Не утратить память @kizhi
8 июня в выставочном зале музея открылась выставка «Утраченные памятники архитектуры. Заонежье». Цель новой выставки — через показ утраченных памятников архитектуры пробудить в душах посетителей стремление сохранить оставшиеся образцы деревянного зодчества как основу национальной культуры. Авторы выставки ставили перед собой задачи — показать образцы утраченной храмовой и гражданской народной архитектуры Заонежья, сохранившиеся на фотографиях 20-60-х годов и в обмерных архитектурных чертежах 50-60-х годов, а также значение музеев-заповедников вообще, и музея-заповедника «Кижи» в частности, в решении проблем сохранения памятников народной архитектуры.
В настоящий момент большинство классических образцов народной деревянной архитектуры утрачено или находится на грани исчезновения. Этому есть объективные причины, связанные с разрушением традиционного сельского уклада и утратой большей части поселений. Сохранившиеся церкви и часовни в основном находятся под охраной государства, но, расположенные в отдаленных и труднодоступных местах, и они подвержены риску уничтожения от естественных причин и халатности человека. Наш современник слабо представляет себе облик северной деревни с ее мощными двухэтажными домами, нарядными часовнями, амбарами и банями. Мало кто видел и раскрашенные наличники на домах, и роспись на подшивке их балконов, поскольку они сохранились только на рисунках художников или обмерах архитекторов.
При подготовке выставки «Утраченные памятники архитектуры. Заонежье» были изучены материалы, касающиеся исчезнувших памятников всех районов Карелии, но их количество оказалось столь велико, что авторы выставки ограничились рассказом о постройках только одного района — Заонежья.
Еще в 60-х годах XX века исследователи считали Русский Север краем, который наиболее полно сохранил богатство крестьянского зодчества, но, к сожалению, к наследию плотников было безжалостно не только время, но и государственная политика. Маленькие деревни исчезали, так как объявлялись «неперспективными» для развития сельского хозяйства, а жители, оставляя свои дома, переселялись в большие села. С уходом людей процесс разрушения недолговечных деревянных построек становился необратимым. В безжалостной борьбе с православием часовни разбирали на дрова. Современному человеку трудно представить, какими величественными и архитектурно совершенными были храмы и дома северных деревень, как мудро было организовано жилое пространство поселений, защищенное от суровых северных ветров, обращенное окнами изб к теплому солнцу, какими ухоженными были поля, кормившие крестьян многие столетия. Материалы представленной выставки хоть немного рассказывают о старинных северных деревнях. Этот облик запечатлен на фотографиях разных времен – от 20-х 70-х годов XX века, обмерных чертежах и акварелях послевоенного времени.
В середине прошлого века среди архитекторов, искусствоведов, историков велись отчаянные споры о необходимости создания музеев-заповедников под открытым небом. Многие считали их свое-образной резервацией памятников народной архитектуры. Сегодня стало понятно, что в большинстве случаев перенос крестьянских храмов, домов, амбаров и других построек из родных мест в музеи превратился в средство спасения их от неизбежного разрушения. Но все сохранить не удалось. Многие постройки остались только на планшетах архитектурных обмеров и на старых фотографиях. В музее «Кижи» хранится богатая коллекция архитектурных обмеров крестьянских домов Заонежья. Они были выполнены в конце 40-х и в 50-х годах, когда идея создания музеев народной архитектуры еще только разрабатывалась. Виднейшие архитекторы России запечатлели на планшетах облик ныне разрушенных построек. Среди них безусловное первенство принадлежит А.В. Ополовникову, по чьей инициативе был создан музей-заповедник «Кижи».
В 1926 году в Заонежье побывала экспедиция Института материальной культуры, руководителем которой был К.К. Романов. Он оставил большое число фотографий старинных заонежских сел. В период Второй мировой войны на территории Заонежья работал известный финский исследователь Ларс Петтерссон. Благодаря его фотоснимкам, а также акварелям Ойво Хелениуса мы можем сегодня представить, как выглядели исчезнувшие позднее церкви и часовни.
Фотографы послевоенного времени, 60-70-х годов XX века, отразили облик памятников народного зодчества, которые пощадила война, но не пощадило человеческое равнодушие и неуважение к своей культуре и памяти предков. Б.П. Бойцов всю свою жизнь провел в поездках по Карелии. Его богатейший архив хранит бесчисленное количество фотографий крестьянских домов, амбаров, церквей и часовен Заонежья. Посетителям будет представлен авторский фильм Б.П. Бойцова 1960 г. «У всех на глазах».
Задача музея «Кижи» состоит не только в сохранении памятников крестьянской архитектуры, перевезенных в разные годы на остров, но и в спасении построек народного зодчества, находящихся на грани исчезновения за пределами экспозиции. Подобные работы в последние годы велись на церквях в с. Сенная Губа и в д. Леликово. На сегодня мало что осталось от великой крестьянской культуры Русского Севера и тем важнее сохранить оставшееся. Это задача не только музеев, но и всех жителей Карелии, являющихся наследниками этой великой культуры. Простая починка крыши позволит стоять храму или дому еще очень долго, ведь наши мудрые предки строили на века.