советы и мнения которого были очень кстати мне как начинающему директору. Через 10 лет в 1979 году я была приглашена Министерством культуры Карельской АССР с Соловков на должность директора музея — заповедника «Кижи» и приняла дела от В. М. Ионовой. Это был уже музей-заповедник, развивающийся по Генплану, принятому в 1972 году, активно формирующий коллекции и архитектурно-этнографические сектора русских, карел, вепсов. По-следующие пять лет были связаны с главной заботой всех директоров музея — сохранением и реставрацией Кижского архитектурного ансамбля. Был проведен комплекс противоаварийных работ по инженерному укреплению Преображенской церкви с разборкой иконостаса и установкой металлических конструкций. С участием сотрудников музея была проведена крупнейшая в истории Карелии экспедиция по тотальному обследованию памятников деревянного зодчества Карелии и более 5 тыс. ед. хр. (обмеры, фото и пр.) сданы в фонды — самое крупное поступление в фонды за 45 лет.
В 1982 году на уровне карельского правительства были подведены итоги реализации Генплана за 10 лет, шла активная работа по созданию материально-технической базы музея по генплану: построены пожарное депо, причалы, в том числе пассажирский и деревянные по острову и у часовен Кижского ожерелья. В эти годы Кижи регулярно посещали известные деятели культуры, науки, космонавты, встречи с которыми до сих пор памятны. В 70–80-е годы шло становление научных кадров музея: в музее продолжали работать первые сотрудники Б. А. и В. А. Гущины, А. Т. Беляев и пришли те, кто вместе с ними составили и многие до сих пор составляют профессиональное ядро музея: С. В. Воробьева, Л. В. Трифонова, А. Т и Е. И. Яскеляйнены, О. А. Набокова, В. А. Солонен, Б. К. Эртте, развивалась реставрационная служба и по памятникам и по музейным коллекциям (реставраторы И. М. Гурвич, Г. И. Фролова, О. Н. Байер). Музей получал поддержку правительства Карелии, был связан с рядом всероссийских научно-исследовательских институтов и реставрационных центров. Огромной нагрузкой на музей ложилась организация и координация работ многочисленных (24!) ведомственных организаций острова, плюс музейный детский сад, медпункт и пр. Хочется добрым словом вспомнить хозслужбу музея тех лет, которая, не имея особой техники, достаточных штатов (всего в штате музея начала 80-х годов было 78 человек) обеспечивали чистоту, сенокосы, заготовку дров и пр. и пр.: Ю. А. Беляев, В. Н. Егорова, В. И Елупова, О. Н. Прохорова и многие другие. Условия жизни на острове тех лет были спартанские и являлись головной болью для дирекции и самих сотрудников.
С 1993 года по сегодняшний день моя работа зам. директора в музее «Кижи» связана с созданием новой концепции образовательной деятельности музея, инструментом реализации которой стал спроектированный в структуре музея в 1993 году Детский музейный центр. Новое время требовало новых подходов к наследию, как ресурсу развития, поэтому ДМЦ был нацелен на работу с подрастающим поколением Республики Карелия, а с 2000-х годов, после перехода музея «Кижи» в федеральный статус, и с детьми, студентами, музейно-педагогическим активом из регионов России. В музее за последнее десятилетие созданы современные условия и музейная инфраструктура, которая помогает раскрыть для общества образовательный потенциал наследия острова. За эти годы ДМЦ превратился в общероссийский инновационный образовательный и научно-методический центр в области музейной педагогики и актуализации наследия. Только за 2006–2010 годы более 202 тыс. детей, родителей, студентов, педагогов, музейных сотрудников участвовали в программах, проектах и мероприятиях ДМЦ. Такие яркие и популярные проекты ДМЦ как «Детский музейный праздник „Кижи-мастерская детства“», «Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи», «Летний университет на о. Кижи» и другие, в которых участвуют многие отделы и сотрудники музея, создают особый привлекательный имидж музею-заповеднику «Кижи» не только как старейшему в России музею под открытым небом, но и как музею, открытому для стара и млада, музею, думающему о будущем.
Оглядываясь на пройденный путь, видишь события, этапы, вехи, которые как ступеньки ведут музей все эти 45 лет по пути развития; вспоминаешь людей, чьи труды и черты характеризуют лучшее, что есть в музее как феномене культуры,— духовность, творчество, нравственные и эстетические ценности.