Музейный магазин @kizhi
«Музейный магазин — это не побочное явление, а витрина музея, отражающая общее впечатление от музея и интересы его посетителей». Б. Гюнтер. «Интеграция музейного магазина в маркетинговую концепцию музеев»
Успешность музейного магазина напрямую зависит от его интегрированности в музейное пространство. Важно, чтобы, завершая осмотр экспозиции, посетитель смог оказаться в музейном магазине.
В наше стремительно меняющееся время музеи тоже вынуждены меняться и обращаться к технологиям маркетинга. Одна из них – это музейный магазин. Понятие прибыли для музея, как некоммерческого учреждения, состоит вовсе не в её извлечении. Организация музейного сувенирного магазина является важным фактором музейной коммуникации, естественного продолжения музейной экспозиции. Сегодня музейный магазин во всём мире является составной частью работы с общественностью, формирования имиджа музея, значимым элементом его успеха.
В музее-заповеднике «Кижи» сувенирный магазин сегодня находится в стадии становления, поэтому его организации уделяется много внимания. Подготовка магазина к новому сезону проходила в несколько этапов. Это разработка структуры ассортиментного предложения, заключение договоров с поставщиками, подбор профессиональных кадров, дооборудование зон магазина, мерчандайзинг и многое другое. Уже 16 мая текущего года сувенирный музейный магазин принял своих первых посетителей.
Сувенирная продукция, представленная в сувенирном магазине в этом сезоне, была весьма разнообразна. В эпицентре покупательского спроса неизменно находилась полиграфическая продукция музея, спектр ее весьма разнообразен. В первую очередь большой популярностью у покупателей пользовались путеводители на английском и русском языках, наряду с картами-схемами по острову на семи языках, фотоальбомами о Кижах, открытками, календарями, научно-популярными изданиями музея. Новый фотоальбом О.А. Семененко «Кижи над реальностью», выпущенный в сезон, также приобрёл своих почитателей среди посетителей острова. Помимо книг, музейный магазин наполняют всевозможные CD и DVD — диски с записями видовых фильмов об истории музея, великолепные песенные коллекции Фольклорно-этнографического театра музея. В перспективе, для нормальной и правильной торговли дисками в магазине необходимо установить плазменную панель, чтобы потенциальный покупатель имел возможность знакомства с его наполнением: «кота в мешке» при обилии предложений покупать уже никто не хочет.
Важной составляющей ассортимента музейного магазина являются изделия сотрудников программы «Ожившая экспозиция». Посетители охотно приобретают копии музейных предметов, являющихся визитной карточкой музея. В нашем случае все рекорды побили бусы-жгуты А. Яскеляйнен, которые с большим удовольствием покупались вместе с книжкой «Жемчужные и бисерные украшения в крестьянской культуре Олонецкого края». Фарфоровая посуда: тарелка с изображением ансамбля и изящная чайная пара «костяного» фарфора Императорского завода, выпущенная по заказу музея, — также заняла своё место в ассортиментном предложении. Цена на эти изделия достаточно высока, и поэтому они редко пользуются спросом у покупателя, который может оценить уникальность и качество изделий.
К сожалению, предпочтение музейных зрителей нередко отдаётся заполонившей весь мир дешёвой и безвкусной пестрой керамической «сувенирке» китайского производства. В связи с этим организаторы музейного магазина и музейные сотрудники буквально измучили себя поисками ответа на вопрос, как научить посетителя музея приобретать высокохудожественные товары, которые развивают хороший вкус; как избежать присутствия в музейном магазине аляповатого товара; как добиться экономической выгоды от работы музейного магазина, сочетая её с высоким статусом музея. Сувенирный ряд, представленный музейным магазином, — разнообразный; особое место в нём занимает продукция поставщиков.
Музей-заповедник «Кижи» связан партнёрскими отношениями со многими мастерами и предприятиями, занимающимися художественными промыслами Карелии, и принимает на реализацию изделия их производства, которые составляют 80% от общего объема продукции. В марте этого года был организован День партнёра с поставщиками музея. Поставщики с большим удовольствием откликнулись на это мероприятие. На Дне партнера обсуждались вопросы взаимодействия между поставщиками и музеем, учитывались пожелания поставщиков, были предложены требования по сдаче и возврату продукции. Основным поставщикам были спланированы объемы продукции, которую музей готов был принять на реализацию в течение сезона.
В этом году была разработана структура, которая делила магазин на отделы. В каждом отделе были представлены группы товаров по материалам и соответствующей тематике. В специализированные отделы была выделена продукция следующих предприятий: «Карельские узоры», ООО «Парагона», «Кукла-М», ООО «Колечко», предприятие «Макошь». Особый отдел украшений был представлен посетителю музея. Это украшения из жемчуга, янтаря, драгоценных камней. Изделия из серебра заняли важное место в ассортиментном предложении. В краткие сроки музеем было получено разрешение на торговлю изделиями из серебра, которые пользовались большим спросом у покупателей. К тому же специальное оборудование для выкладки украшений способствовало эстетическому восприятию и быстрой реализации этих изделий.
Важную роль в музейной жизни играет детский сувенир, рассчитанный на детей разных возрастов. Сотрудничество с производственным объединением «Умная бумага» позволило предложить юным посетителям конструкторы из бумаги по теме «Памятники острова», рассчитанные на разные возрастные группы. В перспективе, к выпуску готовится проект музейной игры и «Музейной азбуки», предназначенных для самых маленьких посетителей. В будущем совместно с Детским музейным центром планируется открыть целый детский отдел, демонстрирующий результаты творчества детей Карелии.
Важную роль в ассортименте музейного магазина играет продукция, связанная с выставочной деятельностью музея. Музейные коллекции икон «Небеса Заонежья», выбранные авторами концепции выставки для выпуска новой продукции, нашли отражение в книге «Небеса Заонежья» на русском и английском языках, CD-диске, модели «Неба», магнитных закладках, подарочном пакете. В рамках подобных проектов они востребованы, популярны и сохраняют о них добрую и долгую память.
Новым в ассортиментном предложении в этом году стала продажа минеральной воды и напитков от завода «Cлавмо», который на безвозмездной основе любезно предложил установить холодильник для демонстрации и охлаждения их продукции. Выбор этой группы товаров в музейном сувенирном магазине не случаен. Продажа воды даёт возможность музею повысить уровень обслуживания посетителей, что особенно актуально в жаркие месяцы лета.
Важнейшую роль в жизни музейного магазина неизменно играет упаковка товара. Музейный магазин в этом сезоне предложил несколько видов упаковки: подарочные пакеты с изображением Кижского архитектурного ансамбля разных форм и бесплатный упаковочный пакет, на котором представлен адрес сайта музея. Пакеты дают возможность повысить престиж музейного магазина, делают покупки более привлекательными.
Успешный магазин — это не только разнообразный ассортимент, комфортная обстановка, привлекательная цена, но и дружелюбный, вежливый и профессиональный персонал. По продавцу, как и по экскурсоводу, создается впечатление о посещении музея. Команда продавцов, работающих в музейном магазине, произвела хорошее впечатление на сотрудников и посетителей о. Кижи. Кандидаты прошли конкурсный отбор, двухэтапное собеседование и были утверждены комиссией музея на должность продавцов. Ребят изначально привлекала не только интересная и престижная работа, но и возможность общения с иностранными туристами, позволяющая развивать свой языковой уровень. Конечно, в рабочих моментах были свои сложности, когда требовались профессионализм, терпение, «гибкость», и просто выносливость. Но они преодолели все трудности и показали хорошие результаты.
* * *
5 октября текущего года музейный магазин закончил свою работу. Подводя итоги, можно отметить, что товарооборот магазина составил 6.260.573 — на 32% больше, чем в предыдущем году. Резкое снижение в сентябре туристского потока на о. Кижи стало следствием снижения продаж в сувенирном магазине. Сентябрь по продажам оказался самым низким по сравнению с предыдущим годом. Хотя, в общем, несмотря на изменение внешних факторов сезон 2011 г. для сувенирного магазина оказался результативным.
У современного музейного магазина огромный комплекс проблем, которые, безусловно, должны стать задачами и решаться. Вместе с тем, мы безоговорочно будем стремиться отходить от продажи сувениров «ширпотреба», которыми насыщен стихийный рынок. В перспективе планируется расширять ассортимент магазина, вводить новые группы товаров, заключать договора с новыми поставщиками; разработать навигацию магазина, аннотации c историей создания и бытования товара; доработать техническое оснащение магазина; создать рекреационную зону для посетителей; эффективно управлять складом и логистическими процессами; проводить маркетинговые исследования, мерчандайзинг, применять новые ценовые стратегии, разработать скидочные карты, подарочные сертификаты и специальные предложения; проводить обучающие тренинги по продажам для продавцов, разработать эскиз и выпустить форму персонала и многое другое. Все эти меры делают развитие музейного магазина важнейшим делом в процессе развития музея.
Говоря об успешном завершении сезона, хотелось бы выразить слова благодарности всем тем сотрудникам музея, кто участвовал в подготовке и работе магазина в течение сезона. Это специалисты отдела истории и этнографии, планово-экономического отдела, отдела бухгалтерского учёта и отчётности, плотницкого центра, хозяйственного и транспортного отделов, отдела информационных и компьютерных технологий, юридической службы и службы безопасности. Со стороны многих специалистов мы встретили понимание и заинтересованное отношение к этому направлению деятельности музея.