Бабалык М.Г. (г.Петрозаводск), Пигин А.В. (г.Петрозаводск)
Кижский список древнерусского апокрифа «Беседа трех святителей»
@kizhi
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №04-04-00291а.
В 1993–1994 гг. в фонды музея–заповедника «Кижи» поступила коллекция рукописей, принадлежавшая заонежским крестьянам Корниловым. Наш доклад посвящен списку известного древнерусского апокрифа «Беседа трех святителей» (далее – Беседа), который входит в состав рукописи из этой коллекции КП–4261/4. Данная рукопись представляет собой небольшой сборник начала XX века, писанный полууставом, на 52 листах, форматом в 4-ю долю листа (15,6×10,2), в картонно–кожаном переплете. Кроме Беседы (л.1–37об.), в состав сборника входят другие апокрифы: «Сказание о 12 пятницах» (л.37об. – 42), «Сон Богородицы» (л.43об. – 47об.), «Свиток Иерусалимского знамения» (л.47об. – 52), а также молитва Кресту (л.42–43). Близкие по составу статей сборники встречаются в поздней рукописной традиции достаточно часто. [1]
Содержание Беседы составляют вопросы и ответы, которые изложены от имени трех иерархов Православной Церкви, живших в IV веке – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Кижский список может быть отнесен к «энциклопедическому» варианту Беседы, так как тематика вопросов в нем весьма разнообразна (ветхозаветная и новозаветная истории, вопросы об устроении храма, о символическом смысле служения священника и дьякона, об облачении клириков, вопросы, разъясняющие символику икон, вопросы–загадки и т.д.).
Среди огромного количества списков Беседы, несмотря на сильную вариативность памятника, встречаются списки, близкие кижскому по составу вопросов и ответов. Например, в коллекции Маслова №22 (ИРЛИ) до вопроса №82 за некоторым исключением текст совпадает. В Пинежском собрании №16 (ИРЛИ) всего 30 вопросов и ответов, и все они идентичны вопросам кижского списка, начиная с вопроса №1. В Латгальском собрании №257 (ИРЛИ) до 11-го вопроса списки одинаковы, затем вопросы совпадают тематически, но следуют в разном порядке. Список из коллекции Смирновой №3 (ИРЛИ) представляет собой настенный листок, на котором в симметрично расположенных кругах написаны 5 вопросов и ответов, соответствующие первым пяти вопросам кижского списка.
Многие вопросы Беседы находят параллели в русских народных загадках, причем процесс здесь двусторонний: как вопросы апокрифа перешли в разряд загадок, так и некоторые загадки стали принадлежностью Беседы. По нашим наблюдениям, следующие вопросы кижского списка Беседы встречаются в форме загадок в сборнике Д.Садовникова [2] : № 9, 25, 26, 27, 31, 38, 39, 40, 44, 46, 47, 48, 61, 62, 65, 68, 69, 83, 87, 90, 91, 93. Примечательно, что одна из загадок Беседы (вопрос №44 по кижскому списку) встретилась нам и в другой кижской рукописи: в Минее праздничной XVII в. (КП–4889) на внутренней стороне нижней крышки переплета скорописью XVII в. сделана запись типа пробы пера: «Стоит град, а пути к нему нет, идет посол нем, несет грамоту неписану».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Некоторые вопросы и ответы в кижском списке Беседы связаны своим содержанием с другими произведениями древнерусской апокрифической литературы. Особый интерес представляет связь кижского списка с циклом апокрифов об Адаме. К апокрифическому «Сказанию, како сотвори Бог Адама» восходят вопросы №29 («От коликих частей сотвори Бог перваго человека?»), №33 («Како сотвори Бог Адама?») и другие. [3] К влиянию этого же цикла можно отнести и обширный ответ на вопрос №94: «Святый апостол Варфоломей вопроси святаго апостола Андрея Первозваннаго, како и киим образом праотец наш Каин родися, и како рукописание прадед наш Адам даде диаволу?». Апокрифическая традиция знает несколько версий сюжета о рукописании Адама. Кижский список Беседы содержит весьма интересный вариант этой легенды. Каин страждет от двенадцати змеиных голов: «Прадед наш Каин сквернав родися: глава на нем, яко и на протчих человецех, на персех и на челе его дванадесять глав змииных име». Эти головы жалят Каина и мать его Еву, когда она кормит ребенка, причиняя страдания, ради избавления от которых и соглашается Адам на сделку с дьяволом. Такой вариант известен как апокрифической литературе [4] , так и народной легенде. Согласно одной из легенд, младенец Евы со змеиными головами – это детеныш Сатаны, которым он подменил ее первенца [5] . Примечательно, что в рукописях Беседа иногда соседствует с апокрифами об Адаме (см., например: ИРЛИ, Латгальское собрание, №384).
Влияние еще одного апокрифа на кижский список Беседы отражает вопрос №82: «Кто отца убив и на матери женился?», который входит в блок вопросов об Иуде (№77–82). Источником этого вопроса является апокрифическое «Сказание Иеронима об Иуде Предателе», входящее вместе с «Повестью о папе Григории» и «Повестью об Андрее Критском» в группу повестей о кровосмесителе. Объединяет эти произведения эдипов сюжет, приписывающий главному герою биографию греческого царя Эдипа, которому суждено было убить своего отца и жениться на матери. [6] «Сказание Иеронима об Иуде Предателе» также встречается в тех же рукописных сборниках, что и Беседа. О таком соседстве может свидетельствовать, например, сборник 1839 г. – ИРЛИ, собр. отдельных поступлений, опись 24, №58, в котором наряду с «Беседой царя Давида», «Беседой трех святителей», «Сном пресвятой Богородицы» находится и «Сказание учителя церковного Иеронима о Июде – предателе Господа нашего Иисуса Христа».
В самом конце кижского списка Беседы содержится указание: «Выписано из древних и рукописных Страстей Христовых харатейных». «Страсти Христовы» – еще один популярный на Руси апокриф, повествующей о последних днях Иисуса Христа (события от Лазаревой субботы до Пасхи, с описанием изведения праведных из ада). Произведение состоит обычно из 32 глав, где в качестве заключительной главы выступает «Сказание Иеронима об Иуде Предателе».
В докладе пойдет речь о связи Беседы в кижском списке и с некоторыми другими произведениями древнерусской литературы (сочинения о царе Константине, о Сифе и др.).
- [1] См., например: Пигин А.В. Рукописные и старопечатные книги Государственной публичной библиотеки Карелии // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т.48. С.391-392; Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - начала XX вв.: опыт исследования, источники. СПб., 2003. Т.1: Савельева Н.В. Очерк истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников. С.425-426.
- [2] См.: Садовников Д. Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб., 1876.
- [3] См.: «Сказание, како сотвори Бог Адама» // Памятники литературы Древней Руси: XII в. М., 1980. С.148-153.
- [4] См.: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С.41.
- [5] См.: «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и комментарии О.В.Беловой. М., 2004. С.254.
- [6] См.: Климова М.Н. Сказание Иеронима о Иуде Предателе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып.2, ч.2. С.345-347.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.