Знакомство с опытом партнеров @kizhi
Международный проект «Отходы: обучение, сортировка, переработка» Администрации города Петрозаводска, финансируемый Советом Министров Северных стран, стартовал в октябре 2011 года с рабочего визита на остров Кижи специалистов из Компании по управлению отходами региона Турку для знакомства с системой обращения с отходами. Дальнейшее обсуждение проблемы происходило в ходе переписки, и в результате появился вариант логистического плана сбора и вывоза отходов с острова Кижи.
Важным шагом в реализации проекта «Отходы» стала подготовка и издание экологических буклетов и плакатов. Эта работа была успешно выполнена с февраля по май 2012 года совместными усилиями сотрудников отдела природы и издательства «Технология успеха». Буклеты и плакаты «Чистый остров» уже распространяются среди жителей острова Кижи — сотрудников музея-заповедника, временно привлечённых экскурсоводов, смотрителей и подрядчиков, а также жителей окрестных деревень.
С 27 по 31 мая 2012 года в рамках проекта состоялась рабочая поездка группы специалистов музея по островным территориям Финляндии. В состав группы были включены руководители, главный специалист по экологическому контролю, специалисты-инженеры и строители, архитектор, рабочий, отвечающий за прессование картона. Программа визита составлена так, чтобы мы познакомились с некоторыми финскими музеями, убедились в серьёзном подходе к решению экологических проблем в музеях-крепостях и на островах Балтийского моря. В музее-крепости «Хяме» в г. Хямеенлинна нас встречали специалист по защите культурных памятников и окружающей среды и специалист музейной экологической службы. Они ответили на вопросы о содержании территории, об инженерных системах — противопожарной, охранной, водопроводной и канализационной, электроснабжения и отопления. Важно, что в музее-крепости вопросы жизнеобеспечения тесно увязаны с обеспечением экологической безопасности, при этом используются современные технические средства, которые полностью скрыты от глаз посетителей. Территория окашивается и убирается также с помощью мобильной техники, при этом сведено к минимуму количество обслуживающего персонала.
Нам удалось посетить историческую военно-морскую крепость Свеаборг — (Суоменлинна), одну из крупнейших достопримечательностей Финляндии, находящуюся под охраной ЮНЕСКО. Она расположена на шести островах, куда из Хельсинки каждый час ходит паром. Впечатления от крепостных стен, фортификационных сооружений, офицерских и купеческих домов дополнены информацией о деятельности «зелёного офиса». Это часть стратегии охраны окружающей среды, основная мысль которой в том, что «малые экологические поступки большого количества людей приводят к совместному значительному результату». Стратегия «зелёного офиса» касается вопросов экономии энергии, расходования воды и обращения с отходами. Работа ведётся на основе инструкций и большой информационно-просветительской работы. Результаты работы проверяются один раз в месяц, на основе годового отчёта территория получает отличительный экологический знак, который пользуется уважением в финском обществе.
Отправившись из г. Турку на пароме, мы совершили пятичасовую поездку по системе Аланских островов и попали на самый удалённый из них — остров Уто. Эта часть суши, окружённая неспокойными и коварными балтийскими водами, показалась нам очень похожей на остров Кижи. Остров небольшой по площади, открыт всем ветрам, населён немногочисленными жителями, принимает туристов и яхтсменов, и среди обитателей острова особое место занимает гадюка обыкновенная.
Именно здесь мы детально изучили опыт сбора, прессования и вывоза отходов с островной территории, имели возможность рассмотреть используемое оборудование и технику. На наших глазах рабочий осуществлял перегрузку отходов из сборника в трактор, обращая наше внимание на все тонкости сложившейся системы, мы задавали ему вопросы, вместе с ним побывали на площадке прессования всех фракций отходов и на станции очистки сточных вод. С островных территорий Финляндии отходы отправляются на материк, где централизованно происходит переработка или утилизация. Такой подход позволяет использовать современное высококачественное оборудование, обеспечивающее высокую степень очистки выбросов и сбросов, а также постоянную загрузку этого оборудования при эксплуатации.
Финские партнеры по проекту организовали посещения полигона отходов на материке, куда привозят отходы и частные лица, и предприятия, и городские службы. Обязательным условием приёма отходов является их раздельный сбор, что позволяет избежать неприятных запахов, грязи, распространения птиц, крыс и собак, и главное — позволяет использовать отслужившие вещи для дальнейшей переработки и получения из них новых материалов и изделий.
За три дня в Финляндии мы увидели реальные результаты повсеместного внедрения системы обращения с отходами.
Очевидно, что такая система сложилась в общегосударственной системе Финляндии благодаря усилиям специалистов, финансовым затратам и распространению информации при поддержке государства и общества. Часть идей можно применить и на острове Кижи, главное — последовательная и систематическая работа всех участников процесса: инженеров, специалистов по охране природы и экологическому контролю, водителей, рабочих, но при обязательном и активном участии жителей. Важно помнить, что вся система базируется на раздельном сборе отходов, что возможно только совместными усилиями всех проживающих и работающих на территории.
В ходе общения с партнёрами по проекту прояснилась возможность издания на средства проекта цветных наклеек на контейнеры с изображением собираемых отходов. Опыт финских специалистов показал, что люди лучше реагируют на зрительные образы, чем на письменные обозначения.
Дополнительные результаты поездки – личные впечатления и фотографии, ведь в поле зрения каждого из нас попадали актуальные мелочи. Заместитель директора по экономике В. Соколова обращала внимание на экономическую сторону вопроса и рациональное использование ресурсов, зам.директора по капитальному строительству Е. Орлова и главный инженер Б. Инютин – на комплексный подход к инженерным сооружениям и технической стороне, начальник транспортного цеха на о.Кижи А. Федоров – на технику и оборудование, архитектор Р. Ростунов — на малые формы архитектуры и выставочное оборудование.
Знакомство с опытом дало новый импульс в работе и главное – в решении проблемы отходов на острове Кижи.