Зайцева О.В. (г.Петрозаводск)
Проблемы актуализации сайта многопрофильного музея-заповедника
@kizhi
В настоящее время практически у каждого музея имеется Интернет–сайт – современное, популярное, технологичное средство массовой информации; средство доставки информации до пользователей в любом уголке мира. Сайт – это «визитная карточка» музея, по нему составляют свое мнение о музее миллионы человек. Сайт музея–заповедника «Кижи» (http://kizhi.karelia.ru) помогает туристам приезжающим на остров Кижи получить первоначальную информацию о музее и его экспозиции. Он содержит сведения актуальные для специалистов–музейщиков, в частности о структуре музея, составе фондового собрания, о научно–исследовательской, реставрационной и образовательной деятельности, о проводимых музеем мероприятиях и т.д.
При разработке, наполнении и поддержке сайта музея–заповедника «Кижи» в Интернет мы столкнулись с рядом трудностей.
1. С первой проблемой мы столкнулись при разработке структуры и системы навигации по сайту. «Кижи» – многопрофильный музей–заповедник, с большим количеством направлений деятельности, с очень разнообразными ресурсами – это и музейные коллекции, и памятники архитектуры, уникальная природа, археологическое наследие, нематериальное наследие, территория, инфраструктура, наука, культура и образование и т.д. Чтобы осветить на сайте все это многообразие ресурсов и направлений деятельности требуется очень разветвленная структура и навигация. На сайте мы стараемся максимально полно рассказать о каждом направлении деятельности, соответственно объем информации на сайте очень большой. На данный момент сайт насчитывает более 8 тысяч страниц самой разнообразной тематики.
Мы решили проблему навигации по сайту следующим образом: на данный момент на сайте – 8 основных разделов («Информация», «Архитектура», «Музейные коллекции», «Археология», «Природа Кижских шхер», «Фотогалерея», «Образование» и «Специалистам») и более 60 подразделов. В этом году планируется добавить еще 2 основных раздела: «Виртуальная витрина» и «Нематериальное наследие» (фольклор, традиционные технологии и др.).
Поскольку в каждом разделе находится также большое количество очень разноплановой информации, мы решили организовать навигацию таким образом: в каждом общем разделе содержится свое собственное меню с перечнем подразделов, со ссылками на основные разделы сайта (верхняя строка меню на каждом экране). Между разделами можно переходить не только с главного меню сайта, но и также с каждой страницы, пользуясь нижней строкой меню, дублирующей основную структуру сайта).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
2. Вторая проблема, с которой тоже вероятно сталкиваются все территориально–разрозненные музеи – это обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам со всех рабочих мест и оперативной передачи информации. Для этих целей в музее создается корпоративная компьютерная сеть, которая в настоящий момент связывает несколько объектов в г.Петрозаводске и на о.Кижи. Объединение различных объектов в компьютерную сеть в условиях острова Кижи это сама по себе очень сложная проблема, но она не является темой данного доклада. Но одновременно специалисты отдела информации и компьютерных технологий вели поиски максимально удобной технологии для оперативной передачи новостей и информации на музейный сайт.
В итоге нами был создан программный комплекс на базе технологии Интранет, с обеспечением доступа всем работникам, которые отвечают за предоставление, обработку и публикацию информации в Интернет.
Интранет – это внутренняя корпоративная сеть, построенная на интернет технологиях. С технической точки зрения интранет – это внутренний корпоративный веб–портал, призванный решать задачи нашего музея; задачи, в первую очередь, по систематизации и хранению информации.
Интранет – сайт доступен всем пользователям компьютерной сети музея «Кижи». Доступ к страницам сайта осуществляется через веб–браузер, что позволяет пользоваться услугами интранет–систем людям с минимальной компьютерной подготовкой.
Интранет, действующий в музее «Кижи» – это инструмент, позволяющий всем сотрудникам со своего рабочего места максимально просто и удобно добавлять информацию для размещения на сайте, это программная система, функционирующая на веб–технологиях (доступна через веб–браузер) внутри локальной сети.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Интранет–технология внедрена с целью информационного обмена внутри музея, координации совместных действий. Она позволяет осуществлять сбор информации для сайта, максимально быстро и удобно публиковать новости прямо со своего рабочего места. Для этого на главной странице предусмотрено два пункта меню – «Новостная лента» и «Информация на сайт».
Именно технологию Интранет было решено использовать при реализации крупного Интернет–проекта «На глазах у всего мира» для сбора информации по процессу подготовки и проведения реставрации Преображенской церкви. В проекте участвовало несколько подразделений музея, совместно наполняя через Интранет информационную систему. Далее эта информация оперативно шла на музейный сайт.
Структуру информационной системы было принято выдержать в виде календарного графика выполнения реставрационных работ (1999–2014 гг.), что было удобно и привычно для всех участников проекта.
3. Третья проблема, с которой также вероятно пришлось столкнуться в большинстве музеев – это своевременное получение информацию о событиях происходящих в музее и при этом снизить риск публикации неверной (непроверенной) информации. В каждом отделе музея приказом были назначены лица, ответственные за контроль актуальности информации размещенной в соответствующих разделах сайта, а также за подготовку и своевременное предоставление на сайт новой информации.
Таким образом, информационное наполнение и актуализация сайта музея «Кижи» осуществляется совместными усилиями всех подразделений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
4. Еще одна проблема, которую мы планируем решить в ближайшем будущем – создание англоязычной версии сайта, что должно являться важным инструментом маркетинговой политики музея и будет способствовать привлечению в музей зарубежных посетителей. Перевод сайта на английский язык позволит более успешно сотрудничать с зарубежными партнерами, сведения о музее–заповеднике станут доступны широкой зарубежной аудитории. Кроме того, информация о сайте, представленная на английском языке, будет всегда правильно отображаться и поддерживаться в любых браузерах мира. Частично наш сайт имеет англоязычную версию (несколько разделов переведены на английский язык), но это только статичная информация.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.