Специфика проектной деятельности в школе @kizhi
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Более того, она стала неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса школы.
Музейно-образовательные комплексы Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи», действующие в учебных заведениях г.Петрозаводска, своей главной задачей ставят содействие становлению, образованию и воспитанию личности ребенка на основе активного использования историко-культурного и природного наследия нашей республики.
Вовлечение детей в проектную деятельность является одной из ведущих методик музейной педагогики.
Так, проектная деятельность стала основным направлением работы музейно-образовательного комплекса «Родник» средней школы №43. Тема проекта объединяет многие направления деятельности: научно-исследовательскую, собирательскую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, которую ведут учащиеся и педагоги в течение года.
Учащиеся, наиболее заинтересованные темой проекта, имеют возможность продолжить работу над ней в процессе практики в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи. По такой схеме было реализовано несколько проектов: «Петрозаводск — 300: город и люди», «Хлеб насущный», «Народный архив», «Горький хлеб войны», «Кижи — остров сокровищ». Все собранные в ходе научно-исследовательской и поисковой работы материалы входили в итоговые выставки, которые создавали сами дети со своими педагогами. На их основе готовились музейно-образовательные занятия, массовые и методические мероприятия. Кроме практического выхода работа над проектом имеет и другое значение, она способствует успешной адаптации и социализации личности ребенка, формированию коммуникативных навыков, укреплению связей между поколениями.
Особое значение приобретают социокультурные проекты. В своем большинстве они являются партнерскими, и участие в них различных организаций и специалистов-профессионалов способствует развитию единого культурно-образовательного пространства в микрорайоне, городе.
В этой связи хотелось бы отметить проект, в реализации которого приняли участие более 900 человек. Это проект «Все вместе мы — Россия!», ставший победителем конкурса социально значимых проектов «Карелия — наш дом», объявленного Министерством РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями в 2007 году.
Проект стал успешным благодаря совместной работе музея-заповедника «Кижи», средней общеобразовательной школы №43, Центра национальных культур, национальных общественных объединений.
Проектную деятельность другого музейно-образовательного комплекса Детского музейного центра, созданного на базе средней школы №2, характеризует военно-патриотическая направленность. «В поисках утраченного», «По праву памяти», «Правнуки Победы», «Ветераны живут рядом», «Полевая почта» — все эти проекты связаны с Великой Отечественной войной, и деятельность, которая разворачивается вокруг них, насыщена событиями и имеет непосредственный выход в социум. Значение этой деятельности как для истории, для нашего общества, так и самих детей, осуществляющих ее, трудно переоценить. Погружение в историческое прошлое нашей страны, его эмоциональное проживание ведет к формированию социально-активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Успешна проектная деятельность и музейно-образовательного комплекса «Крестьянская изба» детского сада №108. Казалось бы, о каких проектах можно говорить применительно к детям дошкольного возраста? Но практика показывает, что при правильной организации этого направления получаются удивительные результаты. Одно из непременных условий успеха — участие родителей в проектах. Именно благодаря совместной деятельности детей и взрослых получились такие выставки, как «Утюг: вчера, сегодня, завтра», «Хохломские, псковские, тульские, загорские…», «Самовар, самовар, самоварище», в которых сочетаются фантазия, творчество, непосредственность ребенка и находчивость, практичность, мастерство родителей. Не менее интересным как полученными результатами, так и самим процессом реализации стал другой проект — Фестиваль национальных культур, включавший создание ряда выставок, проведение занятий и состоявшийся при поддержке родителей и всего педагогического коллектива детского объединения.
И конечно, за всей этой работой стоят конкретные люди — организаторы музейной деятельности базовых учреждений Детского музейного центра.
Существует ли рецепт успешной проектной деятельности образовательных учреждений? Несомненно. Это творчество музейных педагогов — авторов проектов, а также партнерство. Именно сотрудничество с другими учреждениями, общественными организациями, частными лицами делает реальными самые фантастические проекты и поднимает их на высокий профессиональный уровень. И что еще важно — это вовлечение ребенка в социокультурную деятельность, в ходе которой формируется личность и приобретаются качества, необходимые для его дальнейшей жизни.
Проектную музейно-образовательную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Она помогает детям обрести систему историко-культурных координат и найти место для себя в реальном социокультурном пространстве, достойном любви и уважения к опыту предков.