Метки текста:
МузеефикацияДианова Е.В. (г.Петрозаводск)
Музейная педагогика и школьное краеведение
@kizhi
В 1990-е гг. стала формироваться новая научная дисциплина музейная педагогика, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением. Карелия славится огромным богатством материальной и духовной культуры: более двухсот тысяч реликвий находится в собраниях 7 государственных и 9 муниципальных музеев, в ста и более общественных и ведомственных музеях, более трех тысяч недвижимых памятников истории, деревянного и каменного зодчества, таких как: архитектурный ансамбль на о.Валаам, историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «Кижи». Воспитательно–образовательный потенциал памятников истории, архитектуры, этнографии становится все более востребованным в условиях реализации регионально–национального компонента и преподавания школьных краеведческих курсов по истории Карелии и Петрозаводска.
В Карелии музейной педагогикой активно занимается Республиканский детский музейный центр (РДМЦ), образованный в 1993 г. при Государственном музее–заповеднике «Кижи». Создание Республиканского детского музейного центра нацелено на преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом уникального историко–культурного и природного наследия Республики Карелия и низким уровнем его использования в системе образования. Неэффективность старых форм музейной работы с детьми привели к разработке новых форм взаимодействия музея и образовательных учреждений. РДМЦ ставит перед собой цель «образование культурой» на основе приобщения детей и подростков к их историческим корням, к живому опыту народной культуры через погружение в определенную историко–культурную среду. Главной задачей РДМЦ является разработка музейно–образовательных программ «Образование культурой» для всех возрастных групп детей и юношества как части системы непрерывного образования. Одна из таких программ «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» была разработана для учащихся 10–11 классов (автор Л.В.Шилова), она включена в национально–региональный компонент историко–обществоведческого образования Республики Карелия. Одной из задач курса является «развитие практического краеведения и активное участие в нем учащихся» [1] .
Создание РДМЦ укрепило сотрудничество школы и музея–заповедника «Кижи». Большую роль в воспитании любви к родному краю и формировании устойчивого интереса учащихся к истории и краеведению сыграло создание специальных классов по типу «ожившая экспозиция». Занятия проводятся с подлинными предметами народного быта, орудиями труда, посудой и проч., что позволяет детям прикоснуться к живой истории своей малой родины и своего народа, а не быть пассивными слушателями на очередном уроке.
На базе РДМЦ проводится реализация музейно–образовательных проектов в школах и образовательных учреждениях Петрозаводска и республики. Работники музея–заповедника «Кижи» одними из первых в России стали разрабатывать и внедрять на практике методику музейной педагогики. С 1994 г. решением коллегий Министерства культуры и Министерства образования РК РДМЦ является региональным научно–методическим центром в области музейной педагогики. На базе РДМЦ проводились республиканские и всероссийские научно–практические конференции по музейной педагогике.
На протяжении многих лет краеведческая работа с учащимися проводилась на базе районных музеев, школьных ленинских уголков или комнат Боевой Славы. РДМЦ – единственный в России музейный центр, который способствует созданию специализированных музейно–образовательных комплексов непосредственно в учебных заведениях. На их базе школьники обучаются по программе РДМЦ «Музей и культура», принимают участие в образовательной игре «Музейные уроки», в фестивале «Колесо обозрения». Такие музейно–образовательные комплексы созданы в некоторых детских дошкольных учреждениях и школах Петрозаводска. Например, с 1995 г. в Державинском лицее действует музейно–образовательный комплекс, где апробирована авторская программа Л. В. Шиловой «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии», здесь также размещена этнографическая экспозиция и картинная галерея «Карельская палитра». В школе №2 в 2000 г. создана музейно–образовательная база РДМЦ, музейный класс и «Музей дедов» [2] . В школе №43 с 1996 г. работает музейно–образовательный комплекс «Родник», реализуются программы «Музей и культура», «Предметный мир культуры» и «Историко–культурное наследие г. Петрозаводска» для начальной и основной школы. В старших классах реализуется программа «Материальная и духовная культура народов Севера». Концепция развития МОК «Родник» как базы РДМЦ была разработана с учетом специфики школы №43 (школа с углубленным изучением иностранных языков и предметов художественно–эстетического цикла) [3] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Начиная с 1993 г. на о. Кижи стала действовать Республиканская летняя музейно–этнографическая школа для детей из Петрозаводска и из других городов и районов Карелии. РДМЦ проводит конкурсы музейно–педагогических проектов среди школ и образовательных учреждений по истории, этнографии, природе музея–заповедника. Каждое лето проводятся детские музейные праздники. В 2003 г. проводился Х Республиканский детский музейный праздник «Кижи – мастерская детства», на котором подводились итоги конкурса творческих работ «Петровская ассамблея на острове Кижи». В 2005 г. праздник проводился не только на острове, но и в Петрозаводске.
С 2003 г. музей–заповедник «Кижи» и РДМЦ начали реализацию проекта «Летний университет на острове Кижи». Целью проекта было более активное использование потенциала историко–культурного и природного наследия о. Кижи в системе школьного и дополнительного образования. В июне 2003 г. состоялся первый семинар летнего университета и Карельского института повышения квалификации работников образования (КИПКРО) по теме «Национально–региональный компонент. Музейные технологии в интерпретации историко–культурного и природного наследия музея заповедника «Кижи»», в котором приняли участие преподаватели истории, географии, МХК школ г.Петрозаводска и методисты КИПКРО. Помимо посещения музейно–образовательных комплексов занятия Летнего университета проводились непосредственно на о.Кижи. Учителя прослушали цикл лекций о принципах музейной педагогики, технологиях и методиках актуализации предметного мира народной культуры, совершили обзорные экскурсии по заповеднику, познакомились с фондовой работой музея.
Участниками семинара были подготовлены музейно–педагогические проекты. Так, Т.П.Прокопенко, зав. информационно–методическим кабинетом КИПКРО и Н.В.Путинцева, учитель школы №45 г.Петрозаводска разработали проект по реализации национально–регионального компонента «Использование элементов музейной технологии в преподавании истории». Результатом реализации данного проекта является разработка учебных занятий школьному краеведению с использованием элементов музейной технологии по темам «Особенности хозяйственной жизни крестьян Заонежья в конце XIX – начале ХХ вв.» и «Традиционное крестьянское жилище (дом крестьянина Ошевнева) как источник информации о бытовом укладе и хозяйственной деятельности крестьян Заонежья в конце XIX – начале ХХ вв.»
В настоящее время в каждом районе Карелии в городских и сельских школах открыты краеведческие и этнографические музейные уголки и настоящие музеи. По примеру работников музея–заповедника «Кижи» в них стали использоваться интерактивные технологии в музейно–образовательных программах для учащихся Петрозаводска и других городов и районов республики. Так, учителя школ городов Костомукша, Сортавала, поселка Койвусельга Пряжинского района, Вешкельской школы Суоярвского района, Державинского лицея г.Петрозаводска разработали музейно–образовательную программу под названием «Я поведу тебя в музей» на базе школьных или районных краеведческих музеев. Программа элективного курса «Я поведу тебя в музей» предполагает знакомство учащихся с организацией работы музеев как во всей республике, так и в конкретном городе или селе. Учащиеся знакомятся с историей музеев и музейного дела, получают некоторые навыки по созданию музейных экспозиций по заданной теме. При этом используются различные формы проведения занятий с учащимися: лекция, экскурсия, видео–урок, сюжетно–ролевая игра, практикум, круглый стол, урок презентации личных коллекций и т.п.
В г.Олонец на базе Олонецкого национального музея происходит реализация музейно–образовательной программы «Музей и культура» (автор научный сотрудник музея И.В.Павлова). Данная программа включает следующие темы: Предметный мир культуры; Дети в карельской семье; Книга – памятник материальной и духовной культуры; Ремесла и промыслы карельского народа; Дом. Жилище; Волшебные творения женских рук; Что носили в старину; Праздники народного календаря; Путешествие в мир природы. Занятия проводятся в форме игры–путешествия, игры–поиска, игры–фантазирования, турниров и викторин, аукциона знаний и др. Учащиеся пишут сочинения по темам: «Я прихожу в музей, чтобы …»; «Зачем мы изучаем прошлое?»; «Какие дела наших предков мы продолжаем?» и т.д. Такие задания помогают общему развитию и воспитанию детей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, по примеру музея–заповедника «Кижи» музейная педагогика нашла своих последователей в каждом районе Республики Карелия, она активно участвует в реализации национально–регионального компонента и развитии школьного краеведения.
- [1] Шилова Л.В. Республиканский детский музейный центр – консорциум учреждений культуры и образования // Летняя музейно–педагогическая школа на острове Кижи. Петрозаводск, 2000. С.57–58.
- [2] Воронина Н.П. Республиканский детский музейный центр. Технология партнерства // Музей и краеведение на Европейском Севере. Петрозаводск, 2001. С.62.
- [3] Сергеева И.Ю. Музейная педагогика в учебно–воспитательной системе современной школы // Летняя музейно–педагогическая школа на острове Кижи. Петрозаводск, 2000. С.72–74.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.