Заонежская вышивка покоряет Москву Vkontakte@kizhi

Во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве открылась выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы». На ней представлены более ста предметов конца XIX — XX вв. из собраний музеев и архивов России. Порядка 30 из них демонстрируются впервые. Заонежская вышивка — крупнейший народный художественный промысел Карелии.

Как отметила на открытии выставки Статс-секретарь, заместитель министра культуры России Алла Манилова: «Проект идёт в авангарде процесса государственной поддержки креативных индустрий и создания отечественных брендов. Эта выставка — пример синергии креативных индустрий, традиционных ремёсел и музейного дела».

Депутат Государственной думы Валентина Пивненко назвала открытие выставки важным событием для Карелии и России.

Руководитель фабрики «Карельские узоры», преемницы старинных заонежских вышивальщиц, Нина Алехина рассказала, что для мастериц лучшей наградой служат пробуждающиеся в людях светлые личные воспоминания о прошлом, интерес к истории, в том числе, семейной.

Директор музея «Кижи» Елена Богданова подчеркнула, что Заонежская вышивка не менее ценный объект нематериального культурного наследия, чем искусство кижских плотников, построивших легендарный Кижский погост.

В свою очередь, директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова назвала выставку компактной жемчужиной в стенах музея.

Особые благодарности прозвучали в адрес куратора выставки, научного сотрудника музея «Кижи» Катерины Рычковой и дизайнера выставки Милы Введенской.

Главными экспонатами выставки стали полотенца, наволочки, подзоры, салфетки, панно, искусно украшенные мастерицами ажурными узорами, насыщенными древней символикой.

Помимо уникальных экспонатов, выставку отличает необычная организация пространства, великолепно продуманные ракурсы музейных предметов, мягкая атмосфера нежной старины и рукотворная красота современности.

В первом разделе выставки показано мастерство заонежских вышивальщиц на рубеже XIX — XX веков. Второй раздел посвящен 1930–1940-е годам, когда в заонежской вышивке активно использовались агитационные мотивы и тематика карело-финского эпоса «Калевала».

В 1960–1980-е годы предприятие «Заонежская вышивка», выросшее из созданной в 20-е годы артели, перешло на машинное производство и начало сотрудничать с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Наконец, в 1990-е годы на основе изучения музейных коллекций Москвы и Петрозаводска художник фабрики Т. Н. Могутина создает эскизы для панно «Птица Сирин» и панно «Юбилейное», отличающиеся сложностью композиции и сочетанием машинной вышивки с ручными декоративными швами.

Организаторы выставки — музей-заповедник «Кижи» и Всероссийский музей декоративного искусства.

Партнеры проекта:
Медвежьегорский районный музей,
Национальный музей Республики Карелия,
Национальный архив Республики Карелия,
ООО «Карельские узоры»,
Кинотеатр «Премьер»,
ГАУ РК «ЦНТ и КИ РК»,
частные коллекционеры.

16 ноября 2022

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф