Историческая палитра кижских церквей @kizhi
Кижская колокольня хранит еще одну из многочисленных тайн и загадок Кижского архитектурного ансамбля.
Есть предположение, что колокольня Кижского погоста на долгие годы, почти на 150 лет (с 1865 года), хранила на своих стенах следы разноцветной исторической краски, которой в разное время были покрыты церковные стены и главки. Только в этом году совершенно случайно я обратила внимание на казалось бы небрежный наброс крупных мазков кистью масляной краски разных цветов на брусчатых стенах ее кладовой.
Хорошо сохранившие цвет краски зеленого, желтого, розового, красно-кирпичного, белого и голубого раскраса, подобно палитре, явили свою ценность. Именно в такие цвета когда-то были окрашены купола церкви Преображения Господня и ее стены.
Прежний образ церкви открывается нам постепенно. Согласно архивным источникам после обшивки бревенчатых стен и обивки глав железом в 1818–1823 гг. церковь в более чем столетнем возрасте не раз преображалась в новом образе.
Наружные стены церкви Преображения Господня, согласно архивным источникам, красились в желтый цвет, оконные рамы — в зеленые цвета; часть тесовой обшивки, имитирующей кирпичный фундамент, окрашена была красно-коричневым цветом, также предположительно была окрашена и крыша трапезной. Нижние части стен внутри приобрели красно-желтый цвет, а верхняя их часть была окрашена белой краской.
Согласно имеющимся историческим данным эти цвета в те времена использовались повсеместно.
После ремонтных работ 1902–1903 гг. наружные стены церкви обрели белый цвет.
В 1904 году И. Я. Билибин с огорчением писал: «… К сожалению, у старшей (церкви Преображения Господня) все купола обиты железом и окрашены в яркий светло-зеленый цвет, а сама она, кажется, белее снега». (Билибин И. Я. Народное творчество Севера. ж. «Мир искусства».1904, № 11, с. 38).
Не только Преображенская, но и Покровская церковь Кижского погоста претерпевала изменения своего внешнего облика.
Так, в 1865 году для церкви Покрова Богородицы после установления дощатой обшивки были закуплены белила для окраски наружных стен. В 1875 году ее кровля была окрашена в черный цвет с белыми воротничками по нижней части куполов. Позднее главы были покрыты масляной медяной краской (медянка — пигмент голубовато-зеленого цвета, уксуснокислая соль меди), а крыша восьмерика — чернядью (чернядь — темно-красная охра). Окраска кровли медянкой и чернядью повторялась в 1893 и в 1916 годах.
Яркий раскрас церковных стен и куполов воспринимался как дань времени, не подлежащая обсуждению.
Луженое железо на главках раскрашивалось то в ярко-зеленый, то в голубой или желтый цвета.
Дощатая обшивка меняла цвета от белого до раскраса в разные тона отдельных элементов желтого, зеленого, кирпично-бордового и даже розоватого цветов!
Таким образом, время разноцветьем отражалось на внешнем облике кижских церквей в соответствии с модными веяниями. Как говорили в Заонежье: «От каждого порога — к Питеру дорога».
Не случайно кижане, всегда следившие за столичной модой, и видя церковь в белоснежном наряде, счастливо отмечали: «Церковь-то наша, как бела!»
Но, естественно, не сравнима ни с какой раскраской натуральная фактура древесины с ее благородными муаровыми разводами.
Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы, чтобы специалисты обратили пристальное внимание на этот факт, провели исследование красок, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение, что на стенах кижской колокольни сохранились следы исторической палитры кижских церквей.