Спецвыпуск «Образование культурой» №5. Преемственность — гарант успеха @kizhi
В музейно-образовательном блоке музея произошли кадровые изменения. Людмила Васильевна Шилова, организатор и бессменный руководитель этого направления работы в музее, автор известных далеко за пределами Карелии и популярных образовательных проектов, перешла на другую должность.
Заместителем директора по музейно-образовательной деятельности стала Ирина Викторовна Павлова, имеющая до перехода в музей «Кижи» большой опыт работы в Олонецком национальном музее, отделе культуры администрации местного самоуправления Олонецкого района и Министерства культуры РК.
Сегодня они делятся с читателями мыслями о своей новой работе.
* * *
- — Людмила Васильевна, чем вызван Ваш переход на другую должность?
- В последние месяцы этот вопрос мне часто задавали и сотрудники музея, и партнёры по совместной работе в области музейной педагогики. В основном, выражалось недоумение, почему автор идеи и проектов Детского музейного центра, который успешно развивается, известен и в Карелии, и России, имеет целый ряд долго живущих, популярных среди детей и педагогов проектов, оставляет должность?
Наиболее точным, хотя по-философски, обобщенным, является ответ — мой переход обусловлен естественным течением жизни. Со многими, кто трудится после 50 лет — времени выхода на пенсию на Севере — наверно, соглашусь, что рановато снижать темп и оставлять работу. Именно в 50 лет в 1994 году я, вернувшись с Соловков, после долгого директорства в крупном музее-заповеднике, начала новое направление — развитие музейной педагогики в Карелии и создание Детского музейного центра при музее-заповеднике «Кижи». Сейчас, когда я преодолела «европейский» возраст выхода на пенсию, считаю, что какой бы успешной ни была руководящая работа, необходимо выстраивание нового проекта — проекта личностного развития в новом, не менее интересном возрасте, «когда итожишь то, что прожил», и понимаешь важность передачи накопленного опыта, слышишь новые вызовы времени. Позади — напряженные 43 года административной, но всегда творческой, и я бы сказала, азартной музейной работы в ведущих музеях Севера, впереди — подведение итогов пройденного пути, обобщение реализованных проектов, на чем и планирую сосредоточиться, не распыляя время на административно-хозяйственную работу, совещания и пр. И так хочется замедлить суетный бег и найти время для поддержки здоровья, для путешествий и неспешного общения с внуками и друзьями.
Перейдя на должность главного специалиста, я надеюсь, мне удастся заняться подготовкой публикаций, возможно, монографии по итогам реализации проектов Детского музейного центра за 1993-2011 годы, а также продолжить авторские проекты для студентов и специалистов («Летний университет» и «Всероссийская летняя музейно-педагогическая школа») уже в новом социокультурном музейно-образовательном проекте — Межрегиональном центре музейного образования.
По просьбе директора музея Э.В. Аверьяновой я остаюсь научным консультантом Детского музейного центра в области музейной педагогики.
Мне хочется выразить слова благодарности за длительную совместную работу в области музейной педагогики, за поддержку, радость и удовольствие, которые сопровождали создание и реализацию проектов для детей и педагогов, всем: дирекции и сотрудникам музея, коллективу единомышленников — команде ДМЦ, партнерам ДМЦ в системе культуры и образования, спонсорам, всем, кто понимал и понимает, что традиционная народная культура, наследие, музеи как хранители ценностей — это основа, корневая система образования и воспитания детей и взрослых, залог и ресурс успешного развития страны.
Ирине Викторовне Павловой, новому заместителю по музейно-образовательной деятельности, и сотрудникам ДМЦ желаю новых успехов, новых проектов, новых идей при сохранении и развитии лучших накопленных традиций ДМЦ! - — Расскажите о планах развития Межрегионального центра музейного образования.
- Межрегиональный центр музейного образования (МЦМО) — это структура в составе музейно-образовательного блока (2 сотрудника: главный специалист Л. В. Шилова — автор идеи и руководитель МЦМО и ведущий методист Т. И. Гырнец). Идея МЦМО в части ее межрегиональной ориентированности формировалась внутри блока с 2006-2007 годов, когда ДМЦ все больше стал выходить с проектами, конкурсами, семинарами для детей и музейных педагогов на регионы России.
Авторский проект находится в стадии разработки и начнет реализовываться с 2012 года. Сейчас отмечу только некоторые его идеи и характеристики. МЦМО вырастает из образовательной концепции ДМЦ по созданию системы непрерывного образования — «образования культурой»: детский сад — школа — вуз — специалист — взрослое население, так же органично, как вырастают взрослые из детей. Целевая аудитория проекта — взрослые: студенты, специалисты сфер культуры, музеев, образования, управления и просто объединения взрослых, вплоть до пенсионеров. Концепция непрерывного образования — современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики — провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни во всяком возрасте. Главная цель создания такой системы — пожизненное обогащение творческого потенциала личности, в нашем случае на основе музейного ресурса. Это очень актуальная тема современного стареющего мира и нашей страны. И в этом направлении пока мало делают современные музеи, хотя и обладают колоссальными возможностями. Сегодня детская музейная педагогика сделала за 20 лет ее развития значительные успехи в работе с детьми на новых основах системности и результативности, но пока в российских музеях очень редки примеры системной работы со взрослыми. В проекте не рассматривается традиционная форма работы музея — экскурсионное обслуживание.
Инструментом, механизмом реализации идей музейной андрогоники и вовлечения целевой аудитории в систему непрерывного «образования культурой» будет проектный метод и технология социального партнерства, хорошо зарекомендовавшие себя в работе ДМЦ. В состав МЦМО войдут уже реализуемые проекты ЛУ и ВЛМПШ. Основные задачи МЦМО:- Развивать и укреплять межрегиональные связи музея «Кижи» в области музейного образования, продолжить раскрытие образовательного потенциала музея-заповедника «Кижи» как Особо ценного объекта наследия народов РФ и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Формирование имиджа музея как открытого научно-практического и образовательного российского центра в области музейной педагогики, изучения и актуализации народной традиционной культуры и наследия Севера.
- Совершенствовать традиционные и развивать инновационные интегративные формы, методы и технологии в работе со студентами, специалистами в области музейного образования в проектном режиме, в том числе на межрегиональной основе. Модернизировать существующие проекты для целевой аудитории и продвигать новые разнообразные проекты.
- Формировать и вести работу по оснащению методическим материалом ЛУ, спецкурсы, образовательные практики и маршруты по острову Кижи для целевой аудитории проекта, которые будут основаны на интеграции методик музейной педагогики и музейной андрогоники, с учетом современных музейных тенденций и международных подходов по образованию музейными средствами взрослого посетителя музея, формирования музея, интересного всем от малого до старого.
- Вовлечение студентов, специалистов и различных категорий взрослого населения в музейно-образовательную деятельность.
* * *
- — Ирина Викторовна, какие задачи Вы ставите для себя на новой должности?
- Во-первых, важно осознавать, что по опыту своей работы я менеджер стратегического планирования и формирования политики в той области, которой занимаюсь, и, думаю, что предложение директора музея Эльвиры Валентиновны Аверьяновой в мой адрес возглавить направление музейно-образовательного блока музея не случайно.
Во-вторых, я прекрасно понимаю, что Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи» — это в большей степени авторский проект. Проект уже отметил свое совершеннолетие, ему более 18 лет. Людмила Васильевна Шилова, как настоящий профессионал, женщина и мать вложила в свое детище много сил и любви. Можно сказать — поставила его на ноги. Научила не только элементарным навыкам и знаниям в сфере музейной педагогики, не только прошла вместе все трудности становления и взросления, но и привила хороший вкус, чувство меры, дала правильное воспитание. Сделала большой задел на будущее.
Сегодня Детский музейный центр имеет признанный авторитет в музейном деле. Для меня это очень важно и ответственно, но как любой проект он имеет свой жизненный цикл: фазы, стадии и этапы развития. В таком серьезном для проекта возрасте важно вовремя поставить новые задачи.
В связи с этим, моя главная задача на этой должности, с одной стороны, сохранить статус Детского музейного центра как межрегионального и республиканского научно-методического центра в области музейной педагогики и его роль в республиканской системе «Образование культурой», а также закрепить место ДМЦ в структуре музея-заповедника «Кижи» как одного из приоритетных направлений развития музея. С другой стороны, придать новый, свежий импульс развития с учетом тех вызовов, которые диктует быстро меняющийся мир и музей, законодательство и политика в области культуры и образования. Это не просто, и здесь для меня важен принцип «не навреди».
В настоящее время занимаюсь реформированием организационно-правовой системы ДМЦ и планированием деятельности Центра на 2012—2013 гг. Основная задача - максимально погрузиться в научное и практическое поле деятельности ДМЦ, всесторонне изучить реализованные проекты и накопленные ресурсы ДМЦ, а также общие тенденции развития музейной педагогики и детских музеев в России и за рубежом. Планирую проведение совместной с сотрудниками Центра и музея аналитической работы с целью разработки Стратегии развития Детского музейного центра на длительную перспективу. - — Каким Вы видите развитие музейно-образовательного блока музея, конкретно в отношении с базами, с музейно-педагогическим активом республики? Появятся ли новые музейно-образовательные проекты?
- У музейно-образовательного блока музея развитая инфраструктура, и накоплен серьезный опыт работы. В арсенале серия масштабных инновационных, партнерских музейно-образовательных проектов.
Флагманом деятельности Детского музейного центра считаю проекты Летнего музейно-образовательного комплекса на о. Кижи (школа, университет, детский праздник). Думаю, что для устойчивого развития этого направления необходимо серьезно укрепить и расширить материально-техническую базу комплекса. Сегодня это важнейшее решение для меня и руководства музея.
Детский музейный праздник является для музея и для Республики Карелия брендовым и должен занимать ещё более достойное место как в системе образования и культуры, так и в системе образовательного и событийного туризма. Экономика праздника нуждается в модернизации.
Самое незащищенное с правовой и кадровой точки зрения — это музейно-образовательные комплексы ДМЦ в образовательных учреждениях Петрозаводска. Для центра и музея это важнейший ресурс. Будем за него бороться и развивать наши магнитные центры. Думаю, могут появиться и новые экспериментальные площадки.
Что касается других проектов, таких как конференции, семинары, конкурсы, выставки, студия — это то, что обязательно должно сопровождать деятельность ДМЦ, но формы, как и раньше, будут меняться и совершенствоваться.
Пока я мало знакома с музейно-педагогическим активом республики. Для меня это вопрос для изучения.
Появятся ли новые музейно-образовательные проекты? Обязательно появятся. Дети и музей очень благоприятная почва для проектирования, но это не самоцель. При всем желании творчества, торопиться мы не будем. - — Как Вы оцениваете потенциал команды музейно-образовательного блока?
- Первое, с чем мне крупно повезло с приходом в музей-заповедник «Кижи», — это то, что после продолжительной работы в органах муниципальной и государственной власти я вернулась к живой и творческой работе, к направлению, с которого я начинала свою профессиональную деятельность в Олонецком национальном музее.
Команда музейно-образовательного блока — это второй для меня подарок. Многих я знала, очно и заочно, задолго до моего прихода в музей. Знала их потенциал и наблюдала за их работой со стороны. Сегодня наблюдаю за их работой изнутри. КЛАССНО! Как человек командного стиля руководства вижу очень большой творческий и научный потенциал, который пока до конца не раскрыт. Настроена дать им возможность самореализоваться. Молодежь музейно-образовательного блока тоже перспективная и ответственная. Сейчас я очень рассчитываю на их поддержку и поддержку других сотрудников и специалистов музея.