Чтобы прялки и сохи «заговорили». Знакомство с Вытегорским музеем @kizhi
После завершения сезона 2010 года двое сотрудников музея-заповедника «Кижи» — О.А. Набокова и автор этих строк были командированы в Вытегорский краеведческий музей для сбора материалов по своим научным темам, иными словами, для ознакомления с его фондовыми этнографическими коллекциями.
Вытегра — город небольшой, но интересный и по-своему замечательный. Первое упоминание о Вытегорском погосте относится к 1496 году. С 1710 г. будущая Вытегра известна как «деревня Вянги и при ней Вянгинская пристань». Деревня эта находилась при впадении ручья Вянги в реку Вытегру (карельское vengi — «ручей, протока»). Этимология гидронима «Вытегра» точно не установлена, по некоторым данным — «озёрная река». Формат «— егра» позволяет отнести его к числу древних финно-угорских названий. Через деревню Вянги проходил торговый тракт из Петербурга в Архангельск.
В 1773 г. высочайшим указом императрицы Екатерины II селение преобразовано в г. Вытегра, названный по имени более значительной, «принимающей» реки Вытегра. В 1776 г. город отнесён к Новгородской губернии и становится центром Вытегорского уезда. В 1801 году Вытегорский уезд переведён в состав Олонецкой губернии. Строительство и многолетняя работа Мариинской системы, которая, начиная с 1810 г., обеспечивала водное сообщение между двумя российскими столицами, поставили Вытегру и весь уезд в выгодное, даже в сравнении с Петрозаводском, экономическое положение. Дело дошло даже до неоднократных предложений о переносе губернаторства из Петрозаводска в Вытегру. Именно в этот период сформировалась лучшая часть исторической застройки города; большинство каменных домов сохранилось до сих пор.
Однако перенос губернской столицы так и не состоялся; развитие сети железных дорог со временем снизило значение Мариинской водной системы. Олонецкая губерния была упразднена, и ныне Вытегорский район является северо-западной окраиной Вологодской области. С открытием в 1964 году Волго-Балтийского водного пути, заменившего устаревшую Мариинскую систему, Вытегра по праву стала портом пяти омывающих берега России морей и столицей Волго-Балта, поскольку именно здесь сосредоточились основные гидросооружения, определяющие жизнедеятельность всей системы. Интересный город Вытегру предки наши одарили и весьма интересным краеведческим музеем. Вытегорский районный краеведческий музей (ВКМ) был основан 9 ноября 1913 г. как музей местной фауны при Вытегорском реальном училище. До сих пор экспонаты того времени — прекрасно выполненные чучела животных, птиц и даже рыб украшают постоянную экспозицию музея, заново развёрнутую в новых выставочных залах. По словам сотрудников музея, изделия таксидермистов нашего времени не могут по своему качеству сравниться с этими первыми музейными приобретениями. В 1918 г. музей при реальном училище был преобразован в естественно-исторический. С 1937 г. по недавнее время ВКМ размещался в здании Сретенской церкви. Сейчас Сретенская церковь действует, в ней проводятся службы, а сотрудники музея трудятся по новым адресам: организуют выставки, проводят экскурсии и занятия, ведут учётную документацию и приём предметов на хранение и делают многое-многое другое. В настоящее время фондовые коллекции насчитывают свыше 70 000 ед. хранения. За год музей посещают около 20000 человек, а коллектив его совсем не большой — всего 5 сотрудников.
В 2003 году, в день празднования 230-летия Вытегры, в новом помещении состоялось открытие отделов природы и археологии постоянной экспозиции. Сейчас яркий выставочный проект, представляющий Вытегорье широко и многопланово, от времён мезолита (7-5 тыс. до н.э.) до наших дней, реализован. Реализован на основах творческой дизайнерской мысли и большого музейного опыта, одновременно и смело, и с большой любовью к родному краю и материальным свидетельствам его истории…
Первое наше знакомство с коллегами из ВКМ состоялось прошлой осенью, темноватым ноябрьским утром. В восемь часов утра покатые улицы города ещё безлюдны и почти лишены шелестящих по ночному инею автомашин. Но музей, оказывается, уже бодр и работает: тепло светятся окна, лежат на столах вновь поступившие предметы, шелестят листы книг. Директор, Тамара Павловна Макарова, встретила нас открыто и радушно, зарядила своей энергией и деятельным интересом к непростой музейной жизни и Вытегры, и Петрозаводска, и страны. Главный хранитель фондов Людмила Константиновна Казаринова посвятила нам и нашим научным интересам целый рабочий день — от темна до темна.
Фонды музея, безусловно, богаты; но нас интересовали только хранящиеся в них сельскохозяйственные орудия и прялки. И, надо сказать, что коллекции этих предметов не обманули наших ожиданий. В общем ряду сельхозорудий мне показались удивительными и новыми некоторые особенности их коллекции: например, очень небольшое количество собранных серпов (впоследствии старожилы рассказали, что хлеб зачастую косили косами); полное отсутствие древних кос-горбуш; порадовало разнообразие хранящихся пахотных орудий: тут и сохи различные (однолемешные, двусторонки, односторонки), косуля, одноконные плуги. Заинтересовали трепала с «кониками» (орудия обработки льняного волокна, увенчанные конскими головами) и щети с железными зубьями для чесания льна — предметы, прежде мною не виданные… Мне было позволено подержать все орудия в руках, рассмотреть их особенности, провести фотофиксацию предметов, разумеется, не для публикации или коммерческого использования.
Коллекция прялок, по мнению О.А.Набоковой, безусловно, является отличительной чертой музея. В её составе не только высокохудожественные произведения народного искусства, но и образцы обычной крестьянской работы, необходимой для каждой семьи. Это обстоятельство особенно важно, поскольку позволяет разглядеть особенности народной традиции, не бросающиеся в глаза при первом рассмотрении. Попутно должны заметить, что бережное, — и даже трепетное, — отношение к мельчайшим деталям уходящих времён заметно во всей деятельности Вытегорского музея. Сама же коллекция прялок, как ни в одном другом музее, удивительно точно иллюстрирует сложную этническую историю территории, лежащей между Онежским, Ладожским и Белым озёрами. Прялки — удивительное явление традиционной культуры, обладающее уникальными особенностями.
Как отмечали многие исследователи народной культуры, прялки одной географической местности на протяжении столетий отличаются удивительным постоянством облика. При движении от одной местности к другой наблюдения за изменениями облика прялок могут дополнить наши знания новыми сведениями, например о миграциях или о постоянстве населения, о характере взаимодействия разных традиций, о рождении новых технологических приёмов. Чтобы прялки «заговорили», необходима тщательная и скрупулёзная работа с каждым экземпляром.
Понимающее и доброжелательное отношение музейных работников к нашему «вторжению» позволяет надеяться на продолжение научного знакомства с коллекциями музея. И хочется выразить сердечную благодарность коллегам из Вытегорского краеведческого музея и посоветовать всем читателям: обязательно побывайте в этом музее, хранящем материальные и духовные сокровища прошлого и настоящего Вытегорского края.