Воронина Н.В. (г.Петрозаводск)
Духовное воспитание подрастающего поколения в образовательных программах и проектах Республиканского детского музейного центра. Этнокультурные музейно-педагогические подходы
@kizhi
В настоящее время наиболее актуальной является задача воспитания у подрастающего поколения системы общечеловеческих ценностей. Музей – заповедник «Кижи» проводит в этом направлении большую работу.
Республиканский детский музейный центр (РДМЦ), действующий в структуре музея–заповедника «Кижи» с 1994 года ставит перед собой цель «образования культурой» на основе приобщения детей к историческим корням, к опыту народной культуры через «погружение» в определённую историко–культурную среду и её актуализацию. В деятельности РДМЦ особое место занимают музейно–образовательные программы, которые обеспечивают системный подход к изучению историко–культурного наследия Карелии. Особенностью музейно–образовательных программ является то, что в их основе лежит предметно–вещный мир культуры, историко–культурная среда, памятники материального и нематериального наследия [1] . Значительное место в деятельности Республиканского детского музейного центра занимает этнокультурный компонент. Мы считаем очень важным погружение ребёнка в мир народной культуры в самом начале становления личности ребёнка: с дошкольного возраста. Программа «Дом», для детей 5–6 летнего возраста, созданная авторским коллективом РДМЦ знакомит детей с особенностями русского народного жилища, обычаями и традициями русского народа на основе использования местного памятникового потенциала [2] . Выбор названия «Дом» не случаен. «Дом можно рассматривать, как объект, который обладает практическими функциями, он имеет, также эстетическую, магическую функцию и функцию региональной и сословной принадлежности» [3] . Дом – это первая жизненная среда, в которую попадает ребёнок, это и малая родина и символ культуры.
Существенным моментом является то, что программа реализуется в специально организованной среде, которая представляет собой образную реконструкцию интерьера крестьянской избы дома Ошевнева – памятника музея – заповедника «Кижи». Фабула программы построена на основе материальной и духовной культуры русских Заонежья. Программа состоит из семи взаимосвязанных тематических блоков: «Дом, жилище», «Семья и бытовой уклад», «Народные ремёсла», «Хозяйственные занятия», «Фольклор», «Праздники народного календаря», «Путешествие на остров Кижи». Содержание программы, «средовые», «игровые» методики, применяемые в ходе реализации программы, дают возможность глубокого эмоционального воздействия на ребёнка и способствуют формированию его эмоциональной сферы, развивают и обогащают речь и словарь ребёнка. Например, при изучении народной жизни немаловажное значение имеет обращение к устному народному творчеству, которое помогает живо и образно довести до детей любую ситуацию из жизни крестьянской семьи. Народные сказки, пословицы, поговорки, считалки, загадки колыбельные относятся к числу этнографических материалов, они дают представление о крестьянском доме, внутреннем убранстве жилища, одежде, пище, и занятиях и ремёслах крестьян, явлениях природы, обычаях и верованиях.
Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают народные праздники. В ходе работы над освоением календарного обрядового цикла дети знакомятся с важнейшими христианскими праздниками и праздниками народного календаря: Рождество, Святки, Масленица, Пасха. Происходит реконструкция фрагментов народных праздников, и дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка. «Знания, окрашенные личными эмоциями, превращаются в мироощущение, мировоззрение, историческое сознание» [4] .
Другая музейно–образовательная программа РДМЦ «Музей и культура» [5] для младших школьников призвана содействовать становлению личности ребёнка, развитию его творческих способностей через ознакомление с историко–культурным наследием Карелии. В системе музейно–образовательных программ РДМЦ важное место занимает музейно–образовательная программа для юношества «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Концентрический способ построения материала программ предполагает усложнение и расширение содержания материала c учётом возрастных особенностей детей. Музейно–образовательные программы РДМЦ органично вписываются в систему гуманитарного образования школы в качестве регионального компонента в образовании и воспитании учащихся.
Следующей ступенью в системе музейного образования для подростков и молодёжи являются практики на базе Летней музейно–этнографической школы на острове Кижи. Школа решает задачи актуализации историко–культурного наследия Карелии через культуротворческую деятельность детей, что в свою очередь способствует духовному развитию личности ребёнка через эмоциональные переживания и жизненный опыт ребёнка. Метод «погружения» в культуру – это основной метод освоения историко–культурного наследия на базе Летней музейно–этнографической школы [7] . В настоящее время разработана разнообразная тематика по истории и культуре Карелии, и каждый педагог имеет возможность выбрать тему с учётом специфики интересов своей группы. В практике «погружения» соблюдается трёхчастная структура: подготовка проекта – программы «погружения», процесс «погружения в культуру» и – рефлексия. Проживая в историко–культурной среде заповедного острова, дети имеют возможность ежедневно соприкасаться с уникальными памятниками материальной и духовной культуры, открывая при этом для себя новые детали и подробности. Это даёт богатый материал для развития воображения, фантазии, развивает ассоциативное мышление детей. В музее «Кижи» можно познакомиться с традиционными технологиями ткачества, вышивания, изготовления поясов и украшений для костюма, резьбой по дереву, послушать колокольные звоны, пройтись в танце с Фольклорно–этнографическим театром музея, познакомиться с народными играми и разучить их, побывать на могиле выдающегося сказителя Т.Г.Рябинина, послушать былины. В Плотницком центре музея можно встретиться с художниками–реставраторами и увидеть, как возрождаются старинные памятники, а в деревенской кузнице познакомиться с кузнечным ремеслом. Ребёнок может попробовать себя в роли ткачихи, вышивальщицы, звонаря, плотника. Большой популярность пользуется банный день, когда дети парятся и моются в настоящей русской бане, следуя народным обычаям и традициям, о которых узнают накануне. Получаемые при этом знания – результат глубокого «погружения» в культуру. В течение пребывания на острове дети ведут дневники, в которых фиксируют свои впечатления, сочиняют стихи, составляют кроссворды, рисуют, вышивают, ткут пояса, занимаются плетением из лозы и берёсты. В настоящее время мы имеем прекрасные образцы культуротворческой деятельности детей. Например: детьми создано два короткометражных фильма о Кижах, десятки альбомов, иллюстрированных рисунками детей, разработаны детские экскурсионные маршруты по острову: «Фольклор Заонежья», «Храмы острова Кижи», подготовлены десятки стенных газет, информация для сайта, создана коллекция творческих работ, представляющая традиционные ремёсла Карелии. Все эти предметы составляют выставочный фонд центра и периодически экспонируются в городе и республике.
Технологии «погружения» и конкурсная система используется при реализации другого долгосрочного проекта – Республиканского детского музейного праздника «Кижи – мастерская детства» [8] . Это социо – культурный музейно–образовательный проект сохранения, актуализации и трансляции традиционной народной культуры народов Карелии, воспитания и образования детей, духовно обогащённых историческим, нравственным и эстетическим опытом поколений. Подготовка к празднику начинается за полгода до его проведения с разработки системы конкурсов, посвящённых теме праздника. Конкурсы широко рекламируются в средствах массовой информации и рассылаются во все районы. Особенностью праздника является то, что его создают сами дети, их родители и педагоги. Результаты конкурсов закладываются в композиционную основу праздника. Ежегодно объявляются конкурсы рисунка, литературных работ, фольклорно–этнографических коллективов, театров моды. Очень популярны семейные конкурсы. В рамках праздника «Встреча культур. Карелы. Вепсы. Русские» (1996 год) проводился конкурс «Традиции моего народа», В конкурсе принимали участие семейные коллективы, которые были одеты в одежду того народа, традиции которого представляли. Они должны были спеть песню на своём национальном языке, или исполнить танец, знать присказки, приговорки, прибаутки, продемонстрировать одно из ремёсел. Семьям, которые стали победителями конкурса, было предоставлено право стать «хозяевами» одного из домов–памятников на острове Кижи и принять гостей. В празднике 1999 года по теме «Путешествие в страну двух эпосов» источником детского творчества стало эпическое наследие Карелии – русские былины и карело–финский эпос «Калевала». В результате проведённых конкурсов были получены исследовательские работы, рисунки, самодельные книги, костюмы и эскизы костюмов по мотивам «Калевалы» и русских былин. Особого внимания заслуживают конкурсы – состязания, которые проводятся в день праздника на острове и являются составной частью праздничного действа – это конкурс «Богатырские состязания на острове Кижи», «Чтецов – исполнителей рун и сказителей былин». В празднике по теме «Достояние республики» (2000 год) проводился командный конкурс исторических городов Карелии «Наследники». Команды, представлявшие пять исторических городов должны были в литературно – музыкальной форме рассказать о достопримечательностях своего города. В конкурсе «Мастера–умельцы», в празднике «Как мера и красота скажут» (2002 год) состязались две команды на знание плотницкого ремесла. Ребятам были предложены задания (окаривание брёвен, сверление отверстий, забивание гвоздя на скорость и др.).
Особенностью музейно–образовательных программ и проектов РДМЦ является то, что они построены на основе историко–культурного и памятникового потенциала Карелии и музея–заповедника «Кижи». Сегодня мы можем говорить об их эффективности, поскольку они прошли успешную апробацию течение 11 лет [9] .
- [1] Шилова Л.В. Республиканский детский музейный центр – консорциум учреждений культуры и образования. // Летняя музейно–педагогическая школа на острове Кижи. – Петрозаводск, 2000. С.60.
- [2] Дом. Авторская музейно–образовательная программа для детей 5–6 лет. // Я вхожу в мир искусств. Музей и дети: программы и сценарии / Авт.кол.: Воронина Н., Годунова Т., Шилова Л. и др. – М., ВЦХТ 1998. C.43–54.
- [3] Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях славян – Л., 1983. С.3.
- [4] Музейно–образовательная программа «Дом» / Авт.кол.: Воронина Н.В., Годунова Т.В., Шилова Л.В, и др. – Петрозаводск., 1996. С.7. ФГУК «Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск. 1996. С.7.
- [5] Авторский коллектив Шилова Л.В. Воронина Н.В. Филиппова Е.И. при создании программы «Музей и культура» использовали опыт московских специалистов. См. Ванслова Е.Г. «Музей и культура». Программа для учителей и музейных работников. – Москва., МИРОС, 2001.
- [6] Шилова Л.В. Основы материальной и духовной культуры народов Карелии // Авторские программы для общеобразовательных школ Р.К. – Петрозаводск, 1996. С.133–143.
- [7] Воронина Н.В. Летняя музейно–этнографическая школа на острове Кижи. Организация. Содержание. Методика. // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. – Москва: ИПРИКТ РФ, 1999. С.135–139.
- [8] Шилова Л.В. Кижи – мастерская детства // Летняя музейно–педагогическая школа на острове Кижи–Петрозаводск, 2000. С.36–38.
- [9] Шилова Л.В. Республиканский детский музейный центр – консорциум учреждений культуры и образования… С.60–61.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.