Смотрите также:

«Гордость лесопромышленного Беломорья» Все выставки

Лица эпохи Vkontakte@kizhi

Фотография с выставки.Митрофан БеляевФотография с выставки. Плотники на строительстве

Музей-заповедник «Кижи» представляет одну из своих фондовых фотоколлекций.

12 сентября в музее-заповеднике «Кижи» (ул. Федосовой,19) в 15.00 открывается выставка «Гордость лесопромышленного Беломорья», рассказывающая о становлении лесопромышленного комплекса на севере Карелии. Автором выставки является старший научный сотрудник музея Борис Гущин.

В 2002 г. в фонды музея «Кижи» поступила коллекция фотографий из архива Я.И. Кривонкина. Коллекция в состав, которой вошли один чертеж и 65 фотографий, является одним из источников по изучению истории беломорских лесозаводов начала ХХ века. Она была приобретена у дочери Якова Ивановича Марии Яковлевны Кривонкиной (1926-2008 гг.), доцента кафедры русского языка ПГУ, кандидата филологических наук.

Судьба Я.И. Кривонкина тесно связана с историей ряда известных лесозаводов Беломорья, принадлежащих братьям Митрофану и Николаю Беляевым. В 1867 – 1869 гг. они построили лесопильный завод на окраине села Сорока в устье реки Выг. В 1876 г. Беляевы закончили строительство второго лесозавода. Они были известны под названием «Космополит» и «Финляндский».

Деятельность Я.И. Кривонкина с 1908 по 1931 г. была непосредственно связана с беляевскими заводами. Поэтому большинство фотографий коллекции отразили некоторые этапы строительства лесозаводов в Сороке, Кеми и Умбе.

Запечатленные в коллекции Я.И. Кривонкина заводы входили в следующие компании: «Товарищество Петра Беляева наследники», «Товарищество Беломорских лесопильных заводов под фирмой «Н.Русанов сын», «Товарищество Кемских лесопильных заводов», лесозавод бывший Бергрена близ села Ковда. Все заводы работали на экспорт. В начале ХХ века вывоз леса по объему и стоимости занимал в экспорте России второе место после вывоза хлеба.

Фотографии, представленные на выставке, позволяют нам зрительно и достаточно живо представить запечатленные эпизоды деятельности беломорских беляевских заводов столетней давности. Вряд ли существует другое столь подробное собрание фотоматериала по данной теме. В этом отношении коллекция Я.И. Кривонкина является уникальной.

Самое главное на фотографиях – это люди. Прежде всего, их лица. Лица эпохи. Из групповых фотографий наиболее интересны такие, как - рабочие лесозавода с.Сорока, призывники и солдаты в Кеми 1912 г.(?), «общественное собрание» лесопильного завода Товарищества «П. Беляева Наследники» в с.Умба 1 января 1917 г., группа служащей молодежи лесопильного завода Товарищества «П. Беляева Наследники» в с.Умба 19 мая 1918 г.

Фотографии коллекции также несут в себе информацию об окружающей людей того времени материальной среде. На снимках зафиксированы внешний вид и интерьеры цехов лесозаводов, лесопромышленная техника («бассейн», пилорамы, паровые машины, кран – балки, приводные трансмиссии и т.д.), морские суда, как парусники, так и пароходы. Представляют интерес и надписи, сделанные на фотографиях. Например, на обратной стороне фотографии с изображением парохода «Митрофан» дается техническая характеристика судна. На нескольких фотографиях запечатлены события свидетелем, которых оказался фотограф: наводнение в селе Сорока, пожар клуба там же.

По словам М.Я. Кривонкиной некоторые фотографии сделаны ее отцом Яковом Ивановичем. К сожалению, точное авторство фотографий Я.И. Кривонкина определить невозможно. В коллекции есть фотографии и других неизвестных авторов.

Большой заслугой Я.И.Кривонкина, как автора некоторых фотографий, является не только высокое качество большинства сохраненных снимков, но и осознание значимости снимаемых событий.

На выставке раскрывается интересная страница жизни одного из владельцев лесозаводов - Митрофана Петровича Беляева (1836-1903), который оставил заметный след и в истории русской музыкальной культуры второй половины XIX века. Он ушел из лесопромышленного производства и полностью посвятил свою жизнь служению музыке. В 1880-1890 гг. Беляевский кружок и его пятницы стали относить к младшему поколению «Могучей кучки». В центре Беляевского кружка стал Н.А.Римский – Корсаков, учениками которого стали почти все члены кружка, наиболее известные из которых были А.К.Лядов и А.К.Глазунов. М. Беляев основал в 1885 г. нотное издательство в Лейпциге, организовал в Петербурге ежегодные симфонические концерты, учредил на свои средства ежегодные «Глинкинские премии», стал главным издателем в России музыкальных сочинений. Все свое состояние М.П.Беляев завещал «Попечительскому совету для поощрения русских композиторов и музыкантов».

Выставка «Гордость лесопромышленного Беломорья» работает до 2 ноября 2008 г.

10 сентября 2008

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф