Гущин Б.А. (г.Петрозаводск)
Из истории создания архитектурно-этнографической экспозиции музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
В 1945 г. в целях сохранения Кижского архитектурного ансамбля территория Кижского погоста была объявлена заповедником.
До 1950 года вопрос о перевозе памятников на остров вообще не поднимался, а значит и не стоял вопрос о создании какой-либо музейной экспозиции. Установленной и узаконенной музейной территории не существовало, а перевозимые вскоре памятники явочным порядком ставились на колхозной земле. Перевозка стала рассматриваться как единственно возможная мера спасения гибнущих памятников народного деревянного зодчества.
Первым памятником, перевезенным на остров Кижи стал дом Ошевнева (1876 г.) из дер.Ошевнево. Перевозка его была осуществлена в январе 1951 г. и положила начало созданию архитектурно–этнографической экспозиции музея.
В 1951 года реставрационные работы на острове Кижи возглавил московский архитектор Александр Викторович Ополовников, являющийся по сути основателем музея «Кижи».
Тогда же из деревни Коккойла Пряжинского района был перевезен амбар.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
После переноса в музей двух первых построек был создан эскизный проект его планировки (автор А.В.Ополовников).
Вопрос о создании интерьера в пока еще единственном музейном крестьянском доме был поднят только в 1958 году, когда в доме Ошевнева были открыты небольшие выставки:
- Из научных фондов Управления по делам строительства и архитектуры Министерства коммунального хозяйства КАССР (организатор А.В.Ополовников).
- Выставка фотографий и зарисовок по теме «Памятники деревянного зодчества КАССР» (организатор Р.И.Каталкина).
- Выставка икон XIV–XVII вв. (организатор Э.С.Смирнова).
- Выставка предметов крестьянского хозяйства и быта (организатор Р.И.Каталкина).
ТЭП выставок был составлен в 1961 году экскурсоводом отдела «Кижи» Карельского Государственного краеведческого музея М.И.Прасоловым.
В этом же году заведующим отделом Н.В.Воробьевым был разработан начальный вариант оборудования интерьеров избы, горницы, сеней, сарая, крытого двора, светелки, кладовой. При создании первых интерьеров своими фондами с Кижами поделился Карельский государственный краеведческий музей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1958 году в музей была перевезена церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (XIV в). В 1959 году – ветряная мельница из дер.Волкостров (1928 г.). В 1960 году были перевезены несколько памятников: часовня Михаила Архангела из дер.Леликозеро (XVII–XVIII вв.), дом Елизарова из дер.Середка (1880 г.), амбар из дер.Пелдожи Пряжинского района, часовня Трех Святителей из дер.Кавгора Кондопожского района (XVII–XVIII вв.), дом Сергеева из дер.Логморучей Прионежского района (1910 г.), рига из дер.Березовая Сельга (1875 г.).
Музей стал являть собой коллекцию достаточно отреставрированных построек, но не дающих представления о региональных и этнических особенностях народного зодчества Карелии. В связи с этим Всероссийскими научно–реставрационными мастерскими (ВНРМ) Госстроя РСФСР был подготовлен перспективный план работы по проектированию музея под открытым небом. В предварительном проекте предусматривалось размещение секторов по национальному, этнографическому и географическому признакам.
По второму варианту эскизного проекта планировки (1966 год, автор проекта К.М.Губельман, научный руководитель А.В.Ополовников) кижский музей должен состоять из трех этнических секторов: русского, карельского и вепсского. Ядро мплекса – крестьянская усадьба со всеми традиционными постройками. Моделирование комплексов деревень не предусматривалось.
В русском секторе, расположенном вблизи погоста, намечалось создание четырех архитектурно–этнографических комплексов. В карельском же и вепсском секторах на южном конце острова намечалось по одному комплексу. Во всех домах предусматривалось оборудование интерьеров. Погост рассматривался как самостоятельный комплекс – основное ядро будущей экспозиции музея.
Площадь, отведенная под архитектурно–этнографическую экспозицию (7 гектаров), была установлена без учета особенностей музея и перспектив его развития. Памятники оказались расположены слишком близко друг к другу, а высотность часовни Трех святителей из дер.Кавгора, снизила художественные достоинства Кижского ансамбля. Реализация проекта на весьма ограниченной территории не удовлетворяла ни руководство, ни коллектив музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1961 году в связи с переносом в музей дома Елизарова была создана усадьба крестьянина–середняка: дом, баня, рига, водяная мельница и огород с косой изгородью. В доме были воссозданы интерьеры курной избы, «сарайной горницы», чуланов, сеней и сарая.
Крестьянская усадьба зажиточного крестьянина Ошевнева была полностью укомплектована только в 1974 году: дом, два амбара, ветряная мельница, вешала и огород, обнесенный традиционной косой изгородью.
В 1966 году был перевезен дом зажиточного карельского крестьянина Яковлева из дер.Клещейла Пряжинского района, который стал основой карельского сектора. Все помещения дома были отданы под интерьеры, а в 1986 г. во дворе дома была открыта выставка по истории плотницкого мастерства на Севере (автор ТЭПа С.В.Воробьева).
В 1974 г. в музей из д.Волкостров (Щепино) был перевезен дом крестьянина–ремесленника Щепина, долгое время фигурировавший в музейных документах как дом–бедняка, в основном из–за своих небольших размеров. В доме был оборудован интерьер.
В результате экспедиционной деятельности музея с 1968 г. почти ежегодно вносились детальные изменения в ТЭПы существующих экспозиций. После ряда частичных реэкспозиций интерьеры домов стали этнографически намного точнее.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1972 году московским институтом «Гипрогор» был разработан Генеральный план музея (главный архитектор проекта В.Н.Выборный). Генплан комплексно подходил к решению не только архитектурно–этнографических экспозиционных проблем, но и к созданию инфраструктуры достаточно большого региона Заонежья с Кижами в центре. План был рассчитан до 2000 г.
Согласно Генплана архитектурно–этнографическая экспозиция занимала всю территорию острова Кижи, а также так называемые фоновые деревни, окружающие остров.
Генплан был явно перенасыщен экспозиционными комплексами. Только в южной части острова, до линии деревень Ямка – Васильево предполагалось разместить 153 объекта. Из них 22 крестьянских дома и 19(!) часовен. Эта территория и подразумевалась как первая очередь Генплана (до 1980 г.).
Используя основные направления генплана в 1972 году старшие научные сотрудники музея А.Т.Беляев и В.А.Гущина предложили свой тематико–экспозиционный план развития экспозиции музея–заповедника «Кижи» до 1980 года. Авторы ТЭПа сократили количество комплексов с 40 до 17, приведя убедительные аргументы. Почти все предлагаемые постройки имели конкретные адреса.
В 1970–е годы наметились основы русского сектора (Заонежье), в который вошли Кижский ансамбль, дом Ошевнева, дом Елизарова, дом Щепина, часовня Михаила Архангела из дер.Леликозеро. К дому Ошевнева были поставлены баня из дер. Мижостров и амбары из дер.Южный Двор и дер.Липовицы. К дому Елизарова была поставлена баня из дер.Усть–Яндома.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карельские амбары из дер.Коккойла и дер.Пелдожи от дома Сергеева были перенесены к карельскому дому Яковлева. Во всех усадьбах были сделаны традиционные изгороди.
Часовня Трех Святителей из дер.Кавгора была перенесена с Южного конца острова на место планируемого сектора карел–людиков в северной части острова.
В 1970–е – начале 1980–х годов много внимания уделялось формированию деревень резерватов Ямка и Васильево, куда свозились типичные крестьянские дома, ставившиеся на место исчезнувших. Иногда дома ставили и на совершенно новые места (дом Сергина), стараясь не нарушить общую архитектурно–планировочную характеристику уже сложившейся деревни.
В деревню Ямка были перевезены дома: Вичурина из дер.Вигово, второй дом Ошевнева из дер.Ошевнева, Ананьиных из дер.Красная Сельга, Пономарева из дер.Маньшино, Пертякова из дер.Усть–Яндома, Березкина из дер.Грязная Сельга. Дом Мошниковой был отреставрирован на своем месте в дер.Ямка, также как и амбар, находящийся у этого дома.
В деревню Васильево были перевезены дома: Сергиных из дер.Мунозеро, Кондратьева из дер.Верхняя Путка, Сергеевой из дер.Липовицы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На Нарьиной горе была поставлена часовня Спаса Нерукотворного из дер.Вигово.
В 1980–х годах в музее был создан Пудожский сектор, искусственно смоделированная пудожская деревня (авторы архитекторы–реставраторы Т.И.Вахрамеева и Г.А.Кутькова).
В экспозицию вошли следующие объекты: дом Бутина из дер.Пялозеро, дом Поташева из дер.Пяльма, дом Беляева из дер.Кубово, три амбара, макет баня.
В доме Бутина был воссоздан типичный интерьер пудожского крестьянского жилища конца XIX–XX века (автор ТЭПа Б.А.Гущин). В доме Беляева была открыта выставка «Лен в крестьянском быту» (автор ТЭПа О.А.Набокова).
В северной части острова началось формирование и остальных секторов музея. На самом конце острова планировался сектор северных карел, куда были перевезены ветряная мельница и рига из дер.Гафостров Музереского р-на.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Недалеко от часовни из дер. Кавгора был намечен вепсский сектор, куда были перевезены несколько вепсских амбаров и баня.
В эти же годы карельский сектор пополнился ригой из дер.Ламбисельга Пряжинского р-на, а рядом с домом Сергеева встала кузница из дер.Суйсарь.
В 1990 году «Мосгипрогор» по заданию музея подготовил документ, озаглавленный «Кижи. Генеральный план Государственного историко–архитектурного и этнографического музея–заповедника».
Реализация основных положений Генплана (1972 г.) и ПДП (1975 г.) подтвердила целесообразность и обоснованность его принципиальных научных положений. Тем не менее состояние формирование архитектурно–этнографической экспозиции нельзя назвать благоприятным. Основными причинами такого состояния разработчики Генплана сочли: слабую реставрационную базу, резкое расхождение между объемами реставрационных работ и реальных возможностей: от капиталовложений до количества рабочих, материалов и инструментов, несмотря на то, что музей на протяжении всех лет (перед 1990 г.) активно развивал производство и строил жилую зону.
По мнению работников музея формирование всех секторов в музее, намеченное Генпланом 1972 г., не осуществлено в полной мере по следующими причинам:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Генеральный план явно страдал гигантоманией, и количество памятников, намеченных к перевозке на остров приближалось к 300(!).
- Многие памятники, намеченные к перевозке в музей погибли от времени.
- Ряд памятников, намеченных к перевозке, позже было решено оставить на местах.
- Многие годы средства на реставрацию расходовались почти в полном объеме исключительно на перевозку в деревни–резерваты старинных домов под жилье работников музея и реставрационных мастерских.
Поэтому XXI век музей встретил этнически фрагментарной экспозицией в незавершенном виде.
В настоящее время на перевозку и завершение архитектурно–экспозиционных секторов рассчитывать не приходится, так как помимо сложностей финансового характера, возникают сложности чисто морального характера, связанные с возрождением у местного населения чувства национального осознания своих этнических корней и желанием оставить и сохранить свои старинные постройки на их исторических местах.
Поэтому, как мне кажется, в настоящее время приоритетными в Кижах следует считать глубокое и детальное изучение традиционной культуры Заонежья. Это позволит обогатить экспозиционно не только островную часть музея «Кижи», но и создать сеть небольших музеефицированных деревень с туристическими гостиницами и приютами различной комфортности.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.