Сокровенный мир северной часовни @kizhi
30 июня в залах Музея изобразительных искусств Республики Карелия открылась новая выставка.
Выставка «Сокровенный мир северной часовни», которую мы делали вместе с молодым сотрудником музея, главным хранителем С. П. Ларионовым, посвящена маленьким деревянным храмам, некогда в великом множестве стоявшим в больших и малых селениях Карелии. И в наши дни, путешествуя по северному краю, вы можете вдруг набрести на миниатюрные постройки, увенчанные православным восьмиконечным крестом, которые скрываются в еловой кладбищенской роще на окраине деревни или стоят в ее центре.
Они чудом пережили атеистические времена, Великую Отечественную войну и особенно нелегкие условия второй половины XX века. Находясь в объявленных «неперспективными» деревнях, часовни разделили печальную судьбу этих брошенных и разоренных селений. Многие часовни стали жертвой человеческой небрежности, равнодушия, а то и злого умысла.
Немалые сокровища народной культуры могли бы погибнуть в забытых и обреченных на гибель постройках, если бы не музеи, спасшие в 1960-е гг. тысячи произведений древнерусского искусства. Иконы, вывезенные из часовен, составляют три четверти от общего количества экспонатов фонда древнерусского искусства Музея изобразительных искусств РК. Поэтому мы и избрали часовенную культуру как отдельную тему выставки. Это помогло нам увидеть знакомые предметы в новом свете. Показ произведений древнерусского искусства дополнен фотографиями часовен, выполненными в конце 1960-х гг. Борисом Павловичем Бойцовым, многолетним сотрудником Вячеслава Петровича Орфинского в деле научной фотофиксации и публикации памятников деревянного зодчества Карелии.
Редкая деревня в старину, даже совсем небольшая и затерянная среди лесов и озер, не имела подобного молитвенного сооружения. Часовня – это христианский храм, не имеющий алтаря, поэтому в нем не служили литургию («обедню»), а только читали службы «часов», состоящие из молитв и псалмов. Эти службы могли совершать миряне, а для исполнения церковных таинств нужно было приглашать священника. Впрочем, в отдаленные селения священнослужители добирались нечасто.
В XV — XVI вв. часовни были местом молитвенных собраний членов большой патриархальной семьи или соседской общины, составляющей приход часовни. Поэтому в северной часовенной культуре были очень сильны традиции семейно-родовой обрядности. Для крестьян деревни были очень важны дни совместного поминания предков у кладбищенских часовен. На похоронах звучали не только христианские молитвы, но и древние по происхождению плачи по умершим. Долго сохранялся обычай устраивать в часовнях «братчины» - совместные трапезы, перед которыми обязательно совершался молебен. Еще более любопытен обычай принесения в жертву и поедания животного (часто барана) у часовен. В этом обряде сохранились рудименты древних культов.
В часовнях всегда было много даров, приносимых крестьянами в знак просьбы об избавлении от несчастий или как благодарность. Это прежде всего орнаментированные полотенца, платки, а также другие предметы, деньги. Полотенце также использовалось в похоронном обряде, весьма значимом для часовенного прихода. На выставке экспонируется несколько орнаментированных полотенец, вывезенных из часовен.
Таков был этот часовенный мир — замкнутый в себе, скрытый от посторонних глаз, в полном смысле «сокровенный». Автономность часовенной жизни вызывала тревогу у властей, и на протяжении XVIII в. неоднократно выходили распоряжения о запрете строить новые часовни. Но постепенно часовни теряли свою самостоятельность и приписывались к погостским церквям.
Построенные в XVI—XVII вв. часовни были простейшими сооружениями и иногда напоминали обычную хозяйственную постройку, увенчанную крестом. Лишь в довольно позднюю эпоху (XVIII – XIX вв.) часовни стали строиться со звонницами – колокольнями, а в их интерьерах сооружались большие многорядные иконостасы по типу церковных. В древности же иконы ставили на простые полки.
В Музее изобразительных искусств хранится обширная коллекция икон, некогда украшавших интерьеры часовен. Иконное наполнение часовенных иконостасов отражало особенности крестьянской веры. В народе глубоко почитали святых, которые считались образцом благочестия, славились своими аскетическими подвигами, могли помочь в повседневной жизни крестьянина, защищали скот от падежа и диких зверей, охраняли посевы и даровали обильный урожай, способствовали благополучному чадородию, охраняли здоровье человека, считались ходатаями за усопшего при переходе в мир иной. Именно иконы такого рода преобладают на выставке.
Также представлены на выставке так называемые вкладные иконы, пожертвованные крестьянами в свой деревенский храм и поэтому снабженные торжественными надписями на нижнем поле, в которых фиксировались дата исполнения иконы и имена вкладчиков.
С конца XVII в. в часовнях начинают сооружаться многорядные иконостасы, а сверху интерьер молельни осеняется расписным «небом». Традиционное убранство трапезной дополняется иконой «Страшный суд», а также иконами на нравоучительные сюжеты. Художественное убранство интерьера становится полифоничным, оно раскрывает идею премудрого Божественного созидания мира, соединяет сюжеты Ветхозаветной и Новозаветной истории во взаимосвязанную цепь событий. Для периода конца XVII начала XVIII веков характерны иконы крупного формата, заполняющие местные ряды иконостасов не только в церквях, но и в часовнях. Типичным примером является икона «Сошествие во ад» из Успенской часовни деревни Васильево на острове Кижи, экспонируемая на выставке. Над украшением часовен немало потрудились мастера-староверы поморского беспоповского согласия из Выго-Лексинского общежительства. Иконо-стасы старообрядческих часовен были большими живописными ансамблями и включали множество икон. Произведения староверов высоко ценились и православным населением Заонежья, которое заказывало им иконы.
На выставке есть немало экспонатов, для которых это экспонирование является их премьерным показом. Среди них особенно любопытна икона «Воздвижение креста» из часовни деревни Кибринаволок Пряжинского района. Надписи на этой иконе исполнил человек, не знающий, по всей вероятности, русской грамоты и копировавший слова с одноименной иконы. Особенно примечательно слово «царь» над головой императора Константина. Оно передано в зеркальном изображении, то есть читается справа налево. Стиль исполнения иконы показывает, что она может быть отнесена к народной «наивной» иконописи — неискушенной, но пленяющей своей неповторимостью и искренностью. Среди редкостей, представленных на выставке, отметим и древний намогильный каменный крест (известняк), найденный музейной экспедицией в часовне деревни Тулокса Олонецкого района. Здесь он сохранялся как древняя реликвия, будучи вделан в деревянный крест.
На выставке в Музее изобразительных искусств экспонируются не только иконы, но и другие предметы часовенного обихода — орнаментированные полотенца, принесенные в часовни в качестве «обета», часовенная утварь. Доцент Карельской Педагогической академии Виктор Петрович Ершов предоставил на выставку часть своей иконной коллекции — памятники из двух часовен Сегозерья, а также редчайшие предметы, найденные в кладбищенской часовне деревни Пелкула — челюсть щуки как древний народный оберег, а также крыло глухаря, которое подкладывали под колени при молитве.
Вторая часть выставки посвящена жизни часовен в современном мире. Часовни активно изучаются историками архитектуры, проходит реставрация этих памятников деревянного зодчества. Некоторые из них перевезены в музей-заповедник «Кижи», где возрождена традиция деревенских часовенных праздников. «Кижская» тема довольно активно звучит на выставке в фотографиях Б.П. Бойцова, а также О. А. Семененко, который зафиксировал моменты проведения часовенных праздников.
Мы отметили в материалах выставки и отрадный факт возрождения часовенных приходов и молитвенной жизни в некоторых старых деревнях Карелии. В Кинерме — исторической деревне карел-ливвиков — часовня стала важным элементом восстанавливаемой архитектурной среды. Храмовая икона этой часовни сохраняется в нашем музее и находится в постоянной экспозиции. В деревне Пяльма возродилась часовенная жизнь, для воссоздаваемого иконостаса часовни были написаны копии с икон, также хранящихся ныне в музее. Эти памятники теперь широко известны по выставкам в Москве, Петербурге, а также во Франции, Германии, Финляндии, Швеции. Соединенные в залах музея с памятниками из других селений Карелии, они создают общую картину развития искусства на землях древнего Обонежья и позволяют судить о развитии северной православной культуры.
Выставка будет работать до 18 сентября 2011 г.