Метки текста:
Заонежье Икона Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музеефикация Музейные коллекции ЭкспозицияПлатонов В.Г. (г.Петрозаводск)
Партнерские проекты: изучение и экспонирование икон заонежских и тубозерских мастеров середины – второй половины XVII в. из собраний музея изобразительных искусств Республики Карелия и музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
Одним из положительных явлений в жизни музеев России является растущее межмузейное сотрудничество в научной, выставочной и просветительской деятельности. В последнее время укрепляется партнерство между Музеем изобразительных искусств Республики Карелия и музеем – заповедником «Кижи». Одной из возможных акций межмузейного сотрудничества в области научной и выставочной деятельности могла бы стать подготовка совместной выставки – публикации, объединяющей произведения иконописи из обоих собраний. Выставка посвящена художественному наследию двух иконописных мастерских Обонежья середины – второй половины XVII в., располагавшихся на Заонежском полуострове и в селе Тубозеро на восточном берегу Онежского озера.
Иконы, вышедшие из указанных мастерских, изучались на протяжении длительного периода [1] , однако в большинстве случаев рассматривались изолированно. В нашем докладе излагаются новые материалы, позволяющие осветить историю взаимоотношений заонежской и тубозерской мастерских. На планируемой выставке представится возможность впервые объединить иконы «заонежан» и «тубозерцев» и прояснить некоторые вопросы, остающиеся пока не до конца решенными..
Центральным произведением тубозерской мастерской является храмовая икона Ильинской церкви на Водлозере «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» (МИИРК, И–1268). Согласно летописи на нижнем поле, она была написана в 1647 г. иконописцем Игнатием Пантелеевым. Интересно, что свое имя мастер зашифровал знаками криптограммы [2] . Переписная книга И.Писемского по Обонежью 1646–1647 г. указывает, что в с.Тубозеро жил «дьячок Игнашко Пантелеев», сын местного священника Пантелея Самсонова [3] . Несколько позднее в этом же храме служил брат Игнатия, Мокей Пантелеев, известный как «тубозерец, церковный дьячок» по подписным иконам в собраниях МИИРК и ГРМ..
Икона Игнатия Пантелеева заметно отличается от типичной продукции местных мастерских XVII в. Она выделяется, например, количеством клейм (20). Житийные циклы на обонежских иконах, даже более позднего времени, состоят обычно из 16–18 сюжетов. Для иконы характерны также пространные пояснительные надписи. Это свидетельствует о том, что автору иконы были знакомы новые тенденции в искусстве XVII в., связанные с усилением его повествовательной стороны. К отличительным чертам иконы относится также колорит, построенный на сочных, ярких красках. Вероятно, мастер Игнатий Пантелеев обучался в какой–то крупной мастерской, скорее всего, в одном из художественных центров к востоку от Обонежья.
Игнатий Пантелеев исполнил и другие произведения для Ильинской церкви на Водлозере. Так, очень близки к храмовой иконе Царские врата (МИИРК, И–1252, 1264. 1265, 1274, 1527), а также памятники из музея «Кижи» – «Богоматерь Грузинская» (КП–334/1), «Деисусный чин» (КП–334/6–12), центральная икона которого несет летописное сообщение (год утрачен, сохранился только месяц – август) и имя Игнатия Пантелеева, зашифрованное тайнописью. Кроме того, несколько икон сохранилось от праздничного яруса (КП–334/2–5) [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Иконы Деисуса и «Богоматерь Грузинская» написаны в более сдержанном цветовом ключе с преобладанием оливково–зеленого, светло–оранжевого. Эти краски присутствуют также и на храмовой иконе, и на царских вратах, но там они не определяют цветовой строй, уступая место ярким, контрастным тонам. Есть и другие отличия. Например, движки на лике Богоматери Грузинской исполнены в виде многочисленных сухих графических линий, что, на наш взгляд, не характерно для более живописной манеры Игнатия Пантелеева.
Почерк автора праздников также отличается от манеры Игнатия Пантелеева. Для них типично довольно необычное соотношение небольших фигур и изображенного на иконе пространства («Введение во храм», «Сретение». «Благовещение»). Индивидуален и не похож на стиль мастера Игнатия тонкий рисунок горок в «Рождестве Христове».
На основании сравнительного анализа можно предположить, что на Водлозере около середины XVII в. трудились по меньшей мере два иконописца – Игнатий Пантелеев и его близкий помощник, который писал праздники (возможно, он принимал участие и в создании других икон).
Весьма интересным комплексом икон третьей четверти XVII в. обладала Ильинская часовня в деревне Пяльма Пудожского района, которая расположена на северо–восточном побережье Онежского озера. Здесь, как нам кажется, работали мастера, имевшие отношение как к «тубозерской», так и к «заонежской» мастерской, о которой речь пойдет позднее.
В Пяльме сохранились две датированные иконы «Огненное восхождение пророка Ильи», идентичные по иконографии и композиции. В свою очередь, обе они точно повторяют композицию средника иконы Игнатия Пантелеева (или восходят к той же прориси, которую использовал этот мастер).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первая из них – подписная икона Мокея Пантелеева 1652 г. (МИИРК, И–375). Она имеет свои особенности письма и колорита. Этот иконописец меньше, чем Игнатий, стремится к живописной моделировке. В письме ликов на иконе Мокея нарастает суховатая графичность. В довольно скромном колорите сочетаются темно–синий, светло–оранжевый, охристый цвета. Обращает на себя внимание отсутствие ярко–красного пигмента, столь характерного для иконы Игнатия.
Вторая из пяльмских икон (МИИРК, И–370) раскрыта на одну четверть, но это не мешает составить представление и колорите и приемах письма. Плохо сохранившаяся вкладная надпись на нижнем поле все же позволяет датировать икону 1660 г.
Написана икона с применением яркого красного пигмента, близкого по силе и открытости цвета к иконе Игнатия Пантелеева. В то же время личное письмо иное, с охрением по прокладке красноватого тона. Самая примечательная особенность иконы заключается в характере белильных разделок на горках, напоминающих бегло очерченный силуэт ели. Забегая вперед, укажем, что близкий рисунок лещадок типичен для группы икон из Заонежья, хотя последние отличаются от насыщенной цветом иконы из Пяльмы своим темноватым колоритом. Возможно, этот мастер имел отношение к заонежской мастерской.
Из той же Пяльмы происходят «Спас нерукотворный» с вкладной надписью 1660 г. на нижнем поле (МИИРК, И–360), а также «Пророк Илья поясной» (МИИРК, И–372). С иконой Мокея Пантелеева их сближает особая система многочисленных движек на ликах. Таким образом, часовня в Пяльме была тем храмом, где имело место пересечение «тубозерской» и «заонежской» линий развития.
К рассмотрению группы заонежских памятников второй половины XVII в. мы и переходим. Эти иконы происходят преимущественно из южной части Заонежского полуострова – сел Типиницы, Великая Губа, деревень Тамбицы, Леликозеро, Беляева Гора в районе Кузаранды, а также из деревни Гольяницы на Водлозере (МИИРК, музей «Кижи», ГРМ).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Даты на иконах с летописными записями охватывают период с 1660 по 1677 год. Своеобразие группы заонежских икон начинается уже с особенностей обработки досок (пологая лузга на иконах крупного формата). Важным объединяющим признаком является подбор красок. Цветовая гамма включает мягкие и светлые оттенки молочно–зеленого, желтого, которые сочетаются с темно–синим (индиго), розовым, красно–оранжевыми (впрочем, иногда применяется ярко–красный пигмент типа натуральной киновари).. Фоны и поля почти всегда окрашены неяркой охрой, придающей иконам общий темноватый тон. Еще одна отличительная черта группы заонежских икон – неуверенный рисунок фигур, палат. Архитектурные фоны упрощены в сравнении с иконами тубозерцев, а соотношение архитектуры и фигур изменилось в пользу преобладания последних. Характерен уже знакомый нам рисунок разделок на горках в виде силуэта ели. Примерами произведений данной группы могут служить иконы «Никола Можайский, с житием» 1667 г. из дер.Тамбицы (МИИРК, И–480), «Св. София, Премудрость Божия» 1674 г. из дер. Леликозеро (музей «Кижи», КП–108/2).
Нельзя не отметить стилевую и иконографическую близость между заонежскими иконами и работами тубозерских мастеров. Некоторые факты подтверждают возможность контактов между двумя группами иконописцев. В Кузаранде до конца XIX в. хранилась подписная икона Мокея Пантелеева [5] . Из деревни Вицино (в районе Кузаранды) вывезена икона «Огненное восхождение Ильи», композиционно восходящая к иконам Игнатия и Мокея Пантелеевых, но имеющая рисунок лещадок в виде силуэта ели (МИИРК, И–620). Из с.Типиницы происходит рама (к утраченному вставному среднику) с клеймами жития Ильи (МИИРК, И–536), причем состав и расположение клейм точно воспроизводит икону Игнатия Пантелеева из Водлозерско–Ильинского погоста. Все это свидетельствует о том, что произведения братьев Пантелеевых пользовались в Заонежье популярностью. Кроме всего прочего, сама традиция помещать на иконах летописные надписи не случайно возникает в Заонежье после того, как подобные иконы появляются уже с середины столетия на пудожском берегу. Отзвуки искусства тубозерцев будут ощущаться в Заонежье и позднее. Например, в рисунке и колорите «Архангела Гавриила» второй половины XVII в. из с. Типиницы (МИИРК, И–516) просматривается образец – аналогичная икона из Ильинской церкви на Водлозере.
Таким образом, в результате исследований вырисовываются контуры двух иконописных мастерских Заонежья и Пудожского берега, связанных общностью иконографических источников и преемственностью стилистики. Очень важно, что многие из рассмотренных икон имеют точные даты создания, а иногда и имена мастеров. Имеются и некоторые архивные данные о мастерах и произведениях. Это дает уникальную возможность проследить процесс сложения и эволюции одного из стилевых направлений в иконописи Обонежья середины – второй половины XVII в.
- [1] Смирнова Э.С. Записи на иконах Заонежья как источник для истории северной живописи //Археографический ежегодник за 1966 г. М., 1968. С.41–48; Витухновская М.А. Проблемы изучения иконописи Заонежья XVII–XVIII вв. // Тезисы докладов к III зональной научно–теоретической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы изучения экономического и культурного развития Европейского Севера СССР». Архангельск, 1982. С.80–81; Гурвич И.М. Исследование группы памятников заонежской иконописи последней четверти XVII в. (на материале фондов музея «Кижи» // Древнерусское искусство: исследование и реставрация. Сб. научн. трудов / ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря. М., 1985. С.46–61; Платонов В.Г. Живопись Обонежья XVII–XVIII веков. Автореф. дисс. канд. иск. Л., 1987. С.14–16; Платонов В.Г. Живопись Северного Прионежья второй половины XVII в. // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып.VII. Вологда, 1999. С.37–41; Платонов В.Г. Икона и народное искусство. Некоторые наблюдения над стилистикой заонежской живописи второй половины XVII в. // Рябининские чтения '95. Сб. докладов. Петрозаводск, 1997. С. 387, 388.
- [2] Платонов В.Г., Сергеев С.П. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» 1647 г. с криптограммой // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1983. М., 1985. С.304–312.
- [3] Российский государственный архив древних актов. Ф.1209, Поместный приказ, Писцовые и переписные книги. №980. Л.238об.
- [4] Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи». Каталог / Сост. И.М.Гурвич. Петрозаводск, 1980. С. 19, 20, 57–59; Кижский акафист. Богородичные иконы в собрании музея–заповедника «Кижи» (Каталог выставки) // Авт. – сост. Г.И.Фролова. Петрозаводск, 2003. (См. кат. №№ 8, 13, 15, 17, 22, 24).
- [5] Архив Института истории материальной культуры РАН. Разряд III – Метрики церквей. №4218. Л.10.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.