Булгакова В.В. (г.Кемерово)
Опыт работы музейно-арттерапевтической мастерской «Живые Рисунки»
@kizhi
В 2004 году Государственный историко–культурный и природный музей–заповедник «Томская Писаница» (г.Кемерово) совместно с Государственным Русским музеем стал победителем конкурса фонда В.Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Совместные культурные проекты». На средства гранта конкурса был организован и проведен ознакомительно–обучающий семинар «Арттерапия в культуре, образовании и психологическом консультировании. Культурные проекты острой социальной направленности». Это был первый шаг на пути преодоления отсталости музеев нашего региона в сфере творческой реабилитации и социальной адаптации людей с «проблемами» с применением методов арттерапии.
В работе семинара приняли участие музейные работники Кемеровской области, психологи, педагоги, студенты университета культуры специализации «музееведение» с целью распространения арттерапии в Кузбассе.
Полученный опыт во время работы ознакомительно–обучающего семинара «Арттерапия в культуре» и участие в международной научно–практической конференции «Искусство для здоровья и социальных изменений» позволил сотрудникам музея–заповедника «Томская Писаница» и психологам социально–реабилитационного Центра для несовершеннолетних (г.Кемерово) разработать инновационную программу музейно–арттерапевтической мастерской «Живые рисунки».
Творческая мастерская организует общение и деятельность внутри сказочного сюжета, предоставляя участникам возможность через рисунок, мелодию, движение, ролевую игру, лепку справиться со своими страхами, агрессией, психологическими травмами, проблемами общения.
Создавая эту программу, нам хотелось способствовать приобщению воспитанников Социально–реабилитационного Центра к культурным традициям и художественным ценностям, развитию общей и музейной культуры, развитию эмоционально–познавательной сферы детей посредством музейных предметов и музейной экспозиции, их творческой деятельности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мы ожидали, что участники мастерской «Живые рисунки», познавая себя и находя способы самовыражения, смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. А музейный предмет выступит как способ познания мира, содержащий огромный потенциал для личностного развития детей – участников арттерапевтической работы, разовьет их визуальную грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческую способность.
Одной из задач, поставленных нами, было формирование у детей единства познавательного, эстетического и действенно–практических начал. Это очень важно, так как связано с процессом перехода от созерцания окружающего мира к его активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. [1]
Программа мастерской «Живые Рисунки» была рассчитана на 5–6 занятий по 2 – 2,5 часа каждое. Итоговым занятием явилась выставка работ участников группы. Все встречи состоялись в арттерапевтической мастерской Социально–реабилитационного Центра. Ведущими выступили научный сотрудник музея–заповедника «Томская Писаница» Булгакова В.В. и психолог Центра Веснина О.Н.
Группа, работавшая по данной программе, состояла из детей, проходивших социально–психологическую реабилитацию в Центре. В ней было 2 мальчика и 7 девочек в возрасте от 11 до 14 лет. Трое детей из семей беженцев, а родители других четырех детей были лишены родительских прав и после прохождения курса реабилитации они попадут в дома–интернаты г. Кемерово. Некоторые из них имеют небольшую умственную отсталость, кто–то испытывает сложности в общении, наблюдаются нарушения эмоциональной и волевой сферы развития. Но, несмотря на все это дети легко вступали в контакт, показали высокую заинтересованность в предлагаемых заданиях и упражнениях. На четвертый – пятый день они уже смело говорили о своих чувствах и переживаниях.
Стоит остановиться на особенностях программы «Живые Рисунки». Инновацией данной программы является использование в ней музейных предметов из фондов музея–заповедника «Томская Писаница» во время занятий. Именно музейный предмет, задействованный в арттерапевтическую практику имеет уникальную возможность воздействовать на эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы личности одновременно. Он выступает для ребенка как способ познания мира и содержит огромный потенциал для сенсорного развития и тактильного восприятия. Каждый участник с закрытыми глазами в течение 3–5 минут держал в руках предмет (чаша из капа, деревянное веретено, берестяные лапти, глиняный кувшин и т.д.), не зная о том, что у него в руках. Ребенок изучает предмет, пробует угадать что у него в руках и из какого материала он сделан. После отведенного времени он открывает глаза и делится впечатлениями, чувствами, ощущениями. Один из ведущих рассказывает «легенду» предмета.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особо хочется подчеркнуть, что именно музейный предмет способен обогатить участников мастерской опытом чувственного восприятия материального мира. Во время этого упражнения дети обращаются к интуиции, дающей знания, которые не могут быть достигнуты при опоре на рациональный, логический, вербализуемый и осознаваемый опыт. Музейные предметы дают возможность обратиться к универсальным архетипическим темам (архетип – от греч. первообраз), вызывающим глубокие ассоциации и затрагивающим глубины человеческой души. [2]
Поскольку разные художественные материалы обладают различными психологическими эффектами, участники имели широкий их выбор:
- Материалы, использованные в художественном процессе: глина, которая дает возможность выражения через трехмерные образы. Созданный продукт может быть изменен, «гибкий», мягкий, пластичный материал удобен для различных манипуляций. Краски способствуют свободному и многоцветному самовыражению; карандаши и фломастеры удобны, хорошо знакомы детям, могут способствовать начальному бесконтрольному эмоциональному выражению чувств. Мелки характеризуются разнообразием цвета, способствуют поискам иной выразительности, исследованию, цвета легко смешиваются; цветные ткани (использовались во время ролевых игр).
- Природный материал (большая часть собрана на территории музея–заповедника «Томская Писаница»): шишки, коряги, кора, сухие листья, камни, мох, а так же желуди, фасоль, горох, разнообразные семена;
Во время занятий были использованы ролевые игры (естественный «язык», которым владеют дети). Способность ребенка играть чужую роль помогает лучше приспособиться к окружающему миру и познать его. Общение через игру естественно для детей.
Значительную часть занятий занимало рисование. Это «графическая речь», творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя. Символический язык рисунка точнее слов передает содержание внутреннего мира личности, он естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Использование музыки – мощного средства пробуждения в личности стремления к эстетическому наслаждению, радостному восприятию жизни. Во время прослушивания музыкальных фрагментов задействован важнейший сенсорный канал восприятия. Грамотно подобранная музыка содержит целый мир образов, эмоций, ощущений, неподдающихся логическому анализу. [3]
Использование сказок и мифов. В них содержатся культурные и моральные ценности, архетипы, которые передаются от одного поколения к другому. На материале сказочных историй работа с детьми проходит более гладко, без психологического сопротивления с их стороны. С помощью сказки можно понять, как действовать дальше в трудной жизненной ситуации.
Использование ритуалов. Можно придумать особые традиции для данной группы, отмечающие ключевые моменты в процессе работы. Например, начало каждой встречи можно отмечать звуком музыкального инструментом или зажиганием свечей. После этого каждый участник делится своими мыслями и чувствами, передавая по кругу деревянную палочку – «тотем» группы. Подобный предмет в дальнейшем дети изготавливают во время работы мастерской не один раз. [4]
Самым главным условием для успешной работы арттерапевтической мастерской является искренний интерес и внимание ведущих к участникам. Дети должны почувствовать с первых же минут уважение и душевную теплоту. Это важно для дальнейших доверительных отношений. Во время работы мастерской «Живые рисунки» руководители не только планировали и направляли деятельность, но и принимали активное участие в творческом процессе, делились своими переживаниями.
В условиях музейной арттерапевтической мастерской происходит отреагирование и осознавание на возможном для ребенка, имеющего коммуникативные проблемы и умственную отсталость, уровне и в течение того временного отрезка, пока длится встреча. Дети получили неоценимый опыт отношений и восприятия, который, возможно, будет перенесен и в дальнейшую жизнь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Следующим шагом нашей деятельности планируется организация музейно–арттерапевтической мастерской на экспозициях музея–заповедника «Томская Писаница». Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром может в значительной мере удовлетворить музей–заповедник – уникальное историческое, культурное и природное пространство, обладающее огромными компенсаторными и адаптационными возможностями. Это особенно важно в работе с «проблемными» детьми.
У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека – формирование ценностного, личностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.
- [1] Кузьмина В.В. Программа клуба «Мир музея» для воспитанников среднего школьного возраста Яснополянского детского дома / Науч. ред. Бурлакова Т.Т.
- [2] Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт–терапия в художественном музее: Уч. пособие для студентов гуманитарно–художественных вузов. – СП-б.: СпецЛит, 2000. – 143 с.
- [3] Черногорова О.В. Моцарт вместо лекарств (случай из музыкотерапевтической практики) // Искусство для здоровья и социальных изменений: материалы научно–практической конференции (1–4 апреля 2005 г.) – СП-б.: 2005.
- [4] Карлстанья Н. «Эмпирический театр» как модель креативной арт–терапии // Там же.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.