Воробьева С.В. (г.Петрозаводск)
Проблемы и перспективы развития историко-этнографической экспозиции музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
Музей–заповедник «Кижи» является уникальным музеем под открытым небом, при создании экспозиции которого была использована сложившаяся структура поселений исторической территории Кижской волости. Большинство подобных музеев, как в мире, так и у нас в стране, создавались в искусственно выбранном месте, памятники, их составляющие, в том числе и культовой архитектуры, перевезены из других мест. Музей «Кижи» сформировался вокруг ансамбля Спасо–Кижского погоста, церкви которого были не просто приходскими, а центральными храмами одного из Заонежских погостов, известных с XVI века. Уникальность этой ситуации с первых лет формирования музея направляла его развитие по пути максимального учета особенностей существовавшей планировки довольно значительной территории, включавшей как сам остров, так и близлежащие поселения.
Формирование архитектурной и этнографической экспозиции музея «Кижи» прошло несколько этапов. Первый был связан со стремлением на небольшой тогда территории, принадлежавшей музею, собрать максимальное число памятников, спасая их от разрушения. Интерьерные экспозиции отсутствовали. На втором этапе началось формирование секторов, отражающих культуру различных этнических групп населения Карелии, одновременно создавались интерьерные экспозиции в домах. Сектора создавались с учетом расположения старых поселений на о.Кижи. В настоящий момент в составе музея «Кижи» находятся помимо ансамбля погоста: 10 часовен (из них 5 вне о.Кижи), церковь Воскрешения Лазаря, крестьянские постройки. Этническая принадлежность памятников: Заонежье – 61 объект, южные карелы – 10, русские Пудожья – 7, вепсы – 3, северные карелы – 2. При этом только в 16 памятниках размещены этнографические экспозиции (интерьеры) или временные выставки. Остальные постройки используются как жилье для сотрудников (10 домов), для хозяйственных нужд музея (в том числе для гостиницы, рабочая кузница, музейный магазин) – 17 построек, в 5 домах расположены фондохранилища и 1 дом занимают рабочие кабинеты сотрудников. 33 памятника не оборудованы интерьером.
Развитие историко–этнографической экспозиции музея, которое в основной своей части практически сформировалась, видится в нескольких направлениях. Первое: доработка всех существующих комплексов, включая Пудожский сектор, деревни Ямка и Васильево. Для каждого необходимо разработать тематико–экспозиционный план, как на целый комплекс, так и на каждую отдельную постройку, учитывая все предыдущие наработки музея, для того чтобы показать специфику культуры и традиционного уклада тех этнических групп, которые представляют эти сектора или отдельные постройки.
Расширение экспозиции в деревнях Ямка и Васильево в настоящий момент затрудняется использованием большого количества памятников под жилье для сотрудников или под фондовые помещения. Тем не менее, в настоящий момент работы по изменению этой ситуации ведутся – решается вопрос с приспособлением дома Березкиной для показа традиционного уклада деревни. Размещение жилья с одной стороны придает экспозиционной деревне естественный вид, а с другой создает проблемы, связанные с внедрением в ее структуру современных нетрадиционных по форме хозяйственных построек (сараи для дров, подсобные помещения, теплицы). Для развития экспозиции в деревне Ямка требуется благоустройство территории, ликвидация дисгармоничных сооружений или разработка типовых форм современных подсобных строений для приспособления к условиям жизни сотрудников. Комплексы каждой усадьбы необходимо дополнить разными типами малых архитектурных форм (причалы для забора воды, стлани для вытаскивания лодок). Безусловно, все работы по расширению экспозиции в исторических деревнях Ямка и Васильево должны выполнятся поэтапно, а разработка научного обоснования и предпроектных предложений членами ВТК, который объединит этнографов, историков, архитекторов и фондовиков музея.
В настоящий момент в мировой музейной практике накопился обширный опыт насыщения экспозиции разными формами показа крестьянский трудовых и бытовых процессов, которые дают возможность создать эффект обжитости музейного интерьера или приусадебного участка, создает музейными средствами эффект присутствия хозяев. В Скансене практически каждый дом–памятник оборудован действующим очагом, по этому же пути идет музей в Осло. В последнем в 1994 году построен по старой технологии макет жилого дома с открытым очагом, интерьер которого оборудован копийными вещами, а в экспозиции полноценно используется принцип интерактивности – угощение посетителей традиционными крестьянскими блюдами, показ крестьянских бытовых и трудовых процессов, в которых могут поучаствовать посетители. Постройка стоит практически рядом с подлинным памятником. Многолетний спор о расширении экспозиционных возможностей музеев под открытым небом за счет установки макетов утраченных построек до сих пор не разрешен [1] . Это создает большие проблемы, поскольку размещение действующих выставок, связанных с показом трудовых процессов, ремесленных навыков и быта крестьян в постройках памятниках грозят их сохранности. С другой стороны возведение сооружений, которые воссоздают облик утраченных построек, но являются новоделами, позволит более широко показать все стороны жизни традиционной деревни без ущерба для подлинных построек и дополнит утраченный типологический ряд сооружений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В музее неоднократно поднимался вопрос о воссоздании традиционного внутреннего убранства часовен, например часовни Успения Пресвятой Богородицы в дер.Васильево. Пять часовен расположены в деревнях охранной зоны музея на исторических местах и составляют подлинный архитектурный фон ансамбля Спасо–Кижского погоста. До решения вопроса о воссоздании подлинных интерьеров часовен возможен вариант размещения в них экспозиций по истории деревни (музей одной деревни). Этот проект может быть осуществлен с привлечением местных жителей.
Деревни, в которых находятся эти постройки, представляют не только историческую (известны с XVI века), но и архитектурную ценность, поскольку их застройка относится к концу XIX – началу XX вв. и не искажена позднейшими наслоениями. Большинство частных домов требует значительного ремонта. В Европе (Норвегия) эту проблему решают на государственном уровне путем создания частных музеев, предоставляя хозяевам кредит, который погашается за счет приема туристов. Возможно, необходимо музею «Кижи» инициировать подготовку законодательной инициативы, которая позволит решить очень важный вопрос о сохранении подлинного архитектурного фона ансамбля Спасо–Кижского погоста. Развитие экспозиции в фоновых деревнях возможно и по пути создания тематических экспозиций размещенных в мемориальных домах: экспозиция по плотницкому ремеслу в доме Елуповых (д.Ерснево), экспозиция по судостроению в одном из домов на о. Волкостров (традиционном центре судостроения Кижской волости). В создании этих экспозиций музей должен выступать как методический центр, а хозяева домов в данном случае выступают как хранители или демонстраторы традиционных ремесленных процессов.
- [1] «То обстоятельство, что основу фонда этнографических музеев под открытым небом составляют экспонаты, не претендующие на уникальность, а также стремление расширить функционально–типологический и хронологический диапазон экспозиции, предопределило наличие копий в четвертой части исследуемых музеев». Анализ опыта организации этнографических музеев под открытым небом в СССР и Европе. М., 1986. С.38.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.