Ландшафты острова Кижи: сделать «как было» или «как красиво» @kizhi
С 26 по 29 августа на острове Кижи работала группа специалистов бюро экологического проектирования и планирования Ярославской региональной экологической организации «Ландшафт». Собранный фото- и картографический материал и выполненные описания стали основой разработки «Территориальное планирование и развитие территории музея-заповедника «Кижи» и «Проект реконструкции и сохранения исторического ландшафта». Свой взгляд на проблемы высказал руководитель работ Евгений Юлисович КОЛБОВСКИЙ, доктор географических наук, председатель ЯРОЭО «Ландшафт».
Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что ландшафты — не просто фон для восприятия памятников истории и культуры, но и предмет охраны, а, следовательно — заботы на любой территории, которая претендует на статус объекта Всемирного наследия или музея под открытым небом. Ландшафты острова Кижи — как раз тот самый случай.
Наше бюро экологического проектирования и планирования ЯЭРО «Ландшафт» имеет опыт разработок в сфере ландшафтного планирования, проектирования и управления ландшафтами на разных объектах, начиная от музеев-заповедников в старых усадьбах и заканчивая генпланами городов и федеральными зонами развития туризма и рекреации. Но музей-заповедник «Кижи» — выдающийся объект, даже и в таком ряду.
Все, вроде бы, просто: красоту ландшафтов надо сберечь и оставить для тех, кто сможет любоваться живописными пейзажами после нас. Однако праведность и бесспорность цели еще не залог очевидности путей ее достижения. Лозунг «сохраним и приумножим» не слишком применим к ландшафтам. Они с трудом поддаются «реконструкции», их сложно создать «наново», а «евродизайн» местности может привести к совершенно диким результатам. На острове Кижи ландшафты — это, прежде всего, фон для существования и восприятия всемирно известных памятников деревянного зодчества. Но что есть «фон», если мы не в пространстве живописного полотна, где он прорисован раз и навсегда на заднике картины, а в живой пусть и измененной человеком природе?
Лучшие пейзажи Кижей, к сожалению, не увидит турист, рассматривающий деревянные храмы с дощатого настила (по которому водят одну за другой «стайки» сошедших с теплохода туристов), при высоком и контровом, как правило, освещении. И очень жаль, потому что Кижи по-настоящему красивы. Стоит только уйти или просто чуть-чуть сдвинуться в сторону от нахоженной тропы, как вам откроются бликующие мелководья поросших тростником заливов, нависшие над валунной отмосткой бечевника кряжистые вязы, высохшие на августовском солнце белые кипрейники лугов, диковинные каменные набросы в древних карстовых воронках, мягкое буровато-зеленое покрывало мохового болота с клюквой и хвощами и неизвестно откуда взявшийся здесь деревянный остов большой рыбацкой лодки. А еще можно увидеть на закате контур ветряной мельницы, шпиль далекой часовни на горе с когда-то сказочным названием «Марьино-Ягодная», более известной как Нарьина гора, и уж совсем в сумерках — огни домов деревни Ямка, отражающиеся на черной глади Онего…
Эстетика ландшафтов — новая и «бурно» развивающаяся пограничная сфера.
Проблемы начинаются уже с попытки определения того, что есть «красивый ландшафт», поскольку современная эстетика дает, по меньшей мере, дюжину противоречивых ответов.
Определившись с методологией, можно двигаться дальше и главное — в практической плоскости. Используемая нами схема эстетической оценки ландшафтов содержит семь взаимосвязанных шагов: определение исторического характера ландшафта и выделение наиболее ценных элементов; фиксация визуальных ландшафтных признаков, которые «отвечают» за композицию с одной стороны, и в наибольшей степени подвержены воздействию — с другой, картографирование и моделирование зон визуального влияния, определение групп реципиентов, т.е., групп людей, которые выступают в роли воспринимающих ландшафт, выявление характера и масштаба предполагаемого воздействия на визуальные свойства ландшафта, анализ наиболее ценных ландшафтных сцен и, наконец, разработка мер ухода за ландшафтом.
Под историческим ландшафтом в современной науке понимают сочетание природных и культурных признаков, формирующих в сочетании характерные и «узнаваемые» модели. Однако с историей в Кижском ландшафте надо быть скрупулезно внимательными. На момент создания «аутентичных» памятников деревянного зодчества остров был распахан, а его ландшафтная мозаика представляла собой чередование полос и клиньев с межами, в роли которых могли выступать различные рукотворные элементы – например, каменные «гряды» и «ровницы». Во всяком случае, привязанная и оцифрованная нами в ГИС Мапинфо межевая карта середины XIX века свидетельствует о почти геометрически правильном распределении узких и длинных полевых участков между гребне-килевыми элементами пластики рельефа — уступами и тыловыми швами террас, ребрами склонов и тальвегами элементарных ячеек стока.
Большую часть своей поздней истории в советскую эпоху остров был покрыт лугами, количество и качество которых регулировалось сенокошением и выпасом, а также постепенно зарастал кустарниковыми группами и древесными куртинами. Не многие знают, что прихотливая мозаика полей для гольфа с их «гринами» и «краями», «фейрвеями» и «бункерами» первоначально возникала на полугорных каменистых пастбищах Шотландии как сочетание участков, находившихся под разными режимами выпаса. Нечто подобное, как убедительно продемонстрировано исследователем луговой растительности Сергеем Знаменским, было и в Кижах под влиянием выпаса лошадей, овец и коров, и отчасти, сенокошения.
Облик культурного ландшафта и способы управления тесно связаны с моделью землепользования. Но к какой из этих моделей мы должны ныне апеллировать для решения наших задач? И как управлять ландшафтами, при том, что практика управления должна быть увязана и с правовыми режимами зон охраны объекта наследия? Очевидно, что ответить на эти вопросы будет не просто.
За многие годы работы специалисты отдела сохранения и мониторинга природного наследия музея-заповедника «Кижи» собрали ценный и содержательный материал о природе острова. В рамках данного проекта нам предстоит выделить и описать наиболее ценные по визуальным качествам элементы современных ландшафтов острова. Для этого с применением современных геоинформационных систем выполняется подробная ландшафтная карта. В настоящее время разрабатывается подробная 3-D модель рельефа, на которой будут локализованы наиболее важные видовые точки, в том числе точки мониторинга территории как объекта Всемирного наследия и с помощью которой будет проведен визуальный анализ с фиксацией наиболее репрезентативных видовых панорам, коридоров и секторов, определены границы видимости в пределах визуальных «бассейнов» и «конвертов». В дальнейшем предстоит охарактеризовать пейзажные сцены и разработать типологию составляющих их элементов, определить возможные факторы риска, а также меры по минимизации неблагоприятных факторов. Только после всего этого станет возможным выстраивание неких общих принципов ухода за территорией и управления ландшафтами.
Использование ГИС-технологии позволит создать инструментарий оценки воздействия на визуальную среду территории, что принципиально важно: музей должен получить в свое распоряжение не столько окончательную оценку визуальных качеств ландшафтов, сколько методику, которую можно будет применять как для экспертизы отдельных актов освоения, так и для выстраивания стратегии управления ландшафтами.