Время проектов @kizhi
4 – 6 апреля 2012 года в г. Петрозаводске состоялась IX Республиканская научно-практическая конференция по музейной педагогике «Проектная деятельность в музейно-образовательной сфере», в которой приняли участие 229 взрослых и детей из 13 муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, а также Москвы и Санкт-Петербурга. По численности — это рекордный состав участников за всю историю конференций и семинаров Детского музейного центра начиная с 1994 года. Какова ситуация с проектной деятельностью в музейно-образовательной сфере нашей республики? В чем разница между музейным и социокультурным проектированием? Зачем музею и школе социокультурные проекты? Когда мы называем проект успешным? Какие уроки можно извлечь из неудачного проекта? Эти и другие вопросы стояли в центре внимания конференции.
Проектная история музеев Карелии
Сегодня проектная деятельность в сфере культуры и образования рассматривается как особая форма внедрения инноваций и организации музейно-образовательной деятельности, как эффективная форма партнерства и взаимодействия с социумом, как педагогическая технология формирования творческой личности. Зарубежные и многие отечественные музеи уже не мыслят свою деятельность вне режима проектирования.
То, что тема конференции актуальна как для работников учреждений культуры, так и для педагогов системы образования, показал представительный состав его участников. Среди них — сотрудники государственных, муниципальных, ведомственных и школьных музеев республики, специалисты Института экономики КНЦ РАН, Института повышения квалификации работников образования РК, Центра развития образования, педагоги детских садов, школ, колледжей, вузов и учреждений дополнительного образования и дети, участники специальной программы конференции.
На вопрос, является ли сегодня проектная деятельность необходимым условием развития современного музея и школы, все участники конференции ответили «да». Это говорит о том, что и школа, и музей понимают необходимость работать по-новому, выходить за рамки рутинной деятельности, внедрять управленческие инновации, преобразовывать существующую реальность, привлекать дополнительные источники финансирования, выходить за рамки организации в поиске новых партнеров. Однако, наряду с этим, только 67% участников конференции, как показал наш опрос, имеют в своем опыте «проектную историю», что говорит о необходимости учиться проектной деятельности, умению анализировать, инициировать, формулировать, презентовать и реализовывать нестандартные проектные идеи, подводить итоги и определять новые перспективы.
В ходе конференции участники познакомились с теорией и практикой проектной деятельности, с новыми подходами и методическими аспектами музейного проектирования, современными требованиями к организации проектной деятельности школьников и студентов, опытом учреждений культуры и образования республики по теме конференции. В течение трех дней было заслушано 36 докладов, посвященных проблематике конференции. О своей деятельности по реализации различных проектов рассказали ведущие музеи республики — музей-заповедник «Кижи», Национальный музей Республики Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, а также муниципальные и школьные музеи, педагоги учреждений образования из Петрозаводска, Кондопоги, Костомукши, Беломорска, Олонецкого, Пудожского, Медвежьегорского, Кемского и Лоухского районов Карелии.
На конференции был дан определенный срез «проектной истории» музеев Карелии, обзор музейно-образовательных проектов — победителей Республиканского конкурса «Музей года», а также представлены лучшие образцы музейного проектирования России — проекты-победители Российского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» последних лет. Приятно, что музеи нашей республики также являются победителями этого престижного музейного конкурса, и в ходе конференции были также представлены проекты-победители из Карелии: «Иллюзии Старого города» музея «Кижи», «В гости к вепсам» Шелтозерского вепсского этнографического музея, филиала Национального музея РК, «Путешествие в страну людиков» Музея Кондопожского края и проект «Мультиполотенце, или Kaspaikka», методический показ которого состоялся в экспозиции Музея изобразительных искусств РК.
«Музей +», или учиться играя
В рамках конференции состоялась деловая игра-тренинг «Музей +», целью которой было приобретение навыков планирования (анализа проблем, выработки целей, определение связей «средства-цель»), знакомство с типичными ошибками проблематизации и целеполагания проекта.
Ведущими модераторами деловой игры стали эксперты творческой группы «Музейные решения» (г. Москва) — Анна Щербакова и Наталья Копелянская, известные в России разработчики и участники межмузейных программ и крупных сетевых музейных проектов «Семейное путешествие» (г. Москва), «Детские дни в Петербурге», других известных проектов-победителей грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Первый «шаг» деловой игры был посвящен важному этапу проектирования — этапу выявления проблем музея. Сравнив их с проблемами региона, пришли к выводу, что многие внешние (региональные) проблемы являются также и проблемами музея. Второй «шаг» игры прошел в режиме «World Cafe» и был посвящен выработке проектных идей по следующим проблемам музея и общества: «Музейные программы и услуги для детей» (рук. С.А. Петрякова, руководитель студии «Кижская палитра»), «Молодежь и музей» (рук. А.И. Анхимова, НМРК, автор проекта «В гости к вепсам»), «Сохранение памяти о предыдущих поколениях» (рук. Д.Н. Кузнецов, НМРК, координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»), «Умение общаться» (рук. Н.А. Шевелева, заведующий музеем истории 9-й школы Петрозаводска), «Местная история и потенциальные бренды» (рук. Т.И. Гырнец, ведущий методист музея-заповедника «Кижи).
К сожалению, формат деловой игры не позволил тщательно проработать проектные идеи, но тренинг выявил очевидные ошибки, которые вскрываются при проектировании, наглядно показал отличия проекта от «прожекта». Как показал опрос, практически у половины участников уже в ходе конференции и деловой игры появился новый взгляд на проектную деятельность, свежие проектные идеи и решения, новые партнеры. Общее мнение участников игры, что музей, будучи одним из традиционных и достаточно консервативных культурных институтов, должен, тем не менее, отвечать и на актуальные вопросы современного общества, особенно молодежи.
Наследие в руках молодых
Впервые на конференции опыт проектной деятельности представили также школьники и студенты в рамках программы «Наследие: проект-юниор», где были презентованы 13 детско-юношеских проектов. Конечно, представленные на конференции детские проекты – это только верхушка айсберга, ведь сейчас любое образовательное учреждение включает в свою работу проектно-исследовательскую деятельность. Тем не менее, программа «Наследие: проект-юниор» показала, что школьники Карелии активно участвуют в деятельности по актуализации историко-культурного наследия края: создают сайты, образовательные выставки, виртуальные экскурсии и туристические путеводители по родному краю, занимаются сбором экспонатов для местных музеев, создают макеты существующих памятников архитектуры, сохраняют исчезающие традиционные технологии, открывают новые памятники истории края, а студенты даже пишут статьи для Википедии по отдельным объектам историко-культурного наследия Карелии
Новые компетенции — новые горизонты
В рамках конференции состоялся IV Республиканский фестиваль музейно-образовательных занятий «Наследие — детям». Никогда ещё в рамках Республиканской конференции не было презентовано так много открытых музейно-образовательных занятий: 8 лучших занятий участники могли видеть на практике, и ещё 3 занятия были представлены заочно в формате блиц-презентации. В ходе занятий школьники и гости Фестиваля стали участниками виртуального путешествия на о. Кижи, разгадывали тайны петроглифов Карелии, изготавливали «куклу на коленке», собирались на чаепитие у самовара, плели пояса, учились украшать традиционные головные уборы Русского Севера, знакомились со старинными ложками и утюгами, узнавали принципы и правила игры «Геокешинг». Фестиваль этого года был весьма представительный и очень интересные занятия на конкурс «Наследие — детям» пришли из маленьких и отдаленных населенных пунктов Республики Карелия: Рыпушкальской школы Олонецкого района, Рабочеостровской школы Кемского района, Золотецкой школы Беломорского района, Поросозерской школы Суоярвского района.
Опрос участников конференции показал, что такой практический обмен опытом и возможность учиться на лучших образцах музейной педагогики республиками сегодня очень востребован.
Круглый стол, проведенный по итогам конференции, показал, что поставленные цели и задачи конференции достигнуты: музеи и школы получили новый импульс для проектирования и творчества. Проектная деятельность в музейно-образовательной сфере региона является ресурсом развития музея, школы и в целом музейной педагогики Республики Карелия.
- Имея опыт работы не только в Москве, но и в различных регионах России, таких, например, как Красноярский край, Пермь, могу сказать определенно, что в Карелии развитие музейной педагогики находится на очень высоком уровне — это один из наиболее продвинутых регионов. Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи» проводит очень большую систематическую работу со школами не только города Петрозаводска, но и республики, со школьными музеями и музейными педагогами. Мы за этой деятельностью внимательно следим, практический опыт ДМЦ музея «Кижи» очень полезен. Результатом работы я полностью удовлетворена — все задуманное удалось воплотить. Нельзя не отметить заинтересованность и активность участников конференции.
- Анна Щербакова, доцент кафедры музейного дела АПРИКТа, кандидат филологических наук
- Нас пригласил музей «Кижи» прочитать две лекции: одну — посвященную социокультурному проектированию, другую — детским программам. А также провести игру, которая была бы связана с репрезентативной историей, когда мы представляем методы, первые шаги по проектированию. В рамках игры мы впервые показываем систему анализа и подходов, которые постоянно используют музейные и социокультурные проектировщики. Мы показываем, как мы мыслим. Это взгляд с точки зрения эксперта на музейный проект. Игра — это хорошо инсценированное действие и одна из самых простых форм для объяснения сложного материала.
Республика Карелия в общенациональном масштабе в плане развития музейной педагогики известна как одно из самых профессиональных сообществ. Есть две особые точки в России — Карелия и Приволжский федеральный округ, которые всегда выделяются на общем фоне. Вообще, всё познается в сравнении: я думаю, если посадить две аудитории школьных музеев Москвы и Карелии, я уверена, что Карелия будет много адекватнее. - Наталья Копелянская, музеолог, эксперт и организатор музейных конкурсов и программ.
- «Кижи — лучший партнер! Спасибо за прекрасную организацию! Не было ни минуты желания сидеть и зевать, только слушать!» (Татьяна Кондратьева, с. Толвуя)
- «Всё хорошо. Так держать! Наука + практика» (Екатерина Башина, г. Петрозаводск)
- «У вас всё получилось замечательно на этой конференции, желаю успехов в дальнейшей деятельности!» (Татьяна Кузнецова, г. Петрозаводск)
- «Продолжать в том же духе! Большое спасибо за такую работу! Молодцы!» (Антонина Павчина, г. Петрозаводск)
- «У вас всегда есть чему учиться. Спасибо» (Ирина Ильина, г. Беломорск)