Два рода. Рябинины-Андреевы и Воронцовы Семейные предания и воспоминания Vkontakte@kizhi

Иван Герасимович и Марфа Петровна Рябинины-Андреевы со своим зятем Афанасием Федоровичем Воронцовым. 1916 г., Петрозаводск Елена Афонина с бабушкой Людмилой Борисовной на о. КижиЧасовня Кирика и Иулитты в деревне ВоробьиДеревня ВоробьиРодословная

В марте 2012 года музей-заповедник «Кижи» объявил о проведении конкурса «Мы — кижане». Конкурс был адресован школьникам, юным потомкам старинных кижских родов, проживающим с семьями в настоящее время вдали от исторической родины. К сожалению, в настоящее время молодежь мало знакома с культурой своего края, хотя до сих пор живы старики — хранители семейных традиций. Без воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к своим корням невозможно сохранение культурного наследия Кижской волости и гармоничного развития молодого поколения кижан. Главную задачу организаторы конкурса видели в пробуждении интереса у молодого поколения к истории своего рода. Кроме того, конкурс был призван привлечь новый круг лиц, имеющих родовые связи с Кижами, к сотрудничеству с музеем. Среди откликнувшихся на предложение музея по решению жюри лучшей была признана работа Елены Афониной «Два рода: Рябинины-Андреевы и Воронцовы. Семейные предания и воспоминания». Заслуженной наградой для 11-летней петрозаводчанки стала поездка на остров Кижи, участие в Детском музейном празднике «Кижи — мастерская детства» и участие в работе детской музейной школы. Поездка на остров состоялась благодаря помощи ООО Судоходная компания «КарелияФлот» и личному участию генерального директора Анны Прушинской.

Моя прабабушка Александра Афанасьевна Иванова (в девичестве Воронцова) принадлежит к двум известным заонежским родам: Рябинины-Андреевы и Воронцовы. Рябинины-Андреевы - династия русских сказителей. Воронцовы - богатый заонежский род. Они построили маяк на острове Клименецкий и часовню в деревне Воробьи.

Рябинины-Андреевы — династия русских сказителей

Основателем династии русских сказителей Рябининых-Андреевых принято считать Трофима Григорьевича Рябинина. Долгое время факты биографии Трофима Рябинина оставались неизвестны исследователям былинного творчества. Считалось, что Трофим Рябинин родился в 1791—1793 годах. Но благодаря работе научного сотрудника музея «Кижи» С.В. Воробьевой была установлена точная дата рождения, состав его семьи, дата венчания, рождения и смерти его жены и других родственников.

Точная дата рождения Трофима Григорьевича Рябинина — 15 апреля (27 апреля по новому стилю) 1801 года. Она была обнаружена лишь недавно в черновиках Метрических книг Сенногубского прихода.

Т.Г.Рябинин родился в Заонежье, в южной его части, на Большом Клименецком острове. Здесь же, в 11,5 км к югу от Кижей, и поныне находится д. Гарницы. По преданию, она возникла из трех однодворных поселений (починков), основанных братьями-первопоселенцами. Гарницкие деревни стали родовым гнездом династии сказителей Рябининых, представленной четырьмя поколениями.

Одним из учителей Трофима Григорьевича был его дядя Игнатий Иванов Андреев, крестьянин из деревни Гарница. Об этом Трофим Григорьевич рассказал П.Н. Рыбникову, собирателю былин, на первой встрече с ним. Он назвал Игнатия Андреева «Великим сказителем». Трофиму Григорьевичу было 11 лет, когда он стал жить в доме своего дяди Игнатия Андреева после смерти родителей.

Сын Трофима Григорьевича, Иван Трофимович Рябинин, после второй женитьбы воспитывал правнука Игнатия – Ивана Герасимовича Андреева, дедушки моей прабабушки, третьего представителя династии сказителей. Так две семьи — Рябинины и Андреевы — оказались связаны между собой и родственными узами, и сказительскими традициями.

Моя прабабушка Александра Афанасьевна помнит, как ей рассказывали, что отец Ивана Герасимовича утонул, когда сыну (И.Г.) было совсем мало лет. В это время Иван Трофимович помогал семье по хозяйству.

Бывала она и в знаменитом доме в Гарницах. Когда она была маленькой, ее возили из деревни Воробьи в гости к бабушке Марфе Петровне и дяде Петру Ивановичу. Иван Герасимович умер до ее рождения. В одной половине дома жила семья Петра Ивановича, а в другой половине семья родственников. Их сын Володя был летчиком. Степень родства прабабушка не помнит, но одна из этих родственниц навещала Пелагею в Петрозаводске.

Когда началась война, прабабушка вместе с мамой Пелагеей Ивановной (дочь И.Г.), сестрами и тетей Ксенией Максимовной (жена Степана Ивановича Андреева — сына И.Г.) переехали в Гарницы. Потом за ними приехал Степан Иванович.

Прабабушка вспоминает: «Дядя Степа с водителем доехали на грузовике вокруг озера, оставили машину и приехали за нами на моторке. Погрузили меня, маму и тетю Ксеню в моторку, переехали пролив и на машине доехали до Медвежьегорска. Оттуда на поезде окольными путями добирались до Удмуртии, где нас ждал папа, который эвакуировался вместе с заводом (ОТЗ). Сестры остались ждать парохода». Потом пароход прибыл, и ее сестры приехали к ним. Воронцовы.

Семейные предания

Еще один заонежский род, к которому я принадлежу, это Воронцовы. Воронцовы — заонежский род. Воронцовы жили в деревне Воробьи на Клименецком острове.

Раньше их фамилия была Воронины. Фамилия Воронцов дарована графом Воронцовым за то, что когда лошадь графа понесла, то его стремянный (или егерь?) остановил ее и спас графу жизнь, а стремянным или егерем был Акат Воронин. Теперь уже Акат Воронцов жил в Питере, имел кондитерскую. Ездил в Нижний Новгород на ярмарку. Там он пропивал много денег, и жена прятала деньги в перчатку, чтобы что-то привести домой. По возвращении ходил в церковь, где давал обет не пить.

После смерти Аката его вдова с двумя сыновьями переехала в деревню Воробьи. Федору, отцу Афанасия, было 12 лет. Привезла с собой мебель. Круглый столик на одной ноге, вокруг ноги головы львов. Буфет, большой обеденный стол. Зеркало с хрустальным стеклом в резной раме. (Последние годы находились у А.Ф. Воронцова в доме на Неглинской набережной.) Клетка для попугая в половину человеческого роста. На чердаке лежали старинные книги. Зеркало передано в дар музею «Кижи».

Вдову Аката звали в родне «питерской барыней». В старости она жила на втором этаже. Научила маму прабабушки Пелагею пить кофе со сливками. Пила она его из серебряного кофейника.

Был в доме в Воробьях столик с потайными ящиками, в которых находились бумаги. Федор Акатович доставал их, перебирал. Были в доме и сабли.

Кто-то из родни упоминал о Георгиевском кресте.

Николай, брат Афанасия Федоровича, был звонарем. Он был инвалидом. Прожил жизнь бобылем. Вспоминали, что летом лежал в сенях, где ему отгораживали угол.

Федор женился на девушке из деревни Сибово. Мария Антоновна была из бедной семьи, и ее отдали замуж за енотовый тулуп.

Часовня Кирика и Иулитты в Воробьях построена на деньги Воронцовых. Деньги были выделены на реставрацию нижнего венца Преображенской церкви, но церковный (или крестьянский?) сход не разрешил это делать. Но раз деньги были выделены на богоугодное дело, то была поставлена часовня недалеко от дома.

Прапрадед Афанасий и прапрабабушка Поля (Пелагея Ивановна) венчались в Кижах, там же крестили всех детей. Когда у моей прабабушки спрашивали в деревне, к кому они приехали, она показывала дом, то местные говорили: «А, к Захарьиным». Почему их так называли, она не знает.

26 марта 1875 года газета «Олонецкие губернские ведомости» № 23 сообщила об устройстве маяка крестьянином Воронцовым на собственные средства на острове Клименецком Онежского озера.

Эти рассказы о Воронцовых я слышала в основном от прабабушки, Александры Афанасьевны Ивановой, в девичестве Воронцовой.

К роду Рябининых — Андреевых ученые проявляют больший интерес, но я хочу, чтобы на род Воронцовых также обратили внимание. Потому что Воронцовы сделали много для Заонежья.

Данная работа представляет, на мой взгляд, не только узкий семейный интерес, но и имеет достаточно ценный вклад в историю Заонежья и в целом Карелии. Историкам и фольклористам давно известна история знаменитых сказителей Рябининых-Андреевых. Автор данной работы приводит доселе не известные науке сведения о роде Воронцовых, породнившихся с Рябиниными-Андреевыми. Этот род тоже вполне достоин людской памяти. Несомненная заслуга Воронцовых и в устройстве маяка на Клименецком острове, и в строительстве часовни в д. Воробьи. Я хочу пожелать Елене Афониной успехов в дальнейших исследованиях по истории рода Воронцовых и надеюсь на будущую научную публикацию. Борис Гущин, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»

Елена АФОНИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф