О коллективе @kizhi
Фольклорно-этнографический ансамбль музея «Кижи» — самобытный коллектив, основой творчества которого является научно-исследовательская и экспедиционная деятельность, активная экспозиционная работа, знакомящая гостей острова Кижи и жителей Петрозаводска с духовной культурой народов Карелии.
В репертуаре коллектива свыше полутора сотен песен различных жанров, танцев, детских и молодежных игр. Особое место занимают реконструкции фрагментов свадебного и рекрутского обрядов, праздников, летних молодёжных гуляний и зимних вечеринок.
Ансамбль музея «Кижи» постоянно находится в поиске новых форм презентации богатого фольклорного наследия народов Карелии и ведёт активную работу по его сохранению и популяризации.
Художественный руководитель — Наталья Михайлова
Хормейстер — Арина Анхимкова
Концертмейстер — Евгений Михайлов, Заслуженный работник культуры Республики Карелия.
Об истории создания коллектива
В 1980-е годы на острове Кижи ежегодно устраивались фестивали, на которые съезжались фольклорные коллективы со всей Карелии. Идея создания музейного ансамбля родилась сама собой. Общение с поющими гостями подтолкнуло сотрудников к мысли осваивать народные жанры, записанные в экспедициях по Заонежью, Пудожью и Поморью.
Так в 1989 году в музее-заповеднике «Кижи» появилась фольклорная группа из искусствоведов, этнографов, реставраторов, хранителей коллекций, методистов музея и их детей. Инициатором создания и научным руководителем группы стала Регина Борисовна Калашникова (1952–2005), кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Республики Карелия.
Для сотрудников музея занятия фольклором были своеобразным увлечением, к которому они относились очень серьезно. В зимнее время проходили репетиции в городе Петрозаводске, а летом группа выступала на праздниках перед гостями острова Кижи. Первые участники коллектива не имели музыкального образования. Разучивание песни, танца, игры происходило с помощью прослушивания магнитофонных записей и живого общения с носителями народных традиций.
Во время многочисленных фольклорных экспедиций сотрудники музея и участники фольклорной группы записывали десятки песен, танцев, игр и этнографических рассказов. В результате архивной и экспедиционной работы был создан особый вид музейной экспозиции по духовной крестьянской культуре Русского Севера — фольклорные выставки-реконструкции: «Заонежская беседа в записи П. Н. Рыбникова», «Святочная вечеринка Карельского Поморья», «Игры крестьянских детей Олонецкой губернии» и другие.
Сегодня основу ансамбля музея «Кижи» составляют специалисты-этномузыкологи — сотрудники отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия. Кроме того, его участниками являются девушки и юноши, пришедшие в коллектив с желанием изучать традиционную культуру родного края. На занятиях они осваивают народные песни и танцы, учатся играть на музыкальных инструментах.
Основной целью работы коллектива определены изучение, сохранение и популяризация нематериального культурного наследия народов Карелии, а фундаментальным принципом — стремление к достоверному воссозданию явлений традиционной музыки в аутентичном виде.
О репертуаре коллектива
В репертуаре ансамбля — песни, игры, танцы и наигрыши коренных народов Карелии: карелов, вепсов, этнолокальных групп русских Заонежья, Пудожья и Поморья. Участники коллектива разрабатывают этнографические программы, которые можно видеть в основной экспозиции музея «Кижи» в восстановленных крестьянских усадьбах конца XIX века.
Материалом для создания программ и освоения традиций служат архивные полевые записи из фондов фонограммархива Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, фольклорного архива музея-заповедника «Кижи» и записей из личных архивов собирателей. Основой формирования хореографического репертуара стали видеоматериалы перечисленных архивов и публикации известного карельского этнохореографа Виолы Мальми. Источниками этнографического материала служат научные публикации, дореволюционные печатные издания (Олонецкие губернские ведомости) и экспедиционные записи.
Выступления фольклорного ансамбля музея «Кижи» — это одновременно и выставка народного костюма. Участники коллектива представляют девичий и женский наряд Заонежья и Пудожья, праздничную одежду жителей Поморья, северо- и южнокарельские парадный и повседневный костюмы. Эти комплексы являются аналогами крестьянских костюмов конца ХIХ — начала ХХ века из музейных собраний.
О формах работы фольклорного ансамбля
Современное музейное сообщество все больше внимания уделяет сохранению и презентации нематериального культурного наследия. Сегодня, в условиях практически полного исчезновения традиций народной культуры XIX — начала XX века, именно музей, наряду с архивами, является источником достоверной информации об этой культуре. Однако представляемый с максимальной степенью аутентичности фольклор становится элитарным искусством. Современному слушателю непонятен «язык» фольклорной традиции. Поэтому ансамбль музея «Кижи» постоянно находится в поиске эффективных форм презентации фольклора и уделяет особое внимание подготовке зрителя к восприятию традиционной музыки.
В летний период ансамбль пребывает на острове Кижи и его задача — «оживление» экспозиции, создание этнографической картинки, в результате которой возникает эффект присутствия в жилой деревне. Основной формой презентации наследия является исполнение коллективом в избе или на территории усадьбы образцов народной традиции.
Наряду с приемом туристических групп фольклорный ансамбль участвует в многочисленных музейных мероприятиях и возрожденных на острове, а также в его окрестностях часовенных и престольных праздниках (часовенный праздник в день памяти св. мучеников Кирика и Иулитты в дер. Воробьи, пророка Илии в дер. Телятниково, празднование Тихвинской иконы Божьей Матери в дер. Сенная Губа, День Кижской волости и праздник Преображения Господня на острове Кижи.
Особой формой презентации фольклора являются ландшафтные спектакли. Это масштабные по времени и месту действия театрализованные представления, которые разворачиваются на территории музейной экспозиции. Посетитель становится свидетелем «оживления» экспозиции. Он остается пассивным зрителем происходящего или включается в действие, принимая участие в играх, танцах и беседах героев спектакля.
С октября по апрель фольклорный ансамбль музея «Кижи» работает в г. Петрозаводске. В этот период ведется научно-исследовательская деятельность, методическая и просветительская работа среди творческих коллективов, различных специализированных и общеобразовательных учебных учреждений: проводятся консультации для руководителей ансамблей, осуществляется помощь в подборке репертуара, организуются выезды фольклорного коллектива музея в районы республики для проведения занятий.
Также сотрудники отдела разрабатывают выставки, лекции-концерты и интерактивные программы фольклорной тематики, где рассказ о самобытной северной культуре иллюстрируется постановками фольклорно-этнографического ансамбля. Зрители таких лекций и программ становятся непосредственными участниками выступлений коллектива.