Заседание Президиума Союза музеев России Vkontakte@kizhi

Членам и ассоциированным членам Союза музеев России
7 сентября 2009 года в г. Москве в Государственном музее А. С. Пушкина состоялось совместное заседание Президиума Союза музеев России с участием членов Ревизионной комиссии и Совета представителей и Центрального Совета Ассоциации музейных работников. В его работе приняли участие 70 представителей музеев Российской Федерации из 28 регионов страны.

  1. С докладом «Катастрофа или шанс?» выступил президент Союза музеев России М. Б. Пиотровский. В своем выступлении М. Б. Пиотровский отметил, что важным событием в решении вопросов сохранения культурного и духовного наследия станет совместное заседание Президиума Госсовета и Совета по культуре и искусству в Великом Новгороде (стенографический отчет об этом заседании можно прочитать на сайте Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/nеws/5503. Предложения Союза музеев России, подготовленные к заседанию, в Приложении 1.
    Далее в докладе была отмечена роль музеев в стране. Музей — структурообразующая вещь. Положительный образ России в мире определяется её культурным наследием. Музеи — созидатели и воспитатели этики национального исторического достоинства. Была приведена следующая статистика: в 2008 году 1854 музея посетило 77 млн. человек — 54% населения страны (такая посещаемость стабильно держится на протяжении последних 10 лет).
    Для сравнения, театры посетило 30 млн. человек, кинотеатры — 45 млн. человек, библиотеки — 60 млн. человек. В возрасте от 5 до 19 лет в России проживает 25 млн. человек. В 2008 году музеи посетило 30 млн. детей и молодёжи. Музеи — самые доступные учреждения культуры, средняя цена билета в музей — 45 руб.
    Каково отношение к музею?
    В государственных документах слово «культура» уже много лет почти не употребляется.
    В отношении к музеям самые любимые слова — «товар» и «услуги».
    Таможня считает выставки товаром и то, что покупаем для музеев, тоже товар.
    Все законы, о которых пойдёт речь, говорят о предоставлении услуг, забывая, что наша главная роль — сохранение музейного фонда и исполнение государственных обязанностей.
    В связи с кризисом музейная составляющая выбрасывается из бюджета и из больших проектов (примеры тому «Охта-центр» и гостиница «Россия» — музеев там не будет). Постоянно афишируется прогрессирующее сокращение финансирования в культуре. Расходы на музеи менее 0,06% валового продукта, 0, 11% от расходной части консолидированного бюджета, в структуре затрат вся культура — 4%. А затраты на сохранение музейного фонда и деятельность музеев менее 1%.
    Мы сталкиваемся с массовым непониманием философской и практической роли музеев.
    Проверка фондов показала пренебрежение чиновников к задачам сохранения культурного наследия на протяжении последних 70 лет. Ситуацию можно назвать катастрофической, но её острота даёт нам шанс, чтобы её исправить.
    Нами выбрана правильная дорога — законы, программы, правила и критерии.
    Это должно вырабатываться с нашим участием. Уже есть успехи — к нам прислушиваются, с нами считаются. Заседания в Комитете по культуре Государственной Думы, Общественной палате и Министерстве культуры показывают, что мы предлагаем конкретные и продуманные действия и это слушают. У нас есть опыт обсуждения и изменения законов. Сегодня мы обсуждаем несколько законодательных элементов. Закон о трёх типов учреждений. Возвращается идея об автономных учреждениях. Речь идёт не о предоставлении свободы, а об ограничении и отнятии гарантии существования у музеев.
    Система внебюджетных средств была создана в конце существования советской власти, чтобы заменить недостаток финансирования и создать стимулы для развития. Она сработала в тяжёлые времена, когда государство отказалось от своих обязательств. Мы смогли не только выжить, но и найти правильные пути. Это были привилегии, созданные для культуры и науки. Теперь эти привилегии сознательно отнимаются. Это сознательная политика свободы конкуренции, чтобы все любители искусства могли свободно конкурировать с музеями. Мы в этом видим облегчение приватизации, отказ от национальных интересов в пользу рыночных.
    У нас есть предложения.
    Четко обозначить выполнение музеями государственной функции по сохранению, пополнению и представлению Музейного фонда Российской Федерации и финансовое обеспечение этой функции. Однозначно отнести Музейный фонд к категории особо ценного имущества и предусмотреть финансирование затрат на содержание недвижимого и особо движимого имущества для всех музеев, независимо от того, к какому типу учреждений они будут отнесены. Пока эти положения в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в редакции от 26.07.2009 сознательно не прописаны.
    Предмет нашей заботы является и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № «73-Ф3.
    Из предусмотренных этим законом 16-ти подзаконных актов, к настоящему времени принято только 5 и произошло это только в этом году. А что происходило 7 лет?
    Следующий этап — комплексное законодательство о культуре. Следует вернуться к вопросу о культурном кодексе и подход должен быть не отраслевой, но глобальный.
    Культура не удовлетворяет, а формирует потребности. Культура не может быть частью экономической деятельности, нужно иное правовое управление культурой.
    И здесь очень важны принципиальные позиции о том, что культурная ценность имеет за собой деньги, культурное благо, культурное достояние.
    Важны обязанности общества и государства. У государства в области культуры должны быть ограничения. Важно понимание государственной функции культуры, правильные критерии и нормы меценатской деятельности.
    В Совете по культуре создана рабочая группа, куда входят члены Президиума Союза музеев России, в результате её деятельности появился документ «Стратегия развития музейной деятельности до 2030 года». Нам необходимо добиться принятия этого документа. Музей опирается на эмоциональное воздействие. Это важно для формирования творческих способностей в эпоху инноваций. Наша задача максимально использовать потенциалы музеев для сохранения национального самосознания и культурного единства России. Воспитание чувства исторического достоинства, уважения к национальным и культурным традициям и различиям, воспитание уважения к инакомыслию и пониманию красоты различий.
    Воспитание патриотическое и эстетическое на основе музейного фонда, противостояние искажению исторических фактов на материале подлинных вещей и документов.
    Использование новейших технологий в первую очередь для сохранения музейного фонда.
    Эти вопросы будут рассматриваться в Общественной палате на круглом столе совместного заседания Комиссии по культуре и Комиссии по культурному и духовному наследию
  2. С докладом «О проекте Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“ и предложениях Союза музеев России выступил юрисконсульт Союза музеев России С. С. Жамкочьян
  3. Проект «Стратегия развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2030 года»
  4. Участники заседания обсудили и в целом одобрили представленный проект.
  5. После обсуждения участники заседания приняли 2 резолюции по следующим вопросам: «О проекте федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“, „О проекте Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года“

Резолюция 1

Президиум Союза музеев России совместно с Центральным советом Ассоциации музейных работников, по итогам обсуждения вопроса «О проекте федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“ в редакции от 25.07.2009», принял следующие решения:

  1. Считать необходимым внесение в данный законопроект подготовленных Президиумом Союза музеев России изменений и уточнений, которые, не затрагивая концептуальных основ данного законопроекта, направлены на создание оптимальных условий обеспечения государственными (муниципальными) учреждениями культуры полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах охраны и сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, библиотечных фондов.
  2. Поручить Президентам Союза музеев России и Ассоциации музейных работников предпринять все возможные шаги по разъяснению позиции по данному вопросу руководству Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Общественной Палате Российской Федерации.
    Принять активное участие в обсуждении законопроекта в Комитете Государственной Думы по культуре и Общественной Палате Российской Федерации.
  3. Сформировать из членов Президиума Союза Музеев России и Центрального совета Ассоциации музейных работников рабочую группу по разработке методик формирования государственного (муниципального) задания для музеев России, расчета нормативных затрат на оказание музеями России государственных (муниципальных услуг), определения затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества музеев России. Рабочей группе представить на рассмотрение Президиума Союза музеев России и Центрального совета Ассоциации музейных работников проекты названных документов не позднее 1 декабря 2009 года.

Резолюция 2

Президиум Союза музеев России совместно с Центральным советом Ассоциацией музейных работников, по итогам обсуждения вопроса «О проекте Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года», принял следующие решения:

  1. Одобрить разработанный под эгидой Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации проект «Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Обратиться в Министерство культуры Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации с просьбой подержать данную Стратегию и содействовать ее скорейшему утверждению Правительством Российской Федерации.
  3. Признать, что в отсутствии федерального закона «О культуре», устанавливающего общие нормы и принципы формирования и реализации государственной культурной политики в Российской Федерации, эффективное воплощение в жизнь рассматриваемой Стратегии невозможно.
  4. Считать необходимым обратиться к Президенту Российской Федерации и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой взять под свой контроль процесс разработки и принятия данного законопроекта.
  5. Поручить членам Совета представителей Союза музеев России провести работу по ознакомлению руководства своих регионов с проектом Стратегии с целью разработки и принятия соответствующих стратегических планов на уровне субъектов Российской Федерации. После завершения работы совместного заседания состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Союзом музеев России, которое подписали руководитель Россотрудничества Фарит Мухаметшин и глава Союза музеев России Михаил Пиотровский

Предложения Союза музеев России

в перечень поручений по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Союз музеев России предлагает включить в перечень поручений по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству позиции следующего содержания:

Правительству Российской Федерации:
Подготовить и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части регулирования порядка организации, режима содержания, установления границ и обеспечения охраны историко-культурных заповедников.
В соответствии с федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в редакции от 23.07.2008 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» достопримечательные места (один из видов объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране) могут быть отнесены к историко-культурным заповедникам в случае, если достопримечательное место представляет собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания. В силу недостаточно четкого законодательного регулирования вопросов создания, определения границ и режимов содержания историко-культурных заповедников до настоящего времени ни одно достопримечательное место в Российской Федерации к этой категории не отнесено, что создает реальную угрозу сохранности и целостности уникальных историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов, имеющих непреходящее значение для отечественной и мировой культуры.
Разработать и утвердить иные нормативные правовые акты по вопросам функционирования государственных музеев-заповедников и музеев-усадеб по осуществлению ими функций сохранения, изучения и популяризации объектов культурного наследия, в том числе архитектурных ансамблей, природно-ландшафтных комплексов, а также возрождению на территориях государственных музеев-заповедников и музеев-усадеб традиционных форм хозяйственной деятельности.
Исторически сложилось, что в России на протяжении уже без малого 100 лет функции сохранения историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов осуществляют такие учреждения, как государственные музеи-заповедники. Обладая всеми, предусмотренными российским законодательством, свойствами музеев, эти учреждения помимо музейных функций осуществляют широкий спектр работ по обеспечению государственных полномочий в сфере сохранения объектов культурного наследия, соблюдения режимов охраны и использования историко-культурных территорий. Эта специфика данного типа учреждений культуры нуждается в исчерпывающем нормативно-правовом оформлении (в том числе Положение о государственном музее-заповеднике, типовой устав государственного музея-заповедника и т. п.), что позволит существенно повысить эффективность их деятельности как центров сохранения, изучения и популяризации культурного наследия, исторического просвещения и патриотического воспитания граждан России.
Вместе с тем, законодательство в сфере культурного наследия должно давать возможность Российской Федерации и субъектам Российской Федерации создавать учреждения по управлению историко-культурными заповедниками, не связанными с исполнением музейных функций, что широко практикуется в сфере охраны окружающей среды, где законодательно предусмотрены такие формы учреждений, как государственные природные заповедники, национальные парки и т. п.
Подготовить и утвердить список исторических поселений
Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в редакции от 23.07.2008 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в качестве специфического объекта охраны определено «историческое поселение», которое определено как «городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию».
Закон устанавливает, что в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты. В современной ситуации возможность применения соответствующих норма законодательства, связанных с историческими поседениями, практически блокирована отсутствием легитимного перечня таких исторических поселений.
Из нормативно-правовых актов, относящихся к историческим поселениям, сегодня существуют:
  • постановление коллегии Министерства культуры РСФСР № 12 от 19 февраля 1990 года, коллегии Госстроя РСФСР № 3 от 28 февраля 1990 года и президиума Центрального совета ВООПИиК № 12 (162) от 16 февраля 1990 года, которым по согласованию с Советами Министров автономных республик, исполкомами краевых и областных Советов народных депутатов был утвержден список исторических населённых мест РСФСР, который включал 426 городов, 54 посёлка городского типа и 56 сёл;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 815 «О федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы) «, приложением к данной программе был утвержден перечень из 478 населённых пунктов, которые определялись как „исторические города“. Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2006 № 1546-р с 1 января 2007 года реализация Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы) «была прекращена.
Очевидно, что полноценное применение действующего законодательства применительно к историческим поселениям на основании названных нормативно-правовых актов в настоящее время невозможно.
Рассмотреть вопросы о разработке и утверждении порядка государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в редакции от 23.07.2008 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поскольку порядок осуществления государственного контроля в данной сфере предполагается единым для всей страны, утвержденное Положение о Росохранкультуре не может рассматриваться в качестве такого рода акта. Важность разработки и принятия данного документа повышается еще и в силу того, что федеральные полномочия по контролю и надзору в данной сфере передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых (субъектах) далеко не всегда полномочия: по контролю и надзору отделены от полномочий по управлению имуществом и оказанию государственных услуг. Учитывая многосубъектность такой сферы деятельности как сохранение и использование объектов культурного наследия, сложившаяся ситуация делает контроль и надзор в этой области недостаточно эффективным.

Сентябрь 2009 г.

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф