Незвицкая Т.В. (г.Петрозаводск)
Организационные и нормативно-правовые проблемы в реставрации
@kizhi
При проведении реставрационных работ музей сталкивается с целым рядом правовых вопросов, которые не решены в законодательной базе Российской Федерации.
Разработанная нормативно–правовая база по строительству не в полном объеме приемлема для реставрационных работ. Существующие реставрационные нормы и правила устарели, требуется их разработка или корректировка в соответствии с новым законодательством.
В ходе многочисленных проверок контролирующие организации (в основном специалисты со строительным, экономическим образованием) ссылаются на строительные нормы. В Федеральном законе №73 (далее ФЗ №73) «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» ст.45 п.4 указано, что «строительные нормы и правила применяются только в случаях, не противоречащим интересам сохранения данного объекта культурного наследия». Формулировка закона не четкая и не позволяет точно определить этот случай. Надзорные органы проверяют не качественные характеристики реставрационных работ, а наличие той или иной документации.
Для проведения реставрационных работ заказчику необходимо иметь согласованную и утвержденную проектно–сметную документацию (далее ПСД). Порядок разработки и согласования ПСД, определен следующими документами:
1. РНиП 1.02.01–94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно–проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры»; 2. Градостроительный кодекс РФ, а также некоторыми иными законодательными и подзаконными актами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В соответствии с Федеральным законом №169 «Об архитектурной деятельности в РФ» ст.2 перед началом проектных работ обязанность заказчика–застройщика оформить архитектурно–планировочное задание (далее АПЗ). Состав АПЗ определен постановлением Госстроя России №18–28 от 01.04.1998г.
В реставрационных нормах и правилах отсутствуют указания об оформлении АПЗ. Основанием для проектирования реставрационных работ согласно ФЗ №73, ст.45, п.1 является выданное разрешение органом охраны объекта культурного наследия (далее ОКН) в зависимости от значимости объекта (федеральным, региональным, местным органом охраны), приказ учреждения культуры о начале проектных работ.
Тем не менее, на объекты культурного наследия, расположенные в черте города, необходимо получать архитектурно–планировочное задание для разработки проекта с целью установления взаимоотношений с контролирующими и надзорными органами в городе и уменьшении количества ошибок на стадии сдачи объекта в эксплуатацию. При проведении работ в районах острой необходимости в оформлении АПЗ–нет, если отсутствуют инженерные коммуникации и решен земельный вопрос.
При проведении конкурса с целью выбора проектировщика или подрядчика Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» указывает на необходимость определения начальной цены. Но положения о расчете начальной цены не разработано.
При разработке разделов ПСД необходимо использовать не только реставрационные нормы и правила 1.02.01–94 п.2.1 (далее РНиП), где указан не полный список требуемых согласно законодательства разделов в ПСД, но и Градостроительный кодекс РФ ст.47 п.12, в котором по отношению объектов капитального строительства включены 12 разделов, часть из которых должны быть в проекте реставрации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Федеральным законом №73 обязательным является согласование проекта реставрации в органах охраны объектов культурного наследия. Перечень согласований проекта определен в АПЗ, в случае отсутствия архитектурно–планировочного задания экспертиза, согласования проекта реставрации выполняется на усмотрение заказчика–застройщика. Перечень согласований по строительным нормативам установлен в Постановлении Госстроя РФ от 29.10.2002 г. №150 и другими документами. Не согласованный реставрационный проект реставрации и приспособления приводит к невозможности сдачи объекта в эксплуатацию.
Разрешение на проведение реставрационных работ выдается соответствующим органом охраны ОКН согласно ФЗ №73, ст.45. В реставрационных нормах нет указаний на запрос разрешения на производство работ по реставрации в органах местного самоуправления или иных государственных структурах. Тем не менее, в соответствии с Градостроительным кодексом «Разрешение на строительство» является обязательным документом. В черте города такое разрешение необходимо получать для предупреждения несогласованности действий тех или иных структур.
При проведении реставрационных работ организация авторского надзора является обязательным условием. Противоречия, возникающие между МДС 81–35.2004, которыми установлена норма расходов на ведение авторского надзора на объектах строительства и капремонта в размере 0,2% от СМР, и Сборником цен на научно–проектные работы по памятникам истории и культуры (далее СЦНПР–91, Минкультуры СССР) не позволяют должным образом осуществлять авторский надзор. Разработанные Госстроем России МДС 81–35.2004 не учитывают специфики реставрационных работ.
Организации выполняющие реставрационные работы согласно Налогового кодекса РФ, ст.149, пп.15 освобождаются от НДС, однако, налоговый инспектор комментирует по разному эту статью закона (на основании справки от органа охрана ОКН, справки от экспертизы, на основании расценок) и определяет вид работ–ремонтный или реставрационный.
Не имея четкой нормативно–правовой базы, нового ценообразования учитывающего особенности реставрации, стимулирования налогообложения подрядных организаций, реставрационная деятельность в регионах России развиваться будет с трудом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вывод: первый вариант нормотворчества – это использование строительных норм при условии их корректировки в соответствии со спецификой реставрации. Данный вариант достаточно сложный, так как строительных норм много, появляются новые, а для их корректировки необходима группа специалистов–реставраторов в строительной отрасли.
Второй вариант – разработать реставрационные нормы и правила, методические указания соответствующие современным условиям. Данный вариант приемлем, так как сохранились проектные и производственные реставрационные мастерские, ранее выполнявшие эти работы.
В систематизированном виде основные организационные и нормативно–правовые проблемы в реставрации приводятся в следующей таблице.
Проблемы | Законы, подзаконные акты по вопросам реставрации | Иное законодательство | Необходимые не разработанные документы |
---|---|---|---|
АПЗ | Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» - нет указаний на оформление АПЗ | Федеральный закон №169 «Об архитектурной деятельности в РФ» ст.2 - указано на оформление АПЗ | Разработать или откорректировать РНиП по разработке, согласованию, утверждению ПСД |
Начальная цена | – | Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» | Разработать положение о расчете начальной цены товаров и услуг при проведении конкурса |
Разработка разделов ПСД | РНиП 1.02.01.-94 - указаны не все разделы | Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты - указание о разделах ПСД только по отношению к строительству и кап. ремонту | Разработать или откорректировать РНиП по разработке, согласованию, утверждению ПСД |
Согласование ПСД | Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» - указаны не все согласования | Постановление Госстроя РФ от 29.10.02г. №150 и другие законодательные акты - указание о согласованиях ПСД только по отношению к строительству и кап. ремонту | – » – |
Разрешение на производство работ | Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», РНиП - разрешение от органов охраны ОКН | Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты- разрешение на производство работ от органов исполнительной власти | Разработка инструкций, реставрационных норм и правил на производство работ |
Ценообразование | Сборник сметных норм 1984 года (ССН-84), СЦНПР-91 | Разработать новые | |
Качество | Методические рекомендации (отсутствуют в учреждениях) | – | Разработать новые методические рекомендации или обновить старые |
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.