Спецвыпуск «Образование культурой» №5. А годы летят... @kizhi
В эти осенние дни два музейно-образовательных комплекса Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» готовятся к юбилейным датам. Двадцать лет исполняется Державинскому лицею — учреждению, которое являлось одним из учредителей Детского музейного центра. А в средней общеобразовательной школе №2 сразу два юбилея: 30-летие Музея Дедов и 10-летие музейно-образовательного комплекса. Каждый музейно-образовательный комплекс имеет свою концепцию развития, свой художественный образ, приоритетные музейно-педагогические методики и технологии. Но вся их деятельность подчинена единой цели — содействию становлению, воспитанию и образованию личности ребенка на основе историко-культурного и природного наследия нашей республики, музея-заповедника «Кижи», других музеев города и республики. Cегодня мы рассказываем, что сделано в образовательных учреждениях в этом направлении, как интеграция музейной и школьной педагогики влияет на жизнь ученического и педагогического коллективов, каковы ее дальнейшие перспективы.
Музейная держава
МОК «Крестьянская изба» был открыт в Державинском лицее (тогда — колледже №1) в 1995 году и сразу стал центром музейно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Авторы концепции - директор лицея А.Ф. Ганжиков и Л.В.Шилова. Людмила Васильевна стала и автором первой музейно-образовательной программы «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии», разработанной для гуманитарных классов лицея. Музейно-образовательное направление работы приняли и поддержали многие педагоги лицея: Н.П. Пошехонова, Н.А. Иванова, Е.В. Прилепская, С.Ю. Кудряшов стали вести факультативы по названному курсу на английском и немецком языках, В.С. Иванов и С.А. Шапиро разработали спецкурсы по литературе и истории. Усилиями учителей, учащихся, родителей создается картинная галерея «Карельская палитра», которая стала центром эстетического образования и воспитания не только для учащихся лицея, но и и других школ и детских садов микрорайона. Учащиеся лицея стали принимать активное участие в конкурсах праздника «Кижи — мастерская детства». А количество выставок, создаваемых при непосредственном участии детей и педагогов, просто поражает — до 15 выставок в год. Именно «державинцы» стали первыми участниками Летней музейно-этнографической школы на острове Кижи, выездных специализированных практик в Кондопогу, Шелтозеро, Олонец. Еще одна яркая страница в жизни МОК лицея — создание в 1995 году фольклорного театра, которым руководила Е.И. Филиппова. Бывшие участники театра еще долго будут помнить, как они работали над постановкой игры-комедии «Пахомушка». Да, выпускникам лицея есть что вспомнить и рассказать нынешним лицеистам.
В этом поможет и выставка «Музейная Держава», посвященная страницам истории музейно-образовательного комплекса и созданная общими усилиями Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» и Державинского лицея.
Наша совместная деятельность продолжается, но уже на другом уровне. В лицей пришли другие дети, другие педагоги, да и время другое. В основе новой концепции МОК лежит историко-культурная среда города Петрозаводска. Источником знаний, эмоций и ценностных ориентиров становятся объекты историко-культурного наследия города, музейные коллекции. Эта тема найдет отражение и при проектировании музейно-образовательного пространства лицея, и при проведении Летней музейной практики «Умные каникулы», и в учебных программах, одна из которых — «Предметный мир истории и культуры. Городоведение» — уже начала реализовываться на базе 7-го гуманитарного класса. А впереди новые интересные программы, проекты, встречи, выставки.
Марина КОЧЕТЫГОВА, зав. сектором развития музейно-образовательных комплексов ДМЦ и работы со школами
Музейно-образовательный комплекс Державинского лицея — это не просто выставочное пространство, а одухотворенная среда, формирующая активную гражданскую позицию и воспитывающая в лицеистах осознание причастности к многолетней истории родного края, его древней культуре, гордости за свою малую родину, патриотизм. В 2010 году после перерыва в Державинском лицее возобновлена деятельность Музейно-образовательного комплекса Детского музейного центра музея «Кижи». Создаются новые музейно-образовательные проектные мастерские, рекреационно-выставочные пространства, расширяется межпредметная группа педагогов, которые ведут с лицеистами музейно-образовательные программы. Продолжает работу после реставрации и пополнения фонда картинная галерея лицея «Карельская палитра».
В перспективе создание современной мультимедийной музейной лаборатории для создания, апробации и трансляции современных музейных образовательных продуктов педагогами лицея, лицеистами, родителями обучающихся, т.к. музейная образовательная среда Державинского лицея была, есть и будет средой для сотрудничества, сотворчества и развития всех субъектов образовательного пространства лицея, социокультурным центром полисистемного образовательного округа «Зарека», города и республики.
Раиса СЕРГЕЕВА, директор Державинского лицея
Воспитание культурой
«...Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.» Ч. Айтматов
Школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления отношений с природой, людьми и обществом. Как сформировать потребность изучения истории и культуры своего народа? Конечно, с «погружения» в историко-культурную среду своей республики, родного края. Именно в школьном возрасте необходимо стремиться привить ребенку желание к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом.
С 2001 года в МОУ «Средняя школа № 2» действует созданный совместно с ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» музейно-образовательный комплекс, в который входят Музей Дедов и музейно-образовательное и рекреационное пространства.
Музей Дедов создан в 1981 году школьниками разных лет, родителями, учителями, ветеранами войны и труда под руководством В.В.Романовой по принципу личного участия и соучастия. Учащиеся работали в архивах, музеях, записывали воспоминания ветеранов, заполняли анкеты, делали зарисовки, фотографировали, вели аудио- и видеозаписи, совершили десятки поездок по городам-героям.
Музейно-образовательный комплекс стал ресурсным центром развития патриотического и этнокультурного воспитания детей в школе. На его базе организуется просветительская деятельность: проходят творческие дела, фольклорные праздники, выставки, ведется преподавание музейных уроков по программам: «Предметный мир сказок» для воспитанников детских садов округа, «ДОМ», «Музейный всеобуч», «Предметный мир культуры», «Музей и культура» для школьников. Научно-экспозиционная работа, работа с фондами музея, участие школьников в праздниках и мастер-классах («Из бабушкиного сундука», «Как рубашка в поле выросла», «Эхо грозной войны», «Экспонаты рассказывают», «Старинная утварь» и др.) — все это позволяет понять национальные обряды и традиции, особенности карельской кухни и одежды, почувствовать атмосферу национальной идентичности, расширить духовно-нравственное восприятие мира.
Третьим музейным пространством является передвижная выставочная площадка, где демонстрируются картины карельских художников, организуются фотовыставки и экскурсии для классов школы и детских дошкольных учреждений микрорайона Кукковка города Петрозаводска, позволяет организовать разговор с детьми о внутреннем мире человека, о национальных традициях, об общечеловеческих проблемах и творческих мирах, которые заключает в себе каждая детская душа.
Изучение карельского и финского языков, предмета «Моя Карелия» с использованием материалов музейно-образовательного комплекса, посещение выставочных экспозиций Детского музейного центра, исследовательская и проектная деятельность по истории и культуре родного края создают образовательную среду, в которой формируется национальное самосознание современного школьника.
В музейно-образовательную деятельность вовлечены не только учащиеся, но и их родители, общественность микрорайона Кукковка. Так, в городской игре-путешествии «Музейный марафон» в 2010 и 2011 годах победителями становилась семья Леошко, члены которой — активные участники музейной деятельности в школе. Взрослые и дети в музейно-образовательном комплексе учатся коллективному и индивидуальному общению с прошлым и настоящим Республики Карелия, грамотному использованию музейных предметов «вещного ряда». Школьный музейный совет неоднократно становился победителем конкурса проектов Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи. Группы учащихся школы с интересом занимались исследовательской работой в период летних каникул, изучая материалы, представленные на острове Кижи.
Уровень восприятия национальной культуры педагогами школы является одним из главных условий создания образовательной среды: проводятся методические, практико-ориентированные семинары, практикумы для педагогов школы. Большую методическую и творческую помощь оказывают представители общественности города. Коллеги Детского музейного центра являются полноправными организаторами и участниками программы «Воспитание культурой».
Деятельность музейно-образовательного комплекса отмечена благодарственными письмами за активное участие в Межрегиональном детском музейном празднике «Кижи — мастерская детства», дипломами Детского музейного центра музея «Кижи».
Деятельность коллектива, включенного в процесс развития музейной среды, в которой представлены история, самобытность и современность, должна помочь детям стать не просто образованными, но и настоящими людьми, которые, возможно, в будущем тоже постараются выстроить свою страну Культуры.
Светлана МАКАРЕНКО, директор МОУ «Средняя школа №2»