Валентин Сватовой: «Я помогаю с открытым сердцем» @kizhi
Знаменитый создатель тортиков и пирожных, человек, чье имя в Петрозаводске дети и взрослые ассоциируют с праздником — Валентин Сватовой. Директор кондитерской «От Валентина», член клуба «Друзья музея», добрый помощник, всегда готовый подарить прекрасную «дольче вита» участникам и организаторам проектов музея-заповедника «Кижи». Валентин Алексеевич, который, как выяснилось, является ровесником музея «Кижи», встретился с нашей пресс-службой и рассказал о детских воспоминаниях, сотрудничестве с Кижами и о своих планах на будущее.
- — Как давно Вы сотрудничаете с музеем-заповедником «Кижи»? С чего всё началось?
- — Даже не помню, какой это был год. Наверное, 2001 — проходила очередная «Мастерская детства». Кстати, в следующем году я буду праздновать 40-летие со дня посещения музея-заповедника «Кижи». Меня впервые отвезли на остров в августе 1973 года бабушка и дедушка.
- — Какие были впечатления?
- — Гордость. Дело в том, что к нам приехал дядюшка из Севастополя — капитан дальнего плавания, офицер. Я почему-то очень хорошо помню, как мой дедушка шел и рассказывал о музее-заповеднике «Кижи» и все время повторял: «У нас. Это у нас!».
- Кстати, недавно был на праздновании 45-летия музея — и с радостью выяснил, что мы с музеем-заповедником ровесники.
- Помню детское ощущение гордости неизвестно еще за что, помню себя таким маленьким, а церковь Преображения — такая махина. В юности обращал внимание на окружение — озера, люди, территория. Когда становишься взрослым мужчиной — возвращается детское восприятие. Подходишь к церкви Преображения — поражает ее мощь, и ты по-прежнему ребенок. Чем дальше, тем сильнее это ощущение!
Почему-то я очень хорошо помню тот момент, когда мы вошли в Преображенскую церковь: полумрак — кругом тучи, а внутри солнце и свод неба. Благоговение, но не страх! В детстве для меня это были в первую очередь здания, но со временем они наполнились жизнью. Когда я впервые увидел серьги — бабочки, которые делают ваши девушки из речного жемчуга, увидел мастеров, стал разговаривать с людьми, увидел косарей на полях острова, я понял, что Кижи — это не что-то застывшее, это не сооружение. Кижи — это символ. Всеобъемлющее понятие острова — это, конечно, люди, которые в Кижи, с Кижами, около Кижей, знают о Кижах. И чем больше нас будет, тем лучше! - — Давно ли Вы занимаетесь спонсорством и почему?
- — Для меня всегда очень сложный вопрос — спонсор или меценат. Спонсор в моем понимании — это человек, который помогает кому-то для того, чтобы «засветить» себя и фирму, а меценат — это тихий помощник, не требующий ничего взамен. Себя я ассоциирую с тихим помощником. Поэтому всегда, когда речь идет о каком-либо предложении от музея–заповедника «Кижи» — готов участвовать. Я этим проникся давно, хочу, чтобы еще и работники мои прониклись! Это тоже важно.
Начал помогать, потому что люди в музее немного получали, работали на почти голом энтузиазме. Десять лет назад, на мой взгляд, это было так! Я тогда помогал и думал: «Как же поддержать этих людей?». Сейчас, когда обращаются за помощью, думаешь: «Что бы сделать такое вкусненькое, интересное?!».
Мне повезло, потому что быть в друзьях музея не в первой сотне, «пятидесятке», тридцатке, а в первой десятке — это безумно здорово!
Я помогаю просто — с открытым сердцем, и всегда четко знаю, почему это делаю. Во-первых, замечательный коллектив. Во-вторых, с Эльвирой Валентиновной сложились добрые отношения. Это удивительно! Я считаю, что каждый предприниматель, который работает в сфере гостеприимства, должен хотя бы 10 копеек с 10 рублей отдавать в фонд музея-заповедника «Кижи» и других музеев, потому что летний сезон активности на рынке гостеприимства связан с деятельностью наших музеев, особенно таких величин, как Кижи и Валаам.
Когда я стал официальным членом клуба «Друзья музея», то подумал: «За все эти годы так мало сделал!». Безумно хочется иметь много денег, чтобы помогать хорошим людям! Ведь, помогая музею, ты помогаешь конкретным людям, ты помогаешь своей республике и ты помогаешь своему делу, а это очень важно — всё связано! - — Вы поддерживаете в основном детские мероприятия. Почему?
- — Изначально ко мне многие обращались, многим я помогал. Но чем больше помогаешь, тем больше обращаются и мало того, звучат упреки: этому ты помог, а мне нет. Я стал выбирать некоммерческие проекты, те, которые связаны с продвижением традиций, идеалов и нашей истории. «Мастерская детства», например, никогда не сможет стать коммерческим проектом.
Я разработал четкие границы — кому я должен помочь в первую очередь. Самое уязвимое звено в обществе — это дети и старики. Государство все больше и больше обращает внимание на людей старшего возраста; детей тоже не забывают, но в основном всё связано со школьной программой. А досуг детей зачастую не организован!
К тому же такие мероприятия более подъемны для меня в финансовом плане! - — Какие проекты музея Вам интересны?
- — У музея-заповедника «Кижи» есть одна замечательная вещь — «Иллюзии Старого города». Этот праздник, мне кажется, должен быть не однодневным мероприятием, а всесезонным и всепогодным (за исключением Нового года и Рождества). Это привлекательно для туристов и для горожан — однозначно!
Недавно из музея ко мне обратились с просьбой — поспособствовать появлению в праздничной продаже сахарных петушков на «Иллюзиях Старого города». Я загорелся этой идеей! Но выяснилось, что в городе нет ни ГОСТов, ни деревянных палочек, ни форм, в которых отливали петушки. Сейчас я пытаюсь собрать всё это воедино, и, возможно, на ближайшем празднике сахарные петушки появятся в продаже. - — В чем Вы видите перспективы сотрудничества?
- — Очень важно, что остров Кижи является заповедником, и развитие какой-либо развлекательной инфраструктуры на нем не важно и не нужно. Это действительно должен быть заповедник! Мне бы очень хотелось, чтобы у музея-заповедника «Кижи» появился большой выставочный зал. Мой кондитер приходил на ваши Рождественские встречи, учился лепить и вырезать. Мастер-кондитер, которая делает шедевры, была в детском восторге! Хотелось бы, чтобы у музея появилась возможность привлечения большего количества людей на свои мероприятия! И, конечно, если там вдруг откроется маленький буфетик «От Валентина», — я буду рад!
Кижи — это в первую очередь традиции, и их важно сохранять. Возродить атмосферу XVIII—XIX веков невозможно! Нужно обычаи прошлого адаптировать под нынешнее время: не наших людей перемещать в те условия, а именно адаптировать — тогда будет отклик! Обратите внимание, как проходят «Иллюзии Старого города» — туда идут не участвовать, а посмотреть. Я верю, что придет то время, когда люди пойдут участвовать! И тогда иметь в гардеробе национальную рубашку или платье будет не из ряда вон выходящим явлением, а наоборот — престижно.
Виола Валентиновна Мальми мне подарила заонежскую рубаху с карельским оберегом — брошью. Я на все значимые праздники — День города, День Республики, День России — всегда надеваю национальную рубаху, я подчеркиваю своё отношение к нашей республике, тому месту, где я живу! Пока мы не станем интересны для себя, мы не станем интересны другим! - — Что для Вас Кижи?
- Кижи – это символ солнца. Я был безумно счастлив, когда побывал на празднике Преображения. Самое интересное, что потом у меня все легко пошло! Вы не поверите, до этого в течение двух месяцев меня укусила собака, я вывихнул ногу, меня ужалила оса. И врач мне сказал: «Сходите, наконец, в церковь!». А я подумал: «Поеду-ка я в Кижи!». Помогло. И что удивительно: с какой бы погодой ты не ехал в Кижи, но солнце там тебя встретит всегда!