Священник Артемий Корыхалов: «В Кижах мне предстоит ответственное служение» @kizhi
В Приходе Спасо-Преображенского храма острова Кижи новый настоятель — иерей Артемий Корыхалов. Он молод. Это первый приход, где он служит в должности настоятеля. Отец Артемий искренен в своей открытости и доброжелательности к людям. Он философ по будущему образованию и состоянию души. Наша встреча состоялась в преддверии праздника Преображения Господня. Разговор был о разном, если сказать коротко — о жизни.
О детстве
- — С какого возраста в Вашей жизни появилась Церковь?
- — В последних классах школы я стал ходить в Крестовоздвиженский собор в Петрозаводске. В первый раз зашел туда вместе с родственницей. Главным ощущением тогда было удивление. Служба меня заинтересовала, ее непонятность даже притягивала, и я стал самостоятельно ходить в храм, сначала, скорее, из любопытства, которое постепенно переросло в серьезное отношение к Церкви, к Богу. Я начал учиться молиться, стал приходить на исповедь и на Причастие; от церковной службы я получал и продолжаю получать духовную радость и удовольствие.
После уроков и по выходным старался как можно чаще посещать храм. Протоиерей Георгий Варга, который, кстати, первым проводил службы на острове Кижи, начал со мной общаться, присматриваться ко мне. Спустя примерно полгода после моего воцерковления на всенощном бдении кто-то неожиданно положил мне руку на плечо, я оглянулся — это был отец Георгий, который без лишних слов и расспросов отвел меня в алтарь. И я начал там прислуживать за богослужениями в качестве алтарника, позже наш владыка, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил взял меня в помощники иподиаконом. И с этого момента я стал помогать на архиерейских службах. - — А кем Вы хотели стать в детстве?
- — Когда был помладше, мечтал, как и всякий ребенок, о разных профессиях: хотел быть и художником, и биологом, и даже дворником. Но к окончанию школы появилось желание служить Церкви. Я стал читать литературу по истории Церкви, богословию. И это меня захлестнуло.
В классе я был единственным, кто ходил в храм. Но одноклассники к этому спокойно относились. С некоторыми из них мы до сих пор общаемся. - — Было ли сложно после окончания школы в юном возрасте сделать столь серьезный выбор своего будущего?
- — Нет, в принципе, для меня это было несложно, выбор был вполне осознанным. Когда приблизилось окончание школы, посоветовавшись с одним из священников, я решил поступать в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию.
Владыка благословил меня на поступление и был рад, что я решил посвятить свою жизнь Богу и Церкви.
Вспоминаю, как в школе один преподаватель попытался меня остановить, сказав, что я «ставлю крест» на своей жизни, я отнесся к этому с улыбкой, хотя действительно еще не в полной мере осознавал, что такое Духовная семинария и что такое служение Церкви, но о своем выборе ни разу не пожалел.
Об учебе
- — Что чаще всего вспоминается о годах учебы в Санкт-Петербурге?
- — Больше всего вспоминаются люди, с которыми Господь сподобил в те годы общаться. Круг общения был широким — это и священники, и одноклассники из России, Белоруссии, Украины, даже из Китая. Было много хороших знакомств с ребятами из старших классов семинарии и Академии.
Конечно, запомнились преподаватели. Любимым предметом было основное богословие. После окончания семинарии я стал преподавать его в Православном центре во имя преподобного Александра Свирского в Петрозаводске. - — Кто оставил особый след в Вашей судьбе в те годы?
- — Мне очень запомнился преподаватель Нового Завета архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Его лекции были особенно увлекательными, и всеми слушателями воспринимались с большим интересом.
Очень теплые воспоминания о прихожанах храмов в поселках Колтуши и Мга в Ленинградской области, где я со второго курса пел на клиросе. У меня до сих пор остались связи и с прихожанами, и с певчими, и со священниками, наше общение продолжается. - — Продолжаете ли Вы общаться с теми, с кем учились?
- — В годы учебы у нас образовался круг общения 5-7 человек из разных городов — из Белоруссии, Мурманска, Рязани, Саранска и других. У меня остались друзья в Санкт-Петербурге, с которыми общаюсь, когда туда приезжаю.
Сейчас мой лучший друг, с которым мы познакомились во время учебы (он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию), живет в Грузии, и я ездил к нему в гости. Конечно, это проблема — постоянно поддерживать связь. Но мы стараемся не терять друг друга из виду. Сейчас есть возможность общаться через Интернет, по скайпу. Кто-то остался в Санкт-Петербурге, кто-то служит в своей Епархии. Некоторые уехали служить за границу. Планируем через пять лет после окончания семинарии встретиться всем курсом в Санкт-Петербурге и вместе отслужить Божественную Литургию, многие мои однокурсники уже стали священниками, диаконами. Мы до сих пор дружим и поддерживаем друг друга. - — Почему Вы решили получить еще и светское высшее образование?
- — Тут отдельная история. Когда заканчивал Семинарию, у меня было желание поступить в Академию. Но тогда там поменялся ректор, и на время было закрыто заочное отделение для его реформирования. Поэтому появилась мысль получить светское образование, чтобы не терять время. Решил попробовать свои силы в СПбГУ. Возник вопрос, на какой факультет поступать. Я раздумывал о трех возможных для меня направлениях — иностранный язык, философия или психология. Обдумав, выбрал философию, так как и в семинарии этот предмет у меня вызывал большой интерес. Наш владыка одобрил это решение и благословил на поступление в университет.
Сейчас я уже на 5 курсе. Образование в СПбГУ вызывает восхищение. Когда подойдет время окончания вуза, будет видно, куда идти дальше. Учиться я люблю, и планов останавливаться нет. Возможно, это будет Академия, возможно, аспирантура.
О вере
- — Что, по-Вашему, значит жить с Богом в душе?
- — Сегодня на вопросы «Ходите ли Вы в Церковь?» или «Верите ли Вы в Бога?» многие отвечают словами: «Бог у меня в душе». Но вкладывается в них часто совсем другой смысл и содержание; чаще за этими словами кроется нежелание как-либо проявлять свою религиозность. Человек, таким образом, уходит от прямого ответа, боится честно и прямо сказать, что для Бога ему, на самом деле, мало времени.
А на самом деле, как я понимаю, это состояние труднодостижимо, лишь единицы могут сказать, что живут с Богом в душе. Это идеальное состояние, когда сердце и душа принадлежат Богу. На практике это достигается редко, но, конечно, стремиться к совершенству необходимо. - — К вере приходят по-разному. Как сегодня священники могут помочь людям обрести веру?
- — Часто лучшая помощь — следовать неписаной заповеди «Не навреди». К вере людей нужно призывать деликатно. И главный инструмент миссионерства — проповедь. Проповедь словом: устная, когда священник встречается и беседует с людьми в храме, и письменная, когда священнослужители пишут книги или статьи для людей. Есть проповедь делом. Это проповедь всей нашей жизни. Нравственное состояние человека, занимающегося проповедью христианства, должно соответствовать его же словам о вере. Еще преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», проповедь личным примером – самая действенная.
- — Как Вы считаете, нужно ли с детства рассказывать детям о Боге и водить их в церковь?
- — Я считаю, безусловно, нужно. Из своей практики могу сказать, что у тех детей, кого с младенчества приносят в церковь на причастие и на службы, и взгляд отличается от остальных. Для детей церковная жизнь естественна, вспомним слова Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).
Сейчас много возможностей, чтобы приобщить детей к Богу — это и воскресные школы, и детская христианская литература, и, безусловно, посещение храма.
О службе
- — Какими качествами, по-Вашему, должен обладать священник в наше время, чтобы к нему шли не только глубоко верующие люди?
- — Это открытость в общении со всеми, открытость для диалога, дискуссии и даже спора. Нужно быть готовым дать ответы на любые вопросы. Важны искренность и простота и также важно, чтобы священник не отгораживался от мира. Это очень тонкая грань. Мы такие же люди, мы не фанатики, хотя любой священник — не от мира сего. Нужно быть в мире, но, в то же время, преображать его изнутри.
- — Что из происходящего в мире, в обществе Вас, как священника, особенно огорчает?
- — Сложный вопрос. Огорчает, что общество сегодня озлоблено, нет спокойствия и мира в душе у людей, многие намеренно ищут и провоцируют конфликты, особенно в интернет-пространстве, где можно писать что угодно, будучи безликим анонимным пользователем. Стирается грань между поливанием грязью и адекватной критикой. Конечно, огорчает, что пока у нас в стране мало верующих. Только на Пасху или на Крещение можно увидеть много народу в церкви. Но я понимаю, что нужно время, чтобы ситуация изменилась, ведь многие поколения россиян воспитывались в условиях догматизированного атеизма.
- — Для Вас служба — это Служение, потребность души или работа?
- — Это и Служение, и потребность души. Но никак не работа в обыденном понимании этого слова. Безусловно, и у священников есть свой список обязанностей, мы так же, как и все остальные, встаем рано утром, служим согласно графику, имеем выходные дни, но, по большому счету, священство — это не светская работа, с которой можно уволиться.
Священство — это, конечно, служение, служение Богу.
Идеал для меня — гореть духом.
Для меня служба — это часть жизни. В воскресенье или церковные праздники я не могу долго спать, я должен быть в храме. По-другому невозможно. На земле нет ничего более высокого, чем совершать Литургию.
О Кижах
- — Приход на острове Кижи — первый, на который Вас назначили настоятелем. Что Вы почувствовали, когда получили назначение на всемирно известный остров, где храмы являются объектами ЮНЕСКО?
- — Для меня назначение на должность настоятеля на остров Кижи было неожиданным. Я три года отслужил штатным священником в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска и не думал, что могут произойти какие-то перемены. Но человек предполагает, а Господь располагает; свое назначение на о. Кижи я воспринял как Промысл Божий обо мне, понимая, что мне предстоит ответственное и нелегкое служение.
- — Почувствовали ли Вы на себе намоленность и необычность острова Кижи?
- — Безусловно, когда я посещал этот остров раньше и когда начал там служить, почувствовал, что его атмосфера вызывает высокие чувства. Скромный и строгий интерьер Покровской церкви создает все условия для молитвы.
Отрадно, что мы даем возможность храму жить, совершая в нем богослужения, ведь помимо того, что Церковь Покрова — памятник архитектуры, она еще и Дом Божий. - — Что Вы чувствуете, когда ведете службу в храме, построенном нашими предками в XVIII веке?
- — Если откровенно, для меня важны не внешние атрибуты, а внутренний настрой. А без него служба не принесет никаких плодов. Хотя, надо признаться, убранство храма, старинные иконы, певчие создают необходимую атмосферу, и настрой в этой церкви совсем другой.
- — Хотели бы Вы служить в церкви Преображения Господня?
- — Безусловно, но на все воля Божия. Наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Но нужно молиться, и, если Бог управит, наши желания исполнятся. Я молюсь за каждым богослужением, чтобы реставрация храма прошла успешно, чтобы и в него вернулась молитва. И если для Преображенской церкви это станет возможным, это будет прекрасно.
- — Что, по Вашему мнению, для верующего человека значат храмы острова Кижи, которые сегодня сохраняются усилиями музея-заповедника?
- — Из своих личных наблюдений вижу, что приезжающие на остров люди относятся к храмам по-разному. Для кого-то — это только архитектурные памятники. Но если человек верующий, то он воспринимает их в первую очередь, как церковь, как дом молитвы. Для верующих людей очень важно, что на острове есть действующий приход, что храм Покрова используется не только как музейное, но и как богослужебное пространство. Ведь храм — это часть неба на земле, храм живет молитвой.
Слава Богу, что в свое время в музее «Кижи» нашлись люди, которые возродили на острове церковную жизнь. Роль музея в этом деле я оцениваю положительно и хочу, чтобы мы всегда находили общий язык. Музей сегодня делает все, чтобы именно так и было, и оказывает необходимую помощь приходу.