Раздел III. Основные реставрационные работы. 2007-2014 гг. Выполнение основных реставрационных работ в 2008 году Vkontakte@kizhi

Выполнение основных реставрационных работ в 2008 году

Параллельно с выполнением мероприятий подготовительного периода Плотницким центром музея проводились работы по освоению Реставрационного комплекса, опытной реставрации амбара из дер. Пелдожи, реставрации элементов демонтированных в 2007 году исторических полов церкви XVIII-XIX веков, подрядчиками начаты работы по реконструкции фундаментов церкви, а также реставрации резной золоченой рамы иконостаса.

Позиция III.1. Освоение Реставрационного комплекса. Приобретение, монтаж и наладка деревообрабатывающего оборудования для реставрации

Фото 9. Общий вид основного участка реставрацииФото 10. Общий вид участка металлообработкиФото 11. Общий вид сборочного участка с раскладкой полов церкви для реставрацииФото 12. Деревообрабатывающий станокФото 13. Станки для металлообработки

В порядке подготовки к выполнению этих задач в 2007–2008 годах был выполнен большой объем работ по освоению мощностей построенного реставрационного комплекса, в том числе:

В помещении Реставрационного комплекса также имеются:

В целях проведения предварительной диагностики исторических бревен и выявления зон внутренних повреждений приобретены:

что позволяет своевременно и с высокой точностью выявлять дефекты и повреждения исторических бревен для последующего определения способа их реставрации. В дальнейшем будет продолжен поиск новых прогрессивных методов и оборудования для проведения диагностики и реставрации. Выполнение перечисленных мероприятий позволило уже в июне месяце 2008 года присту-пить к проведению опытной реставрации амбара из дер. Пелдожи в условиях Реставрационного ком-плекса и параллельно вести работы по реставрации исторических полов Преображенской церкви.

Позиция III.2. Опытная реставрация амбара XVIII в. из дер. Пелдожи в цехах реставрационного комплекса

Фото 14. Амбар из деревни Пелдожи до реставрацииФото 15. Деструктированная древесина амбара, вид с   восточной стороны амбараФото 16. Сборка отреставрированной части сруба амбара в сборочном цехе реставрационного комплексаФото 17. Выполнение коронок и вставокФото 18. Выполнение коронок на бревнах и использованием длинных внутренних шпонок

Сруб амбара постройки XVIII века, находящегося в числе памятников музея «Кижи», практи-чески идентичен по возрасту, способу рубки, уровню сохранности и состоянию срубовых элементов и соединений элементам сруба Преображенской церкви, особенно элементов 2-го и 3-го восьмериков.

Характерной особенностью элементов-бревен обоих срубов является то, что поверхности бревен, обращенные внутрь памятников, находятся в хорошем состоянии, в то время как их внешние поверхности значительно деструктированы, а местами и просто разрушены. Особенно пострадали венцы юго-восточных наружных поверхностей сруба, т. к. они наиболее подвержены намоканию от стекающей по срубу воды и воздействия косых дождей при сильных боковых ветрах, а также наиболее интенсивной солнечной инсоляции. Результатом этих явлений явилось наибольшее растрескивание заболони наружных поверхностей бревен, затекание воды в образовавшиеся трещины и появление достаточно глубокой трубчатой гнили в этих зонах бревен, зачастую по всей длине с затеканием воды в чаши и угловые выпуски торцов бревен, что способствует их интенсивному гниению.

Амбар был разобран, и его элементы-бревна были тщательно обследованы, после чего были разработаны способы реставрации по каждому бревну. Условия работы реставраторов в помещеях реставрационного комплекса позволили проводить работы, используя новые подходы к способам реставрации элементов сруба. При этом применялись и проверялись всевозможные известные и новые технологии деревообработки применимые при реставрации бревен: наращивание по длине, сборка на длинных шпонках, установка коронок, вычинок с применением клеевых соединений на фенолрезорциновых клеях, методика предварительной сборки сруба в помещении сборочного цеха комплекса.

Проведенная опытная реставрация сруба амбара позволила на практике проверить правильность выбора способов реставрации бревен и сборки сруба, приобрести опыт выполнения таких работ с тем, чтобы лучше подготовиться к реставрации сруба Преображенской церкви, имея полностью подготовленных и квалифицированных плотников-реставраторов. Более подробно ход и результаты проведенной реставрации сруба амбара из дер. Пелдожи изложен в специальном реставрационном отчете по этой теме, который хранится в архиве музея-заповедника Кижи.

Результаты опытной реставрации амбара с применением передовых технологий будут представлены на рассмотрение экспертов, заключение которых о качестве проведенной работы, замечания и предложения будут положены в основу при окончательном формировании методики реставрации элементов сруба Преображенской церкви с применением опыта, наработанного в ходе реставрационных работ на этом объекте.

Позиция III.3. Реставрация элементов исторических полов XVIII-XIX вв.

Фото 19. Реставрация исторических половФото 20. Вставка из нового материала - замена деструктированного участкаФото 21. Процесс очистки полов с помощью аппарата подачи воды высокого давленияФото 22. Укладка отреставрированных элементов полов в  штабеля до проведения реставрации на погосте

В 2008 г. проводились работы по реставрации элементов исторических полов XVIII-XIX вв. Работы производились поэтапно и включали в себя следующее:

  1. Очистка элементов полов алтаря, кафоликона, трапезной и солеи от пыли и поверхностных загрязнений с помощью аппарата подачи воды высокого давления. Обработка производилась в теплое время года, с последующей атмосферной просушкой. Средний расход воды на один элемент составлял 35–40 литров. Показатели влажности перед очисткой и через семь дней после очистки, не отличались более чем на 2–3%.
  2. Реставрационные работы проводились на элементах полов алтаря, солеи и северного прируба кафоликона и включали в себя:
    • вычинку пораженных зон элементов;
    • изготовление и фиксацию на элементе вставок и коронок.
    В качестве реставрационного материала использовались: либо историческая древесина XVIII века, либо доски, выпиленные из реставрационного спецлеса заготовки 2004 года. При подборе материала учитывались влажность, физические параметры и состояние поверхности древесины.
  3. Изготовление, подгонку и крепление протезов для сращивания распиленных элементов и наращивания элементов, имеющих утраты. Крепление протезов на реставрируемых элементах производилось на клеевой шов с применением фенолрезорциновой клеевой композиции КАСКОСИНОЛ 1714/2520 с дополнительной фиксацией берёзовыми нагелями. Для элементов, подлежащих сращиванию и имеющих общую длину более 7 м., были подготовлены протезы для соединения по длине и фиксированы на одной из частей сращиваемого элемента.
  4. Произведена шпатлёвка с последующей шлифовкой под покраску элементов, имеющих трещины, вмятины и другие незначительные поверхностные повреждения.
  5. Все отреставрированные элементы плах зафотофиксированны с четырех сторон на фоне масштабных планшетов.
  6. При проведении всех реставрационных мероприятий велся журнал производства работ, с записью параметров реставрируемого элемента, примененного реставрационного материала и инструментов, последовательности реставрационных операций.
  7. На коронках, вставках и протезах, установленных на элементы полов, электровыжигателем нанесена маркировка с указанием индекса «ПЦ», даты реставрации, ФИО исполнителя.
  8. Отреставрованные элементы полов алтаря и солеи уложены в склад хранения с составлением подробных таблиц и схем укладки. Нижний ряд уложен на антисептированные брусья 15×15 см. с шагом 1 м. Ряды прокладывались ошкуренными и антисептированными жердями диаметром 7–9 см.

По состоянию на 1 декабря 2008 г. отреставрировано около 30% элементов полов. Работа продолжается.

По позициям III.4 — III.6 срок выполнения мероприятий не наступил.

Позиция III.7. Реконструкция фундамента Преображенской церкви

Рис 4. Схема поперечных фундаментов для установки стоек лифтингаФото 23. Выполнение поперечных фундаментов под диагональными стенами восьмерика церквиФото 24. Выполнение поперечных фундаментов под диагональными стенами восьмерика церкви

В Разделе II отчета упомянуто о выполнении работ по устройству фундаментов под стойки вывешивания технологических реставрационных поясов сруба. В соответствии с конструктивным решением эти поперечные фундаменты в дальнейшем встраиваются в общий ленточный фундамент, выполняя при этом две основные функции:

  1. являются опорами для стоек вывешивания;
  2. одновременно служат контрфорсами, повышающими устойчивость конструкции церкви от сползания в северо-западном направлении.

Таким образом, выполнение работ по устройству поперечных опорных фундаментов является первым этапом реконструкции ленточного фундамента, которая продолжится в 2009–2010 годах.

По позициям III.8-III.9 срок выполнения мероприятий не наступил.

Позиция III.10. Реставрация резной золоченой рамы иконостаса Преображенской церкви

Фото 25. Общий вид иконостаса церкви до его демонтажаФото 26. Резной позолоченный элемент рамыФото 27. Золоченная капитель иконостаса Преображенской церквиФото 28. Пудожский сектор музея - мастерские для реставрации иконостаса Преображенской церкви

Предполагалось, что в 2008 году должны быть решены следующие проблемы:

а) Определение стоимости, последовательности и этапов исполнения работ. Определение источников и форм финансирования.

Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ, Москва) на основании обмеров золоченой резной поверхности иконостаса выполнило «Технико-экономическое обоснование стоимости» консервационно-реставрационных работ по укреплению и реставрации золочёного покрытия. Согласно расчетам, общая стоимость консервации позолоты составит 31513000 руб. Кроме того, МНРХУ обещал выполнить технико-экономическое обоснование стоимости реставрации резьбы. По предварительной оценке она увеличит затраты на 30%. Несмотря на заверения выполнить расчёты всех затрат, МНРХУ не стало учитывать конечный этап реставрации, а именно — монтаж иконостаса в интерьере Преображенской церкви. Эти работы выходят за пределы инженерного монтажа иконостасных конструкций и за пределы компетенции плотников-реставраторов.

Проект, предусматривающий реставрационно-консервационные работы на золоченой резной иконостасной раме, должен быть реализован в течение 2009–2014 гг. в семь этапов. Увеличивая расчётные цифры на стоимость реставрации резьбы (на 30%), мы получили следующий результат:

ЭтапПериодСодержание работ этапаСтоимость реставрации золоченной иконостасной рамы (в тыс. руб.)
1-й этап2009 г.Панели под местным рядом4660,8
2-й этап2010 г.Местный ряд8087,8
3-й этап2011 г.Царские врата3439,2
4-й этап2012 г.Деисусный чин10798,1
5-й этап2013 г.Праздничный ряд4603,3
6-й этап2014 г.Пророческий ряд4127,5
7-й этап2014 г.Сень над престолом5250,9
Всего:40967,6

Этот объем, в размере 40 967,6 тыс. руб., стал ориентировочной величиной финансовых потребностей, необходимых для подготовки иконостасной рамы к монтажу в интерьере церкви.

В апреле 2008 года было проведено рабочее совещание с участием заинтересованных служб музея и Главным архитектором проекта комплексной реставрации Преображенской церкви Рахмановым В.С., на котором рассматривались различные пути решения финансовых проблем реставрации иконостаса. Итоговое мнение — необходимо включить реставрацию иконостаса в общую программу реставрации Преображенской церкви. Для этого необходимо подготовить ряд специфических документов, обобщённых в специальный раздел (том) общей программы. Организация этой работы легла на В.С.Рахманова. По его мнению, для обоснования финансовой потребностей необходимо поэлементное предреставрационное описание сохранности каждого фрагмента или конструктивного элемента иконостаса. Имеющиеся в фондах описания имели характер учётного описания, были неполными и отличались от дореставрационной фиксации. На исполнение документа требуется значительное время. Поэтому, по согласованию с экономической службой музея в августе 2008 года была составлена и направлена в МК РФ заявка на финансирование работ по программе «Культура России». Запрашиваемый объем финансирования 40 967,6 тыс. руб. ; срок финансирования — 2009–2014 гг. Результаты пока не известны.

б) Определение подрядчика.

Ранее музей склонялся к тому, что подрядчиком будет Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ). Они выполняли консервацию позолоты на рубеже 1970–1980-х гг., МНРХУ вело многолетнюю реставрацию икон из иконостаса. В целом, МНРХУ проявляло активное желание сотрудничать с музеем.

В настоящее время МНРХУ завершает договорные работы по опробованию методики реставрации на четырех консолях резного иконостаса, т.е. пока выполняются пробные работы по утвержденной методике с финансированием за счет собственных средств музея.

Однако контакт с ними в последние два-три года показал и отрицательные стороны сотрудничества, например, необязательность МНРХУ. Так, расчёт финансовых затрат на реставрацию резь-бы должен был быть представлен весной 2008 года, но его до сих пор нет. Вести работы на острове МНРХУ намерено только в течение 2-х летних месяцев. Стоимость некоторых работ существенно выше, чем аналогичные работы, выполняемые другими организациями.

в) Подготовка условий для ведения реставрационных работ, хранения отреставрированных деталей, а также для проживания специалистов-реставраторов.

В течение 2008 года на строениях Пудожского сектора выполнялся монтаж внутренних и внешних электросетей. Кроме того, велась реставрация дома Беляева, основного места ведения ра-бот и хранения деталей после реставрации. Выполнен ремонт внутренних помещений «заднюхи», которые будут использоваться для проживания двух специалистов. Плотницким центром сделаны «козлы» — реставрационные подставки для крупных фрагментов иконостаса, необходимые при веде-нии работ.

Нерешенные проблемы по подготовке зданий:

  1. Реставрация зданий не завершена. В ее ходе были выявлены дефекты строений, которые требуют исправления. Так, после снятия ткани, затягивавшей стены жилой части дома, выяснилось, что бревна в стенах ранее были плохо подогнаны и сруб имеет сквозные щели наружу. Плохо подогнаны доски потолка. Для исправления недостатков необходима обшивка стен каким-либо материалом. В хозяйственной половине дома требуется защита помещения от задуваний пыли, дождя, снега, от проникновения птиц. Положение усугубляется тем, что уже смонтирована внутренняя электропроводка. Для зашивки стен и потолков придётся её снимать, а затем монтировать вновь.
  2. Предполагается, что часть работ по реставрации иконостаса будет выполняться в двух других домах Пудожского сектора. Особую тревогу вызывает дом Поташева. Состояние его хозяйственной части таково, что хранение в ней деталей иконостаса и икон без дополнительной защиты стен становится невозможным. Проблемы подготовки памятников Пудожского сектора обсуждались со службами Главного хранителя недвижимых памятников и заместителя директора музея по реставрации памятников (последнее обсуждение — в октябре 2008 г.). Принято решение о том, что Главный хранитель недвижимых памятников А. Ю. Любимцев сформулирует предложения по составу работ, объему необходимых материалов и привлечению к их выполнению исполнителей необходимой квалификации.
  3. Площади «заднюхи» очень малы. Для проживания специалистов-реставраторов в летнее время необходимо дополнительное жилье, по крайней мере, ещё на три человека. Предложение о покупке жилого модуля (или вагончика), с установкой его, возможно, в поселке реставраторов, остается в силе.

г) Подготовка художников-реставраторов музея к мониторингу состояния сохранности иконостаса и выполнению отдельных реставрационных работ

Весной 2008 года работники музея — художники-реставраторы по дереву И.Л.Кожевников и И.Г.Гашков прошли обучение в Российском этнографическом музее, после чего началось выполнение реставрации отдельных фрагментов рамы иконостаса, которые были разрушены либо полностью утрачены. Оценка качества выполненных работ показала, что выполнены они на достаточно высоком профессиональном уровне, а это вселяет надежду на то, что при решении вопросов организации работ и достойной оплаты резчикам музея работы по раме иконостаса художниками-реставраторами музея могут быть выполнены. Одновременно проведены предварительные переговоры о сотрудничестве с одним из самых известных реставраторов иконостасной резьбы в России Г.А.Преображенской, которая согласилась осмотреть иконостас и дать консультации по реставрации резьбы. Однако из-за болезни её визит пришлось отложить на следующий год.

д) Подготовка документов, фиксирующих состояние деталей и фрагментов иконостаса

Отдел реставрации фондов летом 2008 года начал документальную фиксацию состояния сохранности деталей и конструкций иконостаса. Сейчас разработана методически форма фиксации. Выполнена фиксация семи крупных элементов (панелей) демонтированного иконостаса.

е) Организационное выделение реставрации иконостаса Преображенской церкви в особое направле-ние фондовой музейной деятельности.

Руководством музея принято решение о включении в должностные обязанности художника-реставратора Г.И.Фроловой курирование всех проблем реставрации иконостаса Преображенской церкви.

Позиция III.11. Реставрация живописи иконостаса Преображенской церкви

Фото 29. Иконы иуконостаса церкви на сохранении в законсервированном состоянии

Демонтированные в 1980 году иконы из иконостаса Преображенской церкви убраны на хранение, и их состояние находится под постоянным контролем ответственных хранителей музея. По мере необходимости иконы реставрируются, поэтому сохранность их обеспечена и для поддержания состояния икон в некоторых случаях потребуется выполнение только некоторых консервационных мероприятий, состав и объем которых окончательно определится к середине срока реставрации иконостаса, т. е. ближе к их установке в раму иконостаса.

Для справки: консервационные работы на иконах такого уровня следует обязательно проводить раз в 10–15 лет, а по некоторым иконам и чаще. Сейчас очевидно, что требуют некоторых реставрационных работ иконы местного ряда.

В ноябре 2008 г. стажировку по специальности «Реставрация древнерусской живописи» в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря прошла художник-реставратор музея Н.С.Куусела, что позволит поднять уровень подготовки и качество работы молодых перспективных работников музея, готовых в нужный момент подключиться к реставрации живописи иконостаса Преображенской церкви.

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф