300 лет на заонежской земле. Музей «Кижи» выпустил новый сборник статей @kizhi
В инфоцентре музея-заповедника «Кижи» состоялась презентация сборника статей «Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле». Над сборником работала большая группа авторов под руководством заместителя директора музея «Кижи» по научно-экспозиционной деятельности Игоря Мельникова.
На презентации сборника каждый из авторов получил свой авторский экземпляр и поблагодарил главного редактора и составителя — Игоря Валерьевича Мельникова — за большую и плодотворную работу. Сборник статей был подготовлен в юбилейный год — год 300-летия церкви Преображения господня — поэтому издание необычайно яркое и красочное. Большая заслуга в этом, как подчеркнул Мельников, художника-дизайнера музея Сергея Лобанова. Несколько экземпляров книги отправились в библиотеки Петрозаводска и республики Карелия.
В издании обобщены результаты научно-исследовательской работы по изучению церкви Преображения Господня, которая проводилась сотрудниками музея-заповедника «Кижи», а также сотрудниками других учреждений. Учитывая, что изучение церкви велось специалистами разных научных дисциплин, сборник имеет междисциплинарный характер. Церковь рассматривается в широком контексте историко-культурной среды, в которой она создавалась и бытовала. В издании представлены материалы как теоретического, так и прикладного характера.
Сборник включает пять разделов. Первые три из них непосредственно связаны с Преображенской церковью и содержат исторические, историко-архитектурные и искусствоведческие материалы, посвященные разным аспектам изучения храма. Открывают сборник очерк истории Преображенской церкви В. А. и Б. А. Гущиных и статья В. А. Крохина об основных этапах эволюции Кижского ансамбля в XVIII — XIX веках. Истории кижского православного прихода посвящены статьи Л. В. Трифоновой и Р. Б. Калашниковой. Интересный документ по истории Кижей середины XIX века — «Историческое сведение о приходе Кижском» — публикуется в материале А. М. Пашкова. Обзор коллекции фотоматериалов по теме Кижского архитектурного ансамбля представлен в источниковедческой работе Т. Г. Тарасовой. С малоизвестными материалами кижской истории периода финской оккупации 1942–1944 гг. знакомит статья Т. Ю. Дудиновой.
Пять статей сборника посвящены внутреннему убранству Преображенской церкви: обстоятельный обзор архивных источников по данной теме Г. И. Фроловой дополняют статьи В. Г. Платонова и В. Г. Пуцко, посвященные анализу иконописного убранства Преображенской церкви в контексте изучения убранства северно-русских православных храмов. Вторая статья В. Г. Платонова, также как и статья В. А. Гущиной, рассматривают изменение художественного убранства Преображенской церкви в связи с тенденциями развития русской культуры XVIII века, в частности с влиянием стиля барокко.
Весьма интересны материалы раздела, посвященного вопросам сохранения и реставрации Преображенской церкви. Его авторы — практики-реставраторы, которые за время непосредственной работы на памятнике не только накопили интересный производственно-практический опыт, но и сделали любопытные наблюдения, касающиеся технологического аспекта бытования традиций плотницкого ремесла.
Два раздела сборника посвящены изучению историко-культурной среды Кижей и включают статьи по истории, археологии, топонимике, фольклористике. Существенные материалы были получены в последнее время археологами. Их обзор представлен в статьях И. В. Мельникова и К. Э. Германа (первобытная эпоха) и А. М. Спиридонова (эпоха Средневековья). Данная территории была освоена древним населением, по крайней мере, с VI тысячелетия до нашей эры. В период раннего и развитого Средневековья на территории Заонежья протекают процессы, повлекшие формирование современной системы расселения и, в целом, формирование существующей в настоящее время этнокультурной ситуации. При этом не прослеживается преемственности между первобытным промысловым населением и средневековым земледельческим населением данного района. Рассматриваемые в статье И. И. Муллонен данные топонимики свидетельствуют о присутствии здесь разного в этническом отношении населения — саамского, видимо, автохтонного населения, а также пришедших в разное время вепсов, карелов и славян. Сложность и этническая неоднородность протекавших здесь процессов этнокультурного взаимодействия в последнее время получила подтверждение в исследованиях антропологических материалов с Кижского погоста, рассматриваемых в статье В. И. Хартановича и И. Г. Широбокова.
Истории Кижей периода позднего Средневековья и Нового времени посвящены три статьи. С. В. Воробьева представила подробный обзор экономического положения деревень Кижской округи в период с XVI до начала XX веков. Ю. Н. Кожевникова анализирует документы карельского собрания ИРЛИ на предмет изучения социальных отношений сельской поземельной общины Заонежья в 80-е гг. XIX века. Статья С. В. Воробьевой и А. В. Пигина вводит в научный оборот интересные источники по изучению истории Заонежья XVII — XIX вв.— синодики-помянники, хранящихся, в основном, в фондах Национального музея Республики Карелия. Публикуемые тексты сопровождаются комментариями, раскрывающими их источниковедческое значение.
Богатейшему фольклорному наследию Заонежья посвящены статьи заключительного раздела. В обзорной статье В. П. Кузнецовой представлены систематически изложенные сведения о жанрах фольклора, зафиксированных на территории Кижской волости, а также сведения о носителях фольклорных традиций. Известность Кижей как района, где долгое время сохранялись традиции былинного сказительства, подтверждают статьи былиноведов Ю. И. Новикова и Ю. И. Смирнова. Органично дополняет данный раздел материал о преданиях Кижской волости И. И. Набоковой.
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |