Новое о биографии сказителя В.П. Щеголенка. К 195-летию со дня рождения @kizhi
Интерес к биографиям сказителей Заонежья проявился еще на первых этапах изучения эпоса, в пору его открытия в 60-е годы ХIХ века. П.Н. Рыбников в «Заметке собирателя» приводит первые краткие биографические сведения об исполнителях былин. Сегодня даже эти скромные путевые зарисовки, сделанные рукой очевидца, очень ценны для дальнейшей работы по выявлению новых материалов, связанных с историей семей сказителей. Десятью годами позже, издавая сборник «Онежские былины», А.Ф. Гильфердинг снабдил его краткими биографическими справками о каждом из исполнителей. Это явилось огромным вкладом в изучение как самого былинного эпоса, так и личности его носителей. В дальнейшем, в силу ряда субъективных и объективных причин, сбор материала по этой теме систематически не велся.
В настоящий момент, в связи с выявлением целого ряда исторических документов, возникла возможность уточнить как отдельные факты биографий сказителей, так и хотя бы частично воссоздать историю сказительских семей, попытаться определить тот социально–экономический фон, на котором происходило формирование и бытование сказительских традиций. Круг исследуемых документов, на базе которых проводятся исследования, достаточно обширен. В состав источников входят статистические материалы, хозяйственные документы, документы духовной консистории и т.п. На основании архивных материалов восстановлены биографии 12 самых известных сказителей Кижской волости, одним из которых был сказитель–импровизатор Василий Петрович Щеголенок, житель деревни Боярщина, расположенной на Заонежском полуострове напротив острова Кижи. Скудные данные о его биографии содержались в уже упомянутых работах первых исследователей Заонежской былинной традиции.
«…Василий Петрович Щеголенок, крестьянин деревни Боярщины, Кижской волости, 65 лет от роду, грамоте не знает, земледелец и вместе с тем сапожный мастер, приобрел склонность к пению былин еще в малолетстве, слушая своего деда и, в особенности, дядю Тимофея, который будучи безногим, 40 лет сидел в углу в доме его отца и занимался сапожной работой. Переняв ремесло дяди, Щеголенок от него же научился и большей части тех былин, которые помнит поныне», — так писал о сказителе А.Ф. Гильфердинг. По свидетельству П.Н. Рыбникова, у Василия Петровича была племянница — Прасковья Гавриловна Юхова, «монастырка», т.е. жившая какое-то время в Даниловском старообрядческом общежительстве, которая была также мастерица петь былины. Позднее переняли от отца традицию былинного сказительства дочери Василия Петровича — Ксения Васильевна и Ирина Васильевна. Вот то немногое, что было известно о семье В.П. Щеголенка. Фамилия сказителя — «Щеголенок», считалась чем-то вроде деревенского прозвища, а в качестве подлинной упоминалась другая — «Шевелев». Благодаря архивным документам удалось во многом дополнить сведения о семье исполнителя, установить основные даты его жизни, в частности точную дату его рождения.
Деревня Боярщина, в которой родился Василий Петрович, первоначально называлась Козаревщина и упоминалась еще в 1582 году в Писцовых книгах Обонежской пятины Великого Новгорода. Согласно документам, только в 1850 году она получает официальное название «Боярщина». Издавна это было одно из самых крупных поселений Кижской волости. В 1860 году в ней насчитывалось 17 дворов.
Прадедом Василия Петровича был крестьянин Семен Андреев. Насколько велика была его семья, судить трудно, так как к моменту первого упоминания, в 1782 году, он уже умер, а из всех его детей в живых остался только сын Иван — дед В.П. Щеголенка. Иван Семенов родился приблизительно в 1741 году и к 1782 году был женат и имел шестерых детей: пятерых сыновей и одну дочь (позднее в семье появятся еще два мальчика). Трое из сыновей впоследствии уйдут на военную службу: двое в рекруты по набору в 1786 и 1803 годах, а один в 1807 году поступит в ратники, подобно отцу другого известного кижского сказителя Т.Г. Рябинина. Остальные сыновья Ивана Семенова — Дмитрий, Гаврила, Петр и Селиверст, останутся в деревне с отцом. Двое старших братьев, Дмитрий и Гаврила, обзавелись семьей и детьми еще в конце XVIII века. Средний сын — Петр Иванов, отец В.П. Щеголенка, женился 28 февраля 1804 году на «… той же деревни крестьянской дочери девице Меланье Яковлевой, первым браком…». В 1805 году у супругов рождается первенец — дочь Анна. Таким образом, согласно дате регистрации брака родителей и метрике сестры, Василий Петрович Щеголенок не мог родиться ни в 1796 году (дата, полученная на основании свидетельства А.Ф. Гильфердинга), ни в 1805 году (дата, которая приводится некоторыми современными исследователями). Последующие двенадцать лет у родителей Щеголенка не было детей, по крайней мере, в метрических книгах Кижского прихода за 1806–1816 гг. они не записаны. Только в 1817 году рождается долгожданный сын: «… 15 апреля. Деревни Козаревской у крестьянина Петра Семенова родился сын Василий…». Интересно отметить, что в данном документе отчеством отца является имя деда сказителя, случай не единичный, бытовавший довольно широко в крестьянской среде. Сам Иван Семенов, дед В.С. Щеголенка, согласно записи в ревизской сказке, умер в 1815 году за два года до рождения внука. Возможно, учителем будущего сказителя был дед по материнской линии. Через три года, в 1820 году, в семье родителей Щеголенка появляется последний ребенок, дочь Мария.
Приблизительно до конца 30-х годов сыновья Ивана Семенова, в числе которых и отец В.П. Щеголенка, живут вместе, ведя общее хозяйство. Все они женаты и имеют детей, кроме младшего брата — Селиверста. В эти годы семья состоит из 12 человек, хозяйство числится «посредственным»: засевают 15 четвериков озимого клина, 30 четвериков ярового, сена выкашивают 15 возов. Из скота имели 4 лошади, 10 коров, 8 овец.
Около 1834 года происходит раздел семьи. В 1821 году умирает старший из братьев —Дмитрий, а его сын Кирилла Дмитриев становится самостоятельным дворохозяином. Отделяется от родственников и средний брат Гаврило со своим женатым сыном. Петр Иванов с семьей и бездетный Селиверст Иванов с женой живут вместе. Селиверст Иванов в этом же 1834 году умирает, оставляя жену на попечение брата, в семье которого она и проживет до самой своей смерти. Вполне возможно, что именно Селиверст Иванов и был тем самым безногим дядей «Тимофеем», сапожником, который научил Василия ремеслу и пению былин.
После раздела хозяйства благосостояние семьи отца Щеголенка значительно ухудшается, по документам оно переходит в разряд «бедных». В 1840 году из четырех ревизских душ обоего пола был только один «годный» работник — 23-летний Василий. Под зиму семья высевала 6 четвериков ржи, весной — 12 четвериков, выкашивая 4 воза сена, имели в хозяйстве одну лошадь, две коровы и две овцы.
В 1839 году Василий Петрович Щеголенок женился: «… 25 января. Деревни Козаревской государственный крестьянин Василий Петров повенчан первым браком девице Ефросине Петровой, деревни Жарниково. Жениху 22 года, невесте 22 года». Жена Щеголенка происходила из незаконнорожденных детей, т.к. в отдельных документах, в частности, в некоторых метриках и исповедальных ведомостях, имеет отчество «Богданова», которое давалось всем внебрачным детям.
В 1840 году у супругов родилась первая дочь — Анна, затем в 1850 году — Анастасия, в 1853 году — Ирина и в 1862 году последняя дочь — Ксения. Все хозяйство по-прежнему лежало на одном мужчине — Василии Петровиче. Отец его был уже стар, а от малолетних дочерей, как известно, толку мало. Следуя крестьянскому обычаю, Василий Петрович берет к себе в дом примака — незаконнорожденного солдатского сына Германа «по крестном отце Аввакумова» из деревни Букольниковой Сенногубской волости. 22 мая 1859 года Герман Аввакумов повенчан со старшей дочерью Василия Петровича —Анной, а в следующем, 1860 году, муж Анны на основании «принимательного договора» крестьян Кижского сельского общества переведен из крестьян деревни Букольниковой в крестьяне деревни Боярщина: «…Прием Германа Аввакумова для мира и общества крестьян деревни Боярщины неотяготителен и не причинит никакого расстройства и необходим для поддержания оседлости крестьянина Василия Петрова».
В том же документе приводятся сведения о вероисповедании семьи В.П. Щеголенка. Отмечается, что «… к секте раскольников Аввакумов с женой и тестем Василием Петровым и семейством сего последнего не принадлежат». Вопрос о вероисповедании большинства сказителей остается неизученным по целому ряду обстоятельств. Во-первых, далеко не все документы выявлены, во-вторых, зачастую приверженность того или иного крестьянина к старой вере носила скрытый характер и проявлялась в нежелании исповедоваться и причащаться каждый пост, а зачастую в течение ряда лет. В официальных списках раскольников члены данной семьи не значатся, однако, судя по исповедальным ведомостям за 1836—1865 гг., посещали церковь они недостаточно часто, пропуская исповедь «по опущению» от одного до девяти лет. Прасковья Гавриловна Юхова, племянница В.П. Щеголенка, согласно записи в Метрической книге за 1895 год перед смертью «…По приверженности к расколу не исповедана и Св. Таинств не приобщена». Однако в отношении других членов семьи подобной записи не обнаружено.
До 1891 года, года смерти жены, Герман Аввакумов вел общее хозяйство с тестем и в это же время принял его фамилию — Шевелев–Щеголенков. Последний факт зафиксирован и в записи о его втором браке, и в метрике о смерти. В 1866 году в семье старшей дочери В.П.Щеголенка родился сын, которого назвали Даниил, в 1895 году у него в свою очередь родился сын Андрей. Его дочь, Анна Андреевна Судьина (Шевелева), праправнучка сказителя, сейчас живет в г. Петрозаводске.
Вопрос о родовой фамилии Василия Петровича оказался сложным и неоднозначным. Ответ на него не совпадает с общепринятым мнением, что подлинная фамилия сказителя «Шевелев», а «Щеголенок» только деревенское прозвище. Согласно анализу актовых документов XVIII–XIX веков фамилии у крестьян Олонецкой губернии, за редким исключением, фиксируются только в конце этого периода. Впервые фамилия Василия Петровича упоминается в метрике о рождении у него дочери Ирины в 1853 году. В этом документе написано: «Василий Петров Шевелев». В 1854 году в записи о смерти сына двоюродного брата сказителя значится: «Афанасий Кириллов ЩЕГОЛЕНКОВ». Эта же фамилия в 1855 году упомянута в связи со смертью самого Кириллы Дмитриева: «… 24 мая. Кижского прихода деревни Боярщины государственный крестьянин Кирилл Дмитриев Щеголенков (умер) 68 лет, от лихорадки». В записи о смерти отца Василия Петровича в 1862 году написано: «Петр Иванов Щеголенков». Позднее, в документах 70-х годов, встречается сочетание «Василий Петрович Щеголенков». Под фамилией «Щеголенков» фигурирует в актах внук сказителя — Даниил Германов. В то же время в 1902 году внук Кириллы Дмитриева Щеголенкова (двоюродного брата Василия Петровича ) назван как «Нестор Васильев ШЕВЕЛЕВ». К 1911 году фамилия «Щеголенковы» исчезает из официальных документов. Во всех списках крестьян этого времени остается фамилия «Шевелевы».
На основании вышеизложенных фактов можно предположить, что существовало как бы две родовых фамилии, происхождение которых в настоящий момент не ясно. Возможно, что более древней является фамилия «Шевелевы», т.к. в Писцовых книгах Обонежской Пятины за 1563 год при описании деревень, расположенных на о.Кижи, среди живущих в одной из них крестьян зафиксирован «Макарко Микитин Шевелев». Сам факт занесения в документ этого времени фамилии крестьянина уникален, тем более, что упомянута интересующая нас фамилия.
В 1874 году вторая дочь Василия Петровича — Анастасия выходит замуж за крестьянина деревни Воробьи Ивана Антонова Ковина, а в 1885 году дочь Ирина венчается с крестьянином деревни Боярщина Ильей Илларионовым Елисеевым. В 1884 году последняя из дочерей сказителя — Ксения вышла замуж в соседнюю с Боярщиной деревню Мальково, за крестьянина Разбивного. В 1869 году умирает Ефросина Богданова, жена Василия Петровича.
В 60—70-е годы хозяйство семьи было небольшим, документы по-прежнему говорят о нем как о «бедном». В это время впервые упоминается ремесленная профессия сказителя — «сапожник». Следует отметить, что П.Н.Рыбников приписывал ему еще и знание портняжного искусства.
Встреча в 1861 году П.Н.Рыбникова с В.П.Щеголенком не произвела больших перемен в жизни последнего: собирателю варианты былинных текстов, записанные от сказителя, показались малоинтересными. Только в 1871 году в результате своей работы в Кижских деревнях А.Ф. Гильфердинг по-настоящему оценил талант В.П. Щеголенка. Осенью 1871 года сказитель выступал в зале Русского Географического Общества в Петербурге, а в 1879 году познакомился с Л.Н.Толстым и, впоследствии, неоднократно гостил у него в Ясной Поляне.
Умер Василий Петрович Щеголенок 20 ноября 1894 года. Погребен на церковном кладбище у стен Спасо–Кижского погоста.