Смотрите также:

«Три мира» Все выставки

«Три мира». Сплетение культурных традиций Vkontakte@kizhi

На выставке «Три мира»На выставке «Три мира»На выставке «Три мира»На выставке «Три мира»На выставке «Три мира»На выставке «Три мира»

Музей-заповедник «Кижи» представляет новый партнерский выставочный проект

6 апреля в выставочном зале музея «Кижи» открылась выставка «Три мира» по мотивам древней мифологии финно-угорских народов художников-этнофутуристов Павла Микушева и Юрия Лисовского (Республика Коми) и художника-эмальера Светланы Тот (г. Будапешт), работающей в технике эмали. Выставка организована музеем «Кижи» совместно с Финно-угорским культурным центром РФ (г. Сыктывкар) при участии Министерства культуры Республики Коми и Министерства национальной политики Республики Коми.

Не только для музея «Кижи», но и для Карелии в целом это необычный выставочный проект, впервые знакомящий жителей и гостей Петрозаводска с мало известным здесь направлением в искусстве — этнофутуризмом.

Этнофутуризм возник на рубеже 80—90-х годов XX века. Главная идея этого направления выражена в самом названии.

Это — стремление обеспечить будущее этнической культуры. Реальное воплощение этнофутуризм находит в синтезе национального и общемирового опыта в искусстве и культуре.

У его истоков стояли южно-эстонские поэты Юлле Каукси, Карл-Мартин Синиярви, Свен Кивисилдник, а также американский художник эстонского происхождения Калев Марк Костаби. Годом официального оформления этого направления может считаться 1994, когда на конференции в Тарту был опубликован написанный эстонскими писателями манифест «Этнофутуризм».

Идею эстонских коллег подхватили поэты и художники финно-угорского мира; в России ярче всего это направление начало развиваться в Удмуртской Республике. В Республике Коми знамя этнофутуризма подхватили художники, самыми яркими представителями данного направления стали Юрий Лисовский и Павел Микушев.

Всего на выставке «Три мира» представлено 36 художественных работ, выполненных в технике живописи, графики, эмали.

Выставка посвящена мифологическим представлениям финно-угорских народов и рассказывает об их миропорядке, миросозерцании, мировосприятии, в которых большое место отводилось поклонению животным, деревьям, огню, солнцу, воде, идолам. Выставка знакомит с трехчастной мифологической картиной мироздания, его делением по вертикали на верхний, средний и нижний миры.

Трое художников в индивидуальной манере и разных техниках предлагают посетителю творческое осмысление, изобразительную интерпретацию древних образов, современное прочтение сложного сплетения культурных традиций: российских, северных, финно-угорских, региональных.

Павел Микушев относится к числу наиболее ярких и интересных художников-этнофутуристов. В этнофутуристическое движение Павел Микушев пришел уже с оформившимся взглядом на свой путь в изобразительном искусстве. Он предлагает свою интерпретацию древних образов, выступая практически на равных с учеными.

Загадочная и малоизвестная мифология сурового северного края заворожила уроженца щедрой на краски Украины Юрия Лисовского, стремившегося к поиску собственного стиля, стала основой его работ. Живописные и графические работы Юрия Лисовского представляют обобщенные и завершонные образы мира.

Представленные на выставке 13 произведений эмальерного искусства Светланы Тот ярко демонстрируют разнообразие творческих устремлений, стилевых направлений и образных решений талантливой художницы.

Ее работы выставлялись в Венгрии, Голландии, Франции. Светлана Тот, пытливый по своей природе человек, много и успешно работает в различных эмальерных технологиях — от тончайших ювелирных изделий до монументальных храмовых икон: Церковь Вознесения в Звенигороде, Россия; костел «Regnum Marianum» в Будапеште, Венгрия; костел в г. Чиксентдердь, Румыния.

Художники широко используют типичные для архаического искусства силуэты животных, образы которых могут принадлежать и главным героям произведений, и играть вспомогательную роль, и быть элементами орнаментальных полос.

Авторские и совместные выставки этих самобытных художников демонстрировались далеко за пределами Республики Коми, где они живут и работают.

На открытие выставки в музее «Кижи» приехали два ее автора — Павел Микушев и Юрий Лисовский. Перед началом работы выставки состоялся ее пресс-показ, и количество карельских журналистов, приехавших на встречу с авторами, говорит об интересе к новому для нашего города искусству.

«В Карелию мы приехали в первый раз. Для нас это большое событие. Есть своеобразная проверка «свой-чужой» — так мы определяем, кто наши друзья, с кем можно делать совместные выставки. Если ты в детстве любил бабушкин сундук, кладовку, чердак — значит ты свой человек!

Современному человеку сейчас не хватает теплоты народной, знания народного. Мы видим, что молодежь тоже с удовольствием воспринимает мифологию», — сказал на встрече с журналистами Павел Микушев.

Живущий в Сыктывкаре украинец Юрий Лисовский отметил: «Север — неповторимая земля, его красота поражает меня. У финно-угров очень много колдовства, на Украине это тоже сильно развито. Тут мы совпадаем и очень близки».

Открытие выставки было необычным. При помощи детской группы Фольклорно-этнографического театра музея, исполнившей музыкальную композицию по мотивам древнекарельских песен ёйги, гости услышали таинственные зовы леса и зовы животных. Украшением встречи стало выступление группы «Yarga-sound-system» в составе Александра Леонова и Ольги Гайдамаки, которые исполнили музыкальные номера в этнофутуристическом стиле, поддержав тем самым и тему выставки, и своих коллег по этнофутуристическому цеху, с которыми встречались уже неоднократно на фестивалях.

После погружения в мир музыкальной культуры финно-угров, гости музея смогли насладиться миром волнующим и ярким, подаренным нам художниками из Республики Коми.

Выставка «Три мира» работает до 15 июня 2012.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф