Абдуллаева Р.Г. (Азербайджан), Алиев Э.В. (г.Баку, Азербайджан)
Наскальные рисунки – древнейшие информационные носители культуры: Гобустан (Азербайджан), Альта (Норвегия) и Танум (Швеция) Vkontakte@kizhi

Необходимость сохранения письменных свидетельств о своей жизни и культуре и т.п. существовала у человека всегда. При этом носителем информации могло быть любой – камень, дерево, бумага и т.д. За всю историю человечества было перепробовано множество носителей информации. Так как носитель обладает рядом параметров, эволюция носителя информации определялась тем, какие требования к нему предъявлялись. В древние времена первобытные художники выбивали силуэты животных, рыб, лодок, рыболовных сетей и т.п. на скалах острым камнем, что повысил сохранность информации. С одной стороны, подобные наскальные рисунки являются носителем информационной культуры (например, культуры мореходства и рыболовства) наших предков, и в тоже время частицей материальной культуры. Общеизвестно, что материальная культура не есть нечто застывшее – она тесно связана с историей человеческого общества и, в свою очередь, в некоторой степени влияет на нее. И потому ее изучение раскрывает многие аспекты в понимании информационной культуры общества.

Замечательными образцами культуры и искусства первобытных людей являются наскальные изображения Гобустана (Азербайджан), Альты (Норвегия) и Танума (Швеция), для которых характерны в основном схематические силуэтные изображения лодок, рыб, рыболовных сетей, животных и человека, разные символические знаки.

Гобустан – географический район на востоке Азербайджана, 65 км южнее от центра азербайджанской столицы Баку. Здесь были обнаружены и зарегистрированы 6000 наскальных рисунков датированных от Верхнего Палеолита (40 тысяч лет до н. э.) и до 2000г до н. э.. В 2007г. Гобустан включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО [1] , [2] .

Альта – город в Северной Норвегии, провинции Финнмарк, в 1280 км к северу от норвежской столицы. Самые ранние петроглифы в районе Альты датируются примерно 4200 г. до н.э., а самые поздние – примерно 500 г. до н.э. В 1985 г. петроглифы в Альте были занесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО [1] , [3] .

Танум – местечка на северной провинции Bohuslä n в Швеции. Здесь обнаружены и зарегистрированы 400 петроглифов эпохи бронзы. Самые ранние петроглифы в Тануме датируются примерно 1700 г. до н.э., а самые поздние – примерно 500 г. до н.э. В 1994 г. петроглифы в Тапуме были занесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО [1] , [4] , [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Общие черты наскальных информационных носителей культуры Гобустана, Альты и Тапума:

Имеются следующие отличительные черты азербайджанских и скандинавских наскальных информационных носителей культуры:

Близость к морям обусловила важную роль рыболовства и мореходства в жизни древних насельников Гобустана, Альты и Танума. Более детально остановимся в сравнительном описании изображений азербайджанских и скандинавских лодок. В качестве достоверной информации об азербайджанских наскальных изображениях лодок мы ссылаемся на доступные официальные документы [6] , а также на статью чл. – корр. НАН Азербайджана, профессора Вели Алиева [7] , о норвежских наскальных изображениях лодок мы ссылаемся на работу профессора Хельскога Кнута [3] , [8] на которого широко ссылаются в изданиях ЮНЕСКО.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Азербайджанские наскальные изображения лодок. Рисунки лодок с сияющим солнечным диском на носу, связываются с солярной мифологией предков азербайджанского народа – насельников Гобустана. На нижней террасе горы Беюкдаш встречаются рисунки лодок различных типов – плоскодонных, глубокодонных, с неводом, а также тростниковых лодок с солнцем в носовой части. В лодках схематично изображены люди, большинство их с луками, перекинутыми наискосок через плечо (Рис.1).

Выбивая первые изображения на скалах острым камнем – силуэты животных, лодок и т.п., первобытные художники, предки насельников Гобустана создали древнейшие носители культурной информации надежного хранения и тем самим осуществили информационную революцию. Наскальные рисунки Гобустана как носители культурной информации на несколько десятков тысяч лет старше первых вавилонских пиктографических табличек Месопотамии (табличка из песчаника, 3500 г до н.э., город Киш, Месопотамия) [9] . Гобустанские наскальные рисунки как носители культурной информации уступают только Бломбосским бусам которым 75 тысяч лет [10] .

Рис.1. Два фрагмента азербайджанских петроглифов лодок (Гобустан).

Скандинавские наскальные изображения лодок. Небольшие рыбацкие лодки появляются уже на самых ранних петроглифах Норвегии, позже появляются более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек. Они украшены изображениями животных на носовой и кормовой частях и напоминают драккары викингов. Подобные изображения больших лодок были обнаружены в прибрежных районах на юге Норвегии (Рис.2).

Рис. 2. Скандинавские петроглифы лодок из Альты (слева) и Танум (справа).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал впервые побывал в Гобустане в 1981 году. Наскальные рисунки, особенно изображения лодок, поразили воображение ученого. И не случайно, что гобустанские наскальные рисунки оказали значительное влияние на динамику его дальнейшей творческой деятельности. Потом Т.Хейердал еще трижды побывал в Азербайджане (1994, 1999 и 2000) обратил на рисунки лодок в Гобустане особое внимание [11] .

По словам Хейердала, гобустанские лодки с выгнутым дном, вероятно, камышовые (тростниковые), не имеют аналогов в мире. Перефразировав известную поговорку «все дороги ведут в Рим», Хейердал предположил, что «все дороги вели из Гобустана», исходя из теории о существовании в глубокой древности некоего аналога водного пути «из варяг в греки».

Он провел аналогии между своими судами «Ра» и «Тигрис» и древними судами Гобустана. Ознакомившись с материалами археологических исследований в Гобустане, он отметил, что здешние наскальные изображения лодок являются древнейшими в мире [12] . Все последние годы жизни Хейердал посвятил проектам по изучению древнейших связей народов Азербайджана и Скандинавии. На основе сопоставления норвежских петроглифов с азербайджанскими Хейердал сделал вывод, что они выведены «одной рукой, но в разное время» [7] .

Таким образом, древние жители Гобустана пускались в дальние странствия осваивать неведомые страны, и возможно, не случайно лодки обитателей российского Поморья до сих пор носят название «коч», в котором явственно слышатся отголоски тюркского «коч», от которого пошли русские слова «кочевник», «кочевье» и др. [13] .

Т.Хейердал верил, что древние цивилизации задолго до Колумба умели строить корабли и имели знания как перечекать океаны. Имелись много знаков и символов, однако реальных доказательств не было. Тихоокеанская экспедиция «Кон–Тики», а также экспедиции на тростниковых лодках по Атлантическому и Индийскому океанам доказали возможность таких связей. Наскальные рисунки первобытных людей, как важные носители информации о культуре мореходства наших предков фактически дали сильный толчок гипотезам о существовании связей Старого и Нового Света. Эти информации оказали существенное влияние на творческий процесс группы ученых–путешественников во главе с Хейердалом. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Первобытный человек жил и творил в Гобустане с Верхнего Палеолита и до V века нашей эры. Анализ наскальных рисунков различных эпох показывает, что в указанный период размеры наскальных рисунков продолжали уменьшаться, а их структура стала содержать более сложные символические знаки. Такая же тенденция наблюдается на скандинавских наскальных рисунках Альты и Танума.

Таким образом, с развитием человечества, структура «информационного общества», а также носители культурной информации также стали более сложными, и его элементы охватывали не только быт людей и общества, но и понятия и категории связанные с духовным миром.

Литература

  1. Description of World Heritage Rock Art Sites with a Bibliography of documents available at the UNESCO‐ICOMOS Documentation Centre. Paris: UNESCO, 2009, (Гобустан: рр.40-42), (Альта: рр.57-59), (Танум: рр.69-70). www.international.icomos.org/centre.../bib/rock_art_sites.pdf
  2. Anati Emmanuel with J. Rustamov, F. Muradova, M. Farajova contributions. Gobustan Azerbaijan. Centro Camuno di Studi Preistorici. Capo di Ponte, Edizioni Del Centro, 2001, 96p.
  3. Helskog Knut. Boats and meaning: a study of change and continuity in the Alta fjord, Arctic Norway, from 4200-500 years B.C. – Journal of Anthropological Archaeology, 1985, v.4, № 3, pp.177-205. www.sciencedirect.com/science/article/pii/0278416585900029
  4. Documentation and Registration of Rock Art in Tanum. No.3 Kalleby, Finntorp, Ryk. (Edited by Gerhard Milstreu, Henning Prøhl). Tanumshede 2009, 175p. www.rockartscandinavia.se/pdf/DOC3%20lille%20GM-kopi.pdf
  5. Bengtsson L., Jeffery D. The rock carving tour. Bohuslans Museum, 1995, 67p.
  6. Gobustan Rock Art Cultural Landscape. World Heritage Site Nomination Document. – WHC Registration ID №1076rev, dated 30.01.2006. www.whc.unesco.org/uploads/nominations/1076rev.pdf
  7. Алиев В. Духовный мир конных и лодочных охотников эпохи бронзы Азербайджана. – Журнал “Irs – Heritage – Наследие”, с.21-24. www.irs-az.com/new/ru/archive/765
  8. Knut Helskog, professor Tromsø University Museum, Norway. Petroglyphs as evidence of boats, communication and subsistence in the coastal regions of Scandinavia and the Caspian Sea. – Proceedings of the International Conference “Thor Heyerdahl and Azerbaijan”, 26-29 October 2011, Baku, Azerbaijan. www.norway.az/PageFiles/.../Program%20Heyerdahl%20Eng.pdf
  9. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990, 320с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/oppenh/index.php
  10. Francesco d''Errico, Christopher Henshilwood, Marian Vanhaeren, Karen van Niekerk. Nassarius kraussianus shell beads from Blombos Cave: evidence for symbolic behaviour in the Middle Stone Age. - Journal of Human Evolution, 2005, v.48, N 1, pp.3-24. www.sciencedirect.com
  11. T.Heyerdahl. The Azerbaijan Connection. – Journal “Azerbaijan International”, New York, 1995 Spring, pp.60-61. http://azer.com/aiweb/categories/magazine/31_folder/31_articles/31_thorazerconn.html
  12. Мурадова Ф. Наскальные рисунки Гобустана. – Журнал “Irs – Heritage – Наследие”, с. 10-17. www.irs-az.com/new/ru/archive/764
  13. Михайлов Ю.И. Лодки из страны предков. – Материалы Международной научной конференции «Наскальное искусство в современном обществе», 22-26 августа 2011г., Кемерово, Россия, // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011, том 1., с.120-124. http://kronk.narod.ru/library/2011-kem-niso1.htm

// XVI Ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ–2012
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2012.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф