Преображение Господне: явление Неба на земле Vkontakte@kizhi

Икона «Преображение Господне» с клеймами из иконостаса Спасо-Преображенского храма острова Кижи, XVII в.

19 августа Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Преображение Господне.

По преданию, это великое событие произошло на горе Фавор, находящейся в Галилее. Об этом событии мы знаем из повествований трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Евангелист Марк непосредственно перед описанием события Преображения приводит нам интересные и загадочные слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1). Кого имеет в виду Иисус, и что могут значить эти слова? Некоторые толкователи Священного Писания полагают, что Христос обращался как раз к тем ученикам, которых взял с собой на гору для явления им чуда Преображения — это Петр, Иаков и Иоанн, ближайшие ученики Иисуса, которые были свидетелями важнейших событий Его жизни.

Что значит Преображение? Само слово это означает изменение образа, формы. Русское слово «преображение» — калька с греческого metamorphosis, метаморфоза. Евангелист Матфей описывает это изменение вида Христа так: «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2), Марк описывает одежды Спасителя: они стали «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9: 3). Лука, излагая светлое чудо, не употребляет вовсе слов «преображение» или «преобразился», но уточняет, что все произошло в тот момент, когда Иисус молился: «одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Спаситель явил своим ближайшим ученикам Царство Божие, пришедшее в силе. В этом Царстве нет временных или пространственных перегородок, это Царство любви и благодати. Преображенному Спасителю являются великие пророки Ветхого Завета – Моисей и Илия, которые беседуют с Ним о грядущих страданиях. От такого необычайного явления апостолы пришли в состояние страха; но это не был страх-паника, ощущая который мы желаем как можно скорее освободиться от угнетающего нас объекта, от источника этого неприятного чувства. Апостолы испытали страх Божий – состояние трепета и благоговения перед величием Творца, такой страх нисколько не заставлял их скорее покинуть Спасителя и место Преображения. Более того, движимый чувством страха Божия, апостол Петр, не зная, что сказать, говорит Спасителю: «Равви (евр.: учитель), хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (т. е. палатки, шатры): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9: 5). В простоте своего сердца он желает, дабы великий момент продлился как можно дольше. Апостолов и Христа осенило облако, которое символизирует присутствие Всевышнего, из облака послышался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9: 7).

Событие Преображения дает нам богатую пищу для размышлений о деяниях Бога на земле. Мы знаем, что Христос принес людям весть о наступлении Царства Небесного. Свою проповедь, как и Иоанн Креститель, Он начал словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Царство Небесное понимается часто нами как некое место, в которое попадает благочестивый человек после смерти, оно, фактически, тождественно раю. Такое понимание справедливо, однако в учении Христа о Царстве Небесном, которое Он часто излагал в притчах, есть еще один важный момент: Царство Божие может наступить для каждого уже здесь, на земле, оно есть состояние нашего сердца. По слову Самого Христа: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Задача христианина — уже здесь на земле научиться жить, как на небе, преобразить свою душу, стремиться к своему Небесному Отцу всем сердцем.

Преобразившись, Христос открыл ближайшим ученикам, видевшим чудо воочию, и всем нам, читающим о нем в Священном Писании, что Он как Богочеловек готов открыть Свое Небесное Царство каждому. Он показал, что наш мир не только материя, не только «атомы и пустота», как, например, думали некоторые античные мыслители. Мир не ограничивается пространством и временем, существует запредельное, или, говоря языком богословия, трансцендентное измерение, которое, однако, может являть себя на земле. Духовный, невидимый мир так же реален, как и наш, видимый, «посюсторонний». Только тот мир не зафиксировать никакими приборами, его невозможно описать никакими теоремами, он не поддается рациональному осмыслению и даже сколько-нибудь адекватному описанию. Но все же человек может к нему прикоснуться, может войти в область Божественного.

Такой опыт, опыт Преображения, испытывали множество святых и праведников, как, например, великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Святые, которым по воле Бога была уже здесь на земле приоткрыта дверь в Царство Небесное, часто не могли описать или четко выразить, что же оно такое. Одно можно сказать вслед за апостолом Павлом: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

Преображение Господне — праздник, который являет нам величие и любовь Бога, являет нам Христа как Богочеловека. Этот праздник, светлый и тихий, пожалуй, лучший повод для размышлений о своей душе, которая всегда жаждет света, жаждет метаморфозы…

Иерей Артемий Корыхалов, настоятель прихода Спасо-Преображенского храма острова Кижи

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф